Дело Литвиненко: третий не лишний?

Убийц экс-офицера ФСБ ищут теперь и в Германии

География громкого дела Литвиненко в очередной раз расширилась. На днях полиция Гамбурга обнаружила следы полония-210 в квартире Дмитрия Ковтуна, встречавшегося с Литвиненко в Лондоне в роковой день — 1 ноября. Пока не ясно, как именно попал яд в дом российского предпринимателя — хранились ли там сами реактивы, или заражение произошло непосредственно от самого Ковтуна, но очевидно, что круг подозреваемых в деле Литвиненко существенно сузился. В довершение вчера все британские газеты вышли с заголовками “Известно имя убийцы Литвиненко”…


Эрцбергерштрассе — тихая улочка в районе Гамбурга Оттензен находится буквально в двух шагах от второго по величине вокзала города Альтона. Этот район заселен богатыми и благополучными семьями. А посему и дома здесь хотя и не новые, но солидные, отдающие налетом здоровой антикварности. Субботний полдень проходил как всегда: в книжном магазине “Hier und Jetzt” покупатели приобретали эзотерические трактаты, парикмахерша Ада стригла волосы, а на параллельной улице, на рождественском рынке, толпились любители попить глинтвейна. Внезапно обычную немецкую предрождественскую идиллию нарушил вой сирен. В считанные минуты на улице Эрцбергерштрассе, напротив дома 4, возникла пробка из полицейских машин, из которых выходили люди в форме и штатском. У подъезда был выставлен полицейский караул.

В квартире на первом этаже дома Ковтуна еще недавно проживала супруга контактного лица Литвиненко, немка по национальности. Сейчас она вместе с детьми проходит проверку на заражение радиацией. Как пишет журнал “Шпигель”, Ковтун долгое время жил в Гамбурге и 1 ноября полетел в Лондон на встречу с Литвиненко и Луговым. Однако насчет того, возвращался ли Ковтун после разговора с Литвиненко в Гамбург, пока никто ответа не дал: сам он находится в московской больнице с сильнейшим отравлением.

Как отмечает гамбургская полиция, находка, сделанная в их городе, обладает слабым радиоактивным излучением и в радиусе более 3,8 метра теряет воздействие. Тем не менее все 30 жильцов дома на Эрцбергерштрассе, 4, были эвакуированы. Сейчас постройку полностью изучают на присутствие радиации. Этот процесс может продолжаться до трех дней.

По словам представителей полиции, пока они не нашли каких-либо доказательств того, что убийство готовилось в Гамбурге. Для расследования создана следственная группа под названием “Dritter Mann” (Третий мужчина). Вскоре были произведены обыски и в других квартирах Гамбурга, в частности в квартире бывшей тещи Ковтуна в пригороде Пиннеберг.

Между тем в выходные все британские газеты открыто обвинили в убийстве “представителя российских спецслужб”. Хотя в интересах следствия имя не называется, даются прозрачные намеки, что речь идет об Андрее Луговом — именно в его номере и был, по версии Скотленд-Ярда, изготовлен яд для Литвиненко. Как стало известно газете Daily Telegraph, получившей пакет писем бывшего сотрудника ФСБ Михаила Трепашкина, находящегося с 2003 года в российской тюрьме за разглашение государственной тайны, Трепашкин не раз предупреждал Литвиненко о том, что его жизнь находится под угрозой. В частности, в одном из писем он открыто утверждал, что ФСБ “на высшем уровне” создала “серьезную группу”, получившую задание избавиться от Литвиненко и ряда других людей — по принципу “те, кто не с нами, те против нас”. Даже за три дня до смерти Литвиненко Трепашкин убеждал его начать сотрудничество с полицией и открыть известные ему факты о личностях отравителей. “Ты должен потребовать расследования. Если ты будешь молчать об этих фактах, тебя уничтожат”, — уверял бывший агент ФСБ своего товарища. В одном из последних своих писем Трепашкин указал на российского следователя, помогавшего Скотленд-Ярду в расследовании преступления.

The Sunday Telegraph сообщает, что ей через посредников удалось связаться с самим Трепашкиным, который назвал имя главного причастного к отравлению человека. Им оказался полковник российских спецслужб, который является одним из четырех офицеров ФСБ, выступавших вместе с Литвиненко на пресс-конференции в 1998 году и заявивших о готовящемся покушении на Бориса Березовского. Между тем вдова бывшего офицера ФСБ 44-летняя Марина Литвиненко высказала предположение, что к смерти ее супруга могут быть причастны российские власти. “Ясно, что речь идет не о самом Путине, конечно же, нет”, — отметила она. Однако, по ее словам, то, что делает Путин “вокруг себя в России, делает возможным убийство британского подданного” в Британии…

Между тем Андрей Луговой надеется, что в понедельник состоится его допрос, который проведут совместно следователи Генпрокуратуры и Скотленд-Ярда.

Как удалось выяснить “МК” из источников в Генпрокуратуре, допрос должен был состояться еще в пятницу, но не состоялся потому, что англичане изменили свои планы. Первым в списке допроса стоял Луговой, однако, видимо, из-за состояния здоровья допросили только Дмитрия Ковтуна. До сих пор больше никто из списка не был допрошен. Поскольку в деле, которое ведет Скотленд-Ярд, Генпрокуратура выступает именно как помощник, российская сторона пока не может сказать, что дальше предпримут англичане. В разговоре с “МК” Луговой заявил, что пока не будет комментировать многочисленные заявления в СМИ по поводу причастности себя и Ковтуна к отравлению Литвиненко.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру