Жанна Громова: от Бобрина до Добрина

Московский спорт

Тренер Ирины Слуцкой и восходящей звездочки Сергея Добрина Жанна Громова сделала исключение для «М-СПОРТА», подробно рассказав о себе, своих учителях и учениках.

ЧУЖОГО НЕ НАДО

– Жанна Федоровна, вы не любите давать интервью?

– Мне вполне достаточно известности учеников – нынешних и тех, кто у меня начинал. Кроме того, «интервью» со мной выходят регулярно, хотя я таких слов не говорила или произносила их по другому поводу. Мне кажется, это непрофессионально со стороны журналистов.

– Вы еще отличаетесь тем, что никогда не брали «подращенное» кем-то дарование. А по каким причинам уходили от вас?

– Среди самых первых воспитанников – я всегда работала только с одиночниками – были Николай Морозов, Илья Авербух. Но они очень хотели именно в танцы, и сейчас прекрасно реализуют себя как тренеры и как постановщики. Мартынова, Нелидина, Обласова, Найденова, Лезин начинали у меня. Главное, что труд мой не пропадает.

Ира Слуцкая занимается у меня с 6 лет, а Сережа Добрин попал в нашу профсоюзную тогда школу «Сокольники», переехав из Липецка. Обе школы сотрудничали, и, когда Сережин тренер решил сменить работу, была договоренность, что Добрин поедет именно к нам.

– Как вы стали тренером?

– Спортсменка я была посредственная. А педагогика мне всегда казалась интереснее, чем победа на соревнованиях. Позже я окончила отделение ГИТИСа, которого специально для тренеров фигурного катания добилась Людмила Пахомова . Но училась я уже у Игоря Бобрина.

– Сейчас вы работаете на «Локомотиве»?

– Нет, мы пришли сюда всей «сюповской» компанией после того, как на стадионе «Юных пионеров» не стало льда. Это замечательно, что нас здесь приняли всех вместе, предоставили прекрасную базу. Хотелось бы, чтобы и в дальнейшем школа сохранила свои традиции и своих людей.

ДРАГОЦЕННАЯ БЕССРЕБРЕНИЦА

– Сын никогда не ревновал маму к ученикам?

– Я отдала его в «Сокольниках» в хоккей с шести лет. Но поскольку вуз выбрал сложный, МАТИ, то остался любителем, хотя играет до сих пор. С детства он знал, что такое спорт, что такое тренер. К тому же часто ездил со мной на соревнования, за всех моих учеников до сих пор болеет, и с Ирой они очень хорошо приятельствуют.

Я часто думала о том, что, отдаваясь такой профессии, как тренер, жертвуешь своими материнскими обязанностями. Не сводишь лишний раз ребенка в театр, на музыку… Но, наверное, у хороших врачей, учителей, у журналистов те же проблемы? Во всяком случае, точно знаю, что сын меня ценит, гордится мной и моими воспитанниками.

– Вы строгая или тренер-няня?

– Я уверена в том, что тренер, прежде всего, должен руководить, даже суперзвездой. Ира, когда помладше была, вообще мне не возражала. Потом у нее появились свои предложения, мы их обсуждали. Что касается «девичьих» секретов, то со мной она не делилась. Даже когда собралась выходить замуж, до последнего держала это в тайне, считала, что я не пойму ее. Тут она ошибалась, ведь Сергея я знала много лет. Сергей часто приходил к нам на каток, вместе с Ирой много раз устраивал всей группе новогодние праздники. Они наряжались Дедом Морозом и Снегурочкой, Ира сама покупала подарки или приносила игрушки из дома.

Она вообще редкий человек в этом отношении. Когда было плохо с костюмами, после сезона сразу раздавала девочкам свои коньки, наряды – ни копейки ни с кого не взяла. Из поездок всем привозила сувениры.

Но «подружками» мы с ней никогда не были. Я и не ставила такой цели. Хотя если у моих учеников какие-то проблемы, в семье, с учебой, со здоровьем, я, конечно, сделаю все, что в моих силах.

– Если Ира уйдет, как вы думаете, ваше общение продолжится?

– Если жизнь ее будет связана с фигурным катанием, думаю, обязательно продолжится. А уйти из спорта совсем, мне кажется, ей быстро не удастся. Сейчас Ира учится в театральной академии на актерском факультете. Она считает, что если, допустим, работать на телевидении или в шоу, то надо делать это профессионально. Ее характерная черта – всегда учиться, поэтому она – Слуцкая! Кстати, у нее очень много друзей в театральной среде, одна из близких подруг – Катя Гусева. Вчера у Иры были долгие съемки шоу, где они задействованы вместе с Катей. Но рано утром Ира была на тренировке, готовила новый номер с хореографом.

А ОБОРОТЫ ВСЕ РАСТУТ

– Вы вообще как к этим шоу относитесь?

– Они работают на популярность нашего вида спорта. Кроме того, если это смотрят в мире, почему такого не должно быть у нас, в «фигурной» стране? Я сама смотрю, когда успеваю, хотя часто не соглашаюсь с оценками. То есть в чем-то там все, как в спорте.

– Жанна Федоровна, в свое время Ирины успехи как-то повлияли на ваши отношения с коллегами-тренерами?

– По-всякому было, но некоторые не просто порадовались, а еще и помогли нужным советом, как, например, Тамара Николаевна Москвина. Хотя я себя с ней никогда не сравню.

– С ребятами, например, с Добриным, вам легче или тяжелее?

– С мальчиками, может быть, в моральном плане легче, но если учесть современный уровень мужского одиночного катания… Надо очень много самой работать, тянуться вверх, чтобы чего-то достичь в этой области.

А с Сережей у нас нормальные отношения. Вообще, чем человек талантливее, тем больше с него спрос, значит, больше каких-то разногласий. Мы долго «переходили» из юниоров во взрослые. Но Сережа очень работящий. Сейчас он стал намного лучше, сознательнее, техничнее. Вокруг него хорошие педагоги – тренер по ОФП Виктор Козлов, хореограф Станислав Войтюк.

– Что есть в вашей жизни, помимо фигурного катания?

– Сейчас главный человек для меня – это внучка Анна, ей третий годик. Современные детки такие умненькие! Еще у меня есть золотой ретривер Филя (на самом деле по паспорту у него пятиступенчатое имя. – Прим. авт.) и дворняжка-кошка Феня. Филю мне подарила Ира три года назад, когда я потеряла своих двух любимых кокеров. Представляете, принесла большой цветной пакет прямо сюда, на очередной новогодний праздник! Феня и Филя очень дружат.

Почти так же страстно, как свою работу, я люблю водить машину, хотя долго не решалась сесть за руль.

– Вас не огорчает, что Ира может остаться в вашей карьере такой единственной?

– Столь высокую планку, как с Ирой, очень тяжело достичь, а перепрыгнуть еще тяжелее. У меня сейчас хорошие дети – Станислав Ковалев, Сергей Розанов, Рита Тертычная. Все они выучены мной, и мы идем дальше.

– Ваши ученики повторяют известный ритуал Иры Слуцкой, когда она вела с вами диалог прямо перед стартом?

– Ей это было необходимо, она не могла сразу взять и выскочить. Каждый раз мы говорили о разных вещах, и постепенно это стало ритуалом. А Сереже Добрину, например, достаточно взгляда, с ним мы все обговариваем заранее. С каждым учеником – свой диалог, может, даже и без слов.


ВИЗИТКА

Жанна Федоровна ГРОМОВА родилась 22 января 1949 года. Заслуженный тренер России по фигурному катанию. Тренер сборной России (одиночное катание), старший тренер СДЮШОР «Сокольники». Среди ее учеников – многократная чемпионка Европы, двукратная чемпионка мира, двукратный призер Олимпийских игр Ирина Слуцкая, бронзовый призер ЧМ-2005 среди юниоров, бронзовый призер чемпионата России-2006 Сергей Добрин, призер юниорского этапа Гран-при Маргарита Тертычная и другие.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру