Здравствуй, шопинг, Новый год

Получится ли не растратиться под ноль?

4 декабря 2006 в 00:00, просмотров: 151

Россиян недавно объявили главными новогодними транжирами — на гулянке наши не экономят. Согласно исследованию компании Deloitte на подарки, еду и развлечения мы готовы расходовать до 13% годового дохода (ирландцы, например, всего до 4%). Новогодняя потребительская лихорадка ежегодно разогревает инфляцию примерно на 0,1—0,2 процентного пункта, а продажи в магазинах поднимаются в 2,5—3 раза. Причем на некоторые категории товаров — аж в пять. “Болезнь”, как отмечают эксперты, со временем прогрессирует. Виной тому и рост доходов (на 20% в этом году), и возрожденный обычай выдавать “тринадцатую” зарплату, и просто возросшая уверенность в будущем — 49% россиян верят в стабильность ситуации в стране и не боятся тратить. И самый интересный обнаруженный экспертами “симптом” — мы все с большей готовностью клюем на предпраздничные приманки — от новогодних скидок до “беспроцентных” кредитов.

Самолет по цене велосипеда?

— Погрей руки на наших ценах! Небывалое снижение! Ликвидация товара! Скидки до 70 процентов! — вопит в экстазе костюмированное чудо-юдо у дверей одежного магазина. Разгромные проценты скидок, перечеркнутая фломастером “старая” цена — абсолютное оружие, тут же включающее у покупателя хватательный рефлекс. Психологи подсчитали, что 80% всех финансовых решений принимается под воздействием эмоций, и выписали “рецепт”: перед походом в магазин, вершащий подобный “акт благотворительности”, надо сделать глубокий вдох. Четко запланировать покупки и взять с собой деньги только на их оплату — это чтобы в ажиотаже не схватить с полки ничего лишнего. Тем более что широкий жест “дедов-морозов от торговли” чаще всего оказывается фальшивым. Ведь предновогодние дни — лучшее время, чтобы сбыть с рук неходовые вещи, залежавшиеся на складе. К тому же накануне распродажи ценники товаров, на которые объявляется скидка, нередко переписываются в сторону увеличения. Применяют торговцы и еще одну хитрость: в “распродающемся” магазине рядом с фирменными вещами под шумок вывешиваются турецкие или китайские подделки с очень привлекательной ценой. В ажиотаже покупатель и не заметит подмены. Закрытие, как в некоторых забугорных странах, у нас никому за подобные хитрости не угрожает. Так что пришедшая в Россию мода на “сейлы” вовсе не означает, что вместе с ней перекочевали и настоящие распродажи.

Подсчитано, что меньше других со скидками мухлюют крупные сетевые магазины с огромными объемами закупок и быстрым оборотом: им важно распродать все, пусть и по более низкой цене, чтобы освободить место для новых партий товара. По-настоящему снижают цены в дисконтах (или стоках) — магазинах вечных распродаж, которых в Москве существует несколько десятков. В их ассортимент обычно входят товары, имеющие высокие показатели оборачиваемости, в том числе и сезонного потребления. Летом это, к примеру, инвентарь для дачников, а начиная с конца ноября — новогодние товары. Перед праздником “скидочные” магазины обычно радуют покупателей дополнительной порцией щедрости… Одна беда — сложно выудить с полок (или вешалок) стока действительно оригинальный подарок.

Чего не скажешь о виртуальных прилавках интернет-магазинов. Их тоже “накрывает” предновогодний ажиотаж (в самые активные торговые дни доходит и до зависаний интернет-страниц). Цена отдельных товаров может быть уменьшена и на 90%, и на символические 5. Со скидками — солидными и не очень — в Интернете можно найти сувениры, от которых у адресата подарка гарантированно отвиснет челюсть. Корреспонденту “МК”, к примеру, удалось отыскать самогонный аппарат (3 тысячи рублей), рыцарские доспехи в натуральную величину (100 тысяч — дороговато, зато с шиком), алкотестер (1750), шпагу Наполеона (2500) — наверняка фальшивую, законсервированную раковину с выращенной в ней жемчужиной (650), табличку “Вход без подарков воспрещен!” (400) и еще массу привлекательной, хотя и бесполезной в хозяйстве всякой всячины. Довелось и кое-что прикупить: новогоднее “волшебное яйцо” за 270 рублей (как уверяют продавцы, абсолютный хит). Из яйца после полива водой “вылупляется” растение (обычная фасоль) с новогодним посланием на листике. “Через некоторое время растение может дать плоды, к сожалению, без послания” — обещается будущим фасолевладельцам.

О том, какие предновогодние скидки сделали в этот сезон виртуальные торговые точки, легко узнать на информационных сайтах, посвященных распродажам, достаточно лишь набрать в поисковой системе слово “распродажа”. Там же можно получить сведения о скидках и акциях некоторых обычных магазинов.

Нет приема без облома

Скидки перед Новым годом можно получить в самом неожиданном месте. Например, коммунальщики города Шарыпово, что в Красноярской области, додумались использовать этот маркетинговый инструмент для увеличения собираемости платежей. И в прошлом году провели новогоднюю акцию “Подарки честным людям”. Жителям, которые платили по счетам исправно, была предоставлена10-процентная скидка при оплате услуг ЖКХ за декабрь. А должники так вообще получили возможность за тот же декабрь вообще не платить. Но лишь при условии, что они полностью рассчитаются с коммунальщиками до конца года. К сожалению, акция как инструмент выманивания платежей провалилась: в ней приняли участие всего 78 неплательщиков. Так что вряд ли традиция коммунальных предновогодних скидок станет общероссийской.

“Не срослось” с новогодними акциями и у страховщиков. Проводить их запретила Федеральная служба страхового надзора (ФССН) после того, как автовладельцам наобещали золотые горы — подарки и скидки при оформлении договора ОСАГО. Служба постановила: такие поблажки “являются формой компенсации уплаченных клиентами взносов” и нарушением антимонопольного законодательства. Чем дали понять: тарифы по ОСАГО завышены.

Еще один заметный предновогодний облом случился в прошлом и у продавцов сотовых: одна из розничных сетей в честь праздника согласилась принимать назад телефоны, которые по каким-то причинам покупатели хотели бы вернуть. Однако акция вылилась в скандал: в торговые салоны выстроились длинные очереди, как во времена дефицита. Отличие в том, что народ пришел не приобретать, а возвращать…

Однако продавцы редко идут на рискованные акции: предновогодний маркетинговый арсенал российских компаний, как отмечают специалисты, небогат. Кроме традиционных распродаж и “ликвидаций” в ходу подарки в нагрузку к покупке. Например, купил плиту — получи чайник. Последний, конечно, входит в стоимость плиты, но об этом мало кто задумывается. Некоторые магазины, впрочем, додумываются до оригинальных сувениров: например, покупатели цифровых видеокамер получают в подарок режиссерские кресла.

Еще один прием, получивший распространение в последнее время, — сертификаты на подарок, чья стоимость составит половину цены покупки. “Покупаете что-нибудь не менее чем на 1700, и в январе можете забирать любой товар на 850. Не хватает — доплачиваете из своего кармана”, — объясняют в сетевом магазине косметики и парфюмерии. Январь в качестве периода “раздачи слонов” не случаен: в этом месяце наступает “мертвый сезон”, так как даже покупатели товаров категории люкс стараются экономить, потратившись в предпраздничные дни.

Менее распространенный прием — отправить покупателя изучать ценники конкурентов. “Попробуйте найти дешевле, — бросают вызов продавцы. — Если получится, то вам предоставят дополнительную скидку от той цены, которую вы найдете”.

Духи заменит компьютер…

Подавляющее большинство москвичей спит и видит в качестве подарка дорогую электронику. Пока что главным новогодним сувениром остается косметика и парфюмы, но магазины техники и электроники потихоньку начинают перетягивать новогоднее одеяло на себя. Это уже отмечено маркетологами. В декабре прошлого года продажи таких магазинов возросли на 15—20% по сравнению с тем же месяцем 2004 года — в этом сезоне ожидается продолжение “банкета”. Самая популярная подарочная электроника — цифровые фотокамеры, MP3-плееры, ноутбуки средней ценовой категории (1500—2000 долларов) и мобильные телефоны стоимостью выше 250 долларов. До компьютеров и плазменных телевизоров, которые занимают не последнее место в рейтинге самых желаемых подарков, среднестатистический покупатель пока не дорос…

Если говорить о щедрости на скидки, то в этом плане продавцы электроники и техники мало отличаются от коллег, торгующих другими видами товаров. Скидки в основном дают на марки далеко не топовой популярности. Многие в период предновогодних недель при помощи акций пробуют продвигать отечественный товар.

Кроме скидок распространена и раздача подарков — чаще всего они сопровождают покупку бытовой техники, жидкокристаллических и плазменных телевизоров и видеотехники. Как правило, подарок становится смысловым продолжением покупки: к чайнику прилагается чай, к кофеварке — кофе, а к плите — вытяжка. Не упускаются из внимания маркетологов и розыгрыши с типичными условиями проведения: “отправьте штрихкод купленного товара и выиграйте приз”. В качестве последнего может разыгрываться все что угодно: от будильника до турпоездки (даже на чемпионат мира по футболу в Германии, как в прошлый предпраздничный сезон).

Чтобы не остудить покупательский пыл, крупные магазины перед Новым годом устраивают акции под лозунгом “Сэкономим ваше время!”. Например, покупатель получает возможность пройти по “зеленому коридору” с уже протестированным товаром. Гарантийный талон на него заранее заполнен, и клиенту остается просто пройти на кассу. Экономит время и “электронная очередь”: благодаря ей покупатели не толпятся перед кассами, а выжидают, когда их номера высветятся на электронном табло.

Кто кидает дружно в ряд?

Очень тщательно готовятся к Новому году и операторы сотовой связи. Упустить лучшее время для привлечения новых абонентов не хочется никому: после удачных праздничных акций крупные сотовики фиксируют пополнение в несколько миллионов клиентов. Так что большая мобильная тройка в очередной раз подсуетилась с акциями. Здесь и призы (турпоездки), и магические превращения слов в подарки (то есть одаривание бесплатными минутами)…

Раньше сотовики делали ставку только на привлечение новых абонентов, теперь же приоритеты изменяются — нас хотят удержать (чтобы конкурент не переманил) и разговорить. Бесплатные раздачи дополнительных SIM-карт, популярные во время новогодних кампаний прошлых лет, уже не в почете — все равно абоненты выбрасывали 90% подарочных “симок”. Теперь принято мериться доходом от одного абонента и средним трафиком, приходящимся на него.

Активные участники предновогодней атаки на потребителя — автопродавцы, которые стремятся избавиться от машин, выпущенных в прошлом году. Средний объем скидок на новый автомобиль в Москве достигает 15% от первоначальной стоимости. Особенно жалуют торговцы автомобилями подарочной установкой какого-нибудь прибамбаса. Для стимулирования продаж проводятся акции по бесплатной установке на купленное авто зимних шин, кондиционеров и т.п. Нередко предлагаются льготные ставки по кредитам и страховке.

Продавцы самого дорогого товара — жилой недвижимости — тоже не остаются за бортом новогоднего ажиотажа. Новогодние распродажи недвижимости уже не редкость. Но большинство из них — не более чем умело спланированный рекламный трюк. Ведь перед Новым годом традиционно фиксируется сезонное повышение цен. Которое, по прогнозам аналитиков, с большой долей вероятности состоится и в этом декабре (несмотря на то, что в ноябре темпы роста цен на “квадраты” стремились к нулю). Да и скидки зачастую бывают — одно название. Характерный пример: в прошлом году одна из компаний-застройщиков обещала бесплатный “метр с кепкой” (всего 1,5 “квадрата”) только покупателям первых 155 квартир.

Как не заработать и влезть в долги

Уже более десятка крупных и мелких банков предлагают клиентам специальные новогодние вклады. И внакладе не остаются: в ноябре-декабре объем вложенных населением средств увеличивается в 2—3 раза. Одна из приманок для новобранцев — подарки. Самый распространенный — пластиковая карта. Есть возможность получить не только дебетовый, но и кредитный “пластик” с льготным сроком погашения долга, бесплатным годовым обслуживанием или прочими “поблажками”, на которые согласен расщедриться банк. Также клиента могут наградить скидкой на покупку элитной карты или аренду сейфовой ячейки.

Еще одним “пряником” для клиента являются розыгрыши, призами в которых чаще всего становится бытовая техника или электроника: от все тех же утюгов до плазменных телевизоров. Ее же могут вручить и без лотерей — если вы вдруг окажетесь юбилейным клиентом.

Основная ставка в период предновогодней кампании делается, конечно, на более привлекательный, чем обычно, процент по вкладу. Большинство таких программ краткосрочны: длятся от одного до трех месяцев: с ноября по январь. На повышенный процент можно рассчитывать, положив в оговоренный срок на счет 10—15 тысяч рублей. Вот только под громким словосочетанием “повышенный процент” скрывается какой-то мизер: на новогодних вложениях можно выиграть в среднем всего 0,5%. В прошлом году банки проявляли большую щедрость: новогодняя ставка превышала среднегодовую на 1—2%.

Получается, в банках на праздниках особенно не заработаешь. Зато у них можно попросить финансовую поддержку, чтобы облегчить для себя бремя предновогодних трат. Что немало соотечественников и делает: на ноябрь—декабрь у большинства банков приходится от четверти до трети годовых продаж потребительских кредитов. Банк согласится профинансировать покупки, взыскав с клиента от 12 до 28% годовых. Специалисты советуют кредитоваться в долларах: ведь ставки по рублевым кредитам выше, к тому же рубль продолжает укрепляться.

А когда Новый год уже на носу, потребительский зуд может вообще застать вас врасплох: денег нет, а покупок еще не счесть. В этом случае пригодится экспресс-кредит, который можно оформить прямо в магазине. Правда, надо смириться с тем, что проценты по этим долгам придется платить повыше, чем обычно, что бы ни обещали рекламные плакаты.

Впрочем, все больше наших соотечественников предпочитают влезать в долги наиболее традиционным для Запада способом — при помощи кредитной карты. Процентные ставки по “пластиковым” кредитам не сильно отличаются от процентов по потребительским кредитам. Зато если вы вернете деньги банку в течение предусмотренного льготного периода, с вас не возьмут ни копейки сверх суммы, которую вы одолжили. Что очень удобно: ведь тринадцатые зарплаты (или, на худой конец, премии) работодатели выплачивают, как правило, накануне праздников. А закупаться подарками надо уже сейчас.

Куда пойдем отовариваться?

Уже на днях в столице начнутся рождественские выставки-ярмарки. Главная общегородская площадка продажи новогодних товаров пройдет с 8 по 17 декабря в Сокольниках. Здесь можно будет не только приобрести новогодние украшения и подарки, но и поучаствовать в конкурсах, оценить блюда новогоднего стола, ознакомиться с коллекциями вечерних платьев, а также покататься на тройках и посмотреть выступления фольклорных коллективов. Еще одна ярмарка по продаже новогодней и рождественской продукции пройдет на площади Революции столицы с 25 декабря по 8 января.

Что же касается продукции к новогоднему столу, то приобретать ее москвичам придется, судя по всему, в магазинах. На рынках столицы полным ходом идет кампания по выявлению нелегальных торговцев. Впрочем, бояться дефицита не стоит. “Не нужно прямо сейчас бежать и затовариваться на праздники. Перебоев с продовольствием и алкоголем в городе не будет, — успокоил в преддверии праздничной суматохи руководитель Департамента потребительского рынка и услуг Владимир Малышков. — Шампанского, причем качественного, со всеми акцизными марками, и майонеза хватит всем. И в этом году, и в следующем”.

Может, перебоев и не будет, а вот некоторое подорожание праздничных продуктов за пару недель до 31 декабря знатоки сулят. Например, вареная колбаса — непременный ингредиент некоторых салатов — обещает подскочить в цене на 5—7%. А не менее традиционные для праздничного стола мандарины — на 15—25%.




    Партнеры