Кончай базар...

Вместо отечественных сельхозпроизводителей на рынках Москвы — пустые места

Радуйтесь, традиционно не жалующие приезжих, особенно с юга, москвичи! Вот и настала она, новая жизнь на московских рынках. Как президент повелел, а затем премьер-министр подтвердил, “чужих” из торговых рядов уже погнали. И как показал рейд корреспондентов “МК” по нескольким рынкам, кое-чего власти уже добились.

Указание сверху выполняется строго: шибко незарегистрированных торговцев на столичных базарах нынче почти не сыщешь. Да, собственно, вообще почти никого не сыщешь. В торговых рядах зияют пустоты. Точно такие же, как в головах чиновников, задумавших устроить в стране базарную революцию.


Даниловский рынок. Корреспонденты “МК” были здесь всего-то недели три назад. Тогда здесь было изобилие “понаехавших”. Тянули за рукав, предлагали яблоки-арбузы-помидоры. Сейчас у главного входа продает овечьи и козьи шкуры одинокий продавец. Ну, думаем, вот она — дискриминация по национальному признаку. Однако продавец нас разочаровал:

— Нет, просто рынок перешел на зимний режим. От холода фрукты быстро портятся, вот все внутрь и ушли...

Внутрь — это в само помещение рынка. На дверях которого красуется объявление в духе “политики партии” — о том, что администрация призывает к сотрудничеству отечественных сельхозпроизводителей. А вот и специальные места для них. Абсолютно пустые. На рынке по случаю будней народу и так негусто. Но обычно этот вакуум компенсировало изобилие продавцов. Теперь и их не видно. В кои-то веки в Москве можно видеть свободный прилавок. Знакомый по прошлому рейду продавец рассказывает:

— Ну как сказал президент, так и выделили эти места. И стоят они пустые. А почему? Да потому, извини, что сельхозпроизводитель в России может одно из двух: либо производить, либо пить. А торговать — это своя наука. Какой русский будет здесь торчать с четырех утра до вечера?

Честно говоря, лично я ни за какие коврижки на работу к четырем утра приходить не стану. Заявляю это как коренной россиянин и, хуже того, москвич. Даже за тысячу долларов не приду.

Опять выхожу во двор и тут же натыкаюсь на этих самых производителей — из Тамбовской области. Говорят, что внутрь рынка они идти не торопятся по одной простой причине — там “проходимость покупателей меньше”. А как морозы ударят, так поневоле переместятся. Но самое неприятное то, что покупателей становится от года к году меньше. Не идет на рынок столичный люд. А я иду к администрации.

Замдиректора рынка толково и доходчиво объясняет, что они вовсю пытаются связаться с производителями в регионах. Одна беда — непонятно, с кем надо созваниваться. Система потребкооперации развалена, крупным производителям рынок слишком мал, а “мелких” непонятно, как ловить и чем приманивать.

— Вот сейчас-то и выяснилось, что инфраструктуры соответствующей у нас нет. Фермер, вырастивший несколько тонн продукции, брошен государством на произвол судьбы. Может показаться, что, мол, и ладно, страну не мелочевка кормить должна, а агрогиганты. Но не забывайте, что для таких мелких хозяйств приусадебный участок — единственный способ выжить. Поэтому об этих людях надо заботиться. Чтобы у себя дома они могли получить медкнижку, юридическую помощь, чтобы в дороге гаишники не грабили. А так, конечно, из фермеров поедут единицы. Если вообще поедут. Тем более в Москву...

Еще продавцы жаловались нам на грядущий закон о рыночной торговле. Там вроде бы специализация рынков будет строго прописана. Что это значит? А вот что. Покупатель на рынок перестанет ходить. Зачем ему переться туда, когда в супермаркете можно купить все? А на рынке ассортимент будет ограничен законом.

Черемушкинский рынок. И тут ряды продавцов поредели. Южан практически нет. Рынок открылся около трех недель назад (закрывали из-за нарушений в разгар антигрузинской кампании), но до сих пор покупатели на него не вернулись.

Продавщицы солений из двух разных регионов России (Дагестан и Владимирская область) торгуют рядом. Говорят, что азербайджанцы, как шухер начался, так снялись домой. И там и остались. Только вот их места никто не занял. Даже в гостинице при рынке места свободные есть (250 рублей ночь за койко-место). И покупатели тоже куда-то делись. На дверях рынка и здесь висит призыв к отечественным производителям. Ждут-с.

Однако, здесь и цены… Связка корюшки из 10 рыбешек стоит 400 рэ. И граммов в ней около 400. Рядом продают осетрину от 600 до 900 рублей за кило, так выходит, что корюшка дороже? Эх, сломали Палашевский рынок, а там корюшка подешевле была.

Продавщица квашеной капусты из Дагестана говорила нам, что 5 рублей за кило у нее съедает транспорт. Спрашиваю: чего, мол, здесь капусту не покупает и не заквашивает?

— А свою капусту куда девать? — отвечает. — Выкидывать?

Что-то и вправду непонятное творится с нашими рынками. По всему получается, что нужны они непонятно кому. Работой они обеспечивают единицы, покупают здесь продукты тоже немногие. Может, зря затеяли реформу? Дума вот сейчас будет заседать по этому вопросу. Выходит, что дел других и народных избранников нет?

Прославившийся в перестройку Рижский рынок . Понятно, и тут на самом видном месте висит призыв к фермерам. И тут они не торопятся занимать свои места. Может, боятся страшных азербайджанцев?

Словоохотливая продавщица все тех же солений, Татьяна Петровна, реализует свой товар здесь уже очень давно.

— Да, как зашумели, так азербайджанцев из первых рядов подвинули в глубь рынка, — поясняет она. — Но наш рынок всегда более-менее нормальным был — кто хотел, тот и торговал. Мне лично никаких препон никогда не чинили. А теперь вот посмотрим, кто на свободное место придет. И придет ли?

Места для российских сельхозпроизводителей и на Рижском есть. А производителей нет. Выходит, мановением административной палочки научить фермера торговать нельзя. Пятнадцать лет власти систему кооперации ломали, а теперь думают, что очередной “нацпроект по искоренению нацменьшинств” даст мгновенный результат.

Как конкретно проводится ныне реформа на рынке, наиболее ярко мы увидели в самом конце репортажа. У станции метро “Университет” есть небольшой рынок. В момент нашего посещения он был закрыт на две трети. Продавцы объяснили пустоту просто: “У нас проверка”. Проверяли их уже два дня, и когда проверка закончится, не знал никто. Как не знал никто, что именно ищут здесь проверяющие. Может, вакуум?

“МАФИЯ” БЕССМЕННА
Наши фермеры жить не могут без перекупщиков

От наведения “конституционного порядка” на городских рынках власть несет немалые потери. Об этом говорилось на встрече с подмосковными фермерами начальника управления Департамента потребительского рынка и услуг Москвы Георгия Николайшвили. Ну когда такое слияние власти и народа было?!

Он сообщил отечественным кормильцам, что Москва ждет не дождется фермеров сразу на 28 рынках. При этом на 12 из них (муниципальных) половина торговых мест сразу предоставляется крестьянам, и им дана 50-процентная льгота в оплате торгового места. Остальным 16 рынкам (где нет доли московского правительства) тоже дана команда подготовить места для фермеров и назначить им соответствующие льготы.

Такое счастье собравшиеся встретили без особого энтузиазма. Когда дело коснулось конкретно торговли, большинство стало высказываться, что им, производителям, лучше бы заниматься растениеводством. Ведь это только в сказках говорится, что зимой крестьянин целыми днями на печи валяется. Сейчас все они перебирают картофель и овощи, фасуют по разному весу. Но за товаром к ним никто не едет, как раньше, — посредников с рынка вытеснили.

— Я не верю, что у нас получится торговля, — честно признался “МК” один из фермеров. — Лет 5 назад я пытался зацепиться на рынке в Отрадном. Не смог. За один день с проверками ко мне приходили все: санэпидстанция, пожарные, налоговики, инспектора торга… Всем нужно было “отстегивать”, иначе павильон закрывали. Так меня и лихорадило: по три раза в неделю то закрывали, от открывали. Думаю, месяц-другой нас, конечно, потерпят, а потом начнутся “наезды”.

Особое сомнение у собравшихся вызывает такая новация работы на рынке, как торговля по комиссии. Чтобы фермер не тратил время на реализацию товара, он вправе его сдать неким ООО (сейчас в массовом порядке они регистрируются на рынках) по одной цене, а уже эти ООО будут продавать продукцию по другой — естественно, более высокой.

По сути, это те же самые перекупщики. С той только разницей, что “лица кавказской национальности” сами ездили по деревням и скупали картофель и овощи, а теперь урожай нужно самим везти в Москву…

Судя по всему, власть начинает понимать, что старую систему она разрушила, а новой не создала. Многие фермеры открыто заявляли, что обзаводиться санитарным паспортом (он стоит 1600 руб.) и дезинфицировать свои машины и прицепы (как требуют в СЭС) они не намерены.

— К сожалению, — отвечал московский чиновник, — мы тут помочь ничем не можем. Это требования не московские, а федеральные.

Вывод: видимо, рынки еще не скоро заполнятся покупателями. Как, впрочем, и продавцами.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру