Москву ждет парт-реформа

Нацпроект “Образование” улучшит работу столичных школ

21 декабря 2006 в 00:00, просмотров: 213

Москва — город интеллектуалов, и столичной системе образования завидуют многие регионы. Однако теперь “Образование” стало национальным приоритетным проектом, и его проблемам стали уделять внимание на самом высоком уровне. Что изменилось в столице с началом реализации нового нацпроекта? Сможет ли Москва в будущем году конкурировать с российскими городами? Об этом в интервью “МК” рассказала заместитель председателя комиссии Мосгордумы по науке и образованию, депутат Татьяна ПОТЯЕВА (“Единая Россия”).


— То, что в России появился такой нацпроект, очень важно. Он стал толчком для развития и реформирования системы образования, для достижения качества, эффективности, результативности и доступности образования (последнее особенно важно в связи с увеличением доли платного обучения).

В 2006 году на нацпроект “Образование” выделили 24,66 млрд. рублей. Задач у него несколько. Главная — ускорение модернизации российского образования. А направлений, по которым реализуется нацпроект, пять: 1) поддержка и развитие лучших образцов отечественного образования; 2) внедрение современных образовательных технологий; 3) создание университетов и бизнес-школ мирового уровня; 4) повышение уровня воспитательной работы в школах и 5) программа “Сельский школьный автобус”…

— Как выполнялись эти задачи в Москве, где уровень образования стабильно высокий?

— Расскажу, что было сделано в столице в рамках нацпроекта, а что — дополнительно. Прежде всего, в столице перешли на новую систему оплаты учительского труда. Свою деятельность в Мосгордуме я начала как редактор обращения о повышении выплат за классное руководство. В рамках нацпроекта эта проблема была оговорена, но специфика Москвы при этом не учитывалась. Дело в том, что в столице очень много образовательных учреждений, и многие из них не попали в список тех, кто имеет право на подобные доплаты. Мы эту проблему решили. Кстати, никогда прежде классное руководство, воспитательная работа не оплачивались. И сегодня в городе все классные руководители получают ежемесячно по тысяче рублей. Конечно, небольшие деньги, учитывая ту нагрузку, которая на них лежит. И тем не менее мы привлекли к этой проблеме внимание.

Как я уже говорила, одна из важнейших задач нацпроекта — стимулирование школ, внедряющих современные образовательные инновационные программы. Регионам выделили 3 млрд. рублей на поощрение школ, выигравших конкурсы в номинациях “Лучший образовательный проект” или “Лучшая экспериментальная программа”. Каждая школа-победительница получила 1 миллион рублей на дальнейшее развитие новых технологий. Сегодня по числу школ, получивших такие призы, лидирует не Москва, а Краснодарский край (их “выигрыш” составил 40,7 миллиона руб.). Москва заняла второе место (39,3 млн.), на третьем — Башкортостан (36,3 млн.). В итоге 118 школ в Москве получили по миллиону рублей. К тому же в рамках нацпроекта поощряли самых креативных и талантливых учителей — в столице премии по 100 тыс. рублей получили 394 учителя. И еще в рамках поддержки творческой молодежи премии получили более 25 тысяч педагогических работников.

Деньги нацпроекта пошли на внедрение образовательных технологий — большое количество школ оснащены современной техникой, оборудованием, компьютерами. Все школы Москвы подключены к Интернету, что очень важно для ведения современной образовательной деятельности. Ребятам с помощью Интернета легче искать информацию. И школы, выигравшие по миллиону, получили их не наличными — на эти деньги теперь ведется оснащение этих школ интернет-киосками, интерактивными досками (это классная доска, напоминающая экран монитора на компьютере, с массой всяких функций). Просто супероборудование!

— Как известно, в Москве введена и собственная система поощрения передовых школ и талантливых педагогов…

— Да, эти направления были и остались для правительства Москвы приоритетными. Для всех учителей общеобразовательных школ правительство города ввело надбавки к зарплатам (25 видов). А мэр ввел гранты Москвы в области образования (тоже по 100 тысяч рублей) не только для учителей, но и для работников высшей школы, талантливых студентов. На них город выделил более 94 млн. рублей. Отдельные гранты (на сумму более чем в миллион рублей) выделены по столичной программе “Одаренные дети”. В городе работает специальная школа для одаренных детей “Интеллектуал” — поступить туда сложно, нужно проходить даже психологические тесты. Но дети туда попадают лишь исключительно талантливые.

В Москве много федеральных вузов, но дети-то там учатся и московские. Поэтому правительство Москвы взяло на себя задачу их поддерживать, оказывать им материальную помощь. На это из городской казны выделено 700 миллионов рублей.

Еще в Москве создан фонд материальной поддержки и поощрения работников образования. Каждое лето правительство города вывозит отдыхать детей работников образования. Ну и напомню, что в школах столицы все учащиеся 1—4-х классов обеспечены бесплатным одноразовым питанием, а дети из малообеспеченных и многодетных семей — двухразовым. Введено дистанционное обучение для детей-инвалидов и детей, не посещающих школы (по такой форме сегодня учатся более 1,5 тысячи инвалидов). Все учащиеся обеспечены учебниками и пособиями за счет средств казны.

А все конкурсы, проводившиеся в рамках нацпроекта, проходили при участии членов столичного правительства — первого заместителя мэра Людмилы Швецовой, чиновников Департамента образования. Что касается поддержки лучших образцов отечественного образования, то Юрий Лужков объявил в городе конкурс “Школа будущего”. Сегодня он уже завершился, определены победители. Дипломы получили 30 школ. Это — известные образовательные учреждения Москвы, многие из них выставляли себя на “миллион” и получили этот миллион от российской казны.

— Какие проекты школ-победителей запомнились вам больше всего?

— Прежде всего проект “Социальная карта школьника”. Он уже реализуется в 39 школах столицы — в ЦАО, СВАО и Зеленограде. Платежная карта позволяет полностью исключить из обращения детей наличные деньги, что очень помогает скрыть социальный контраст между детьми. К тому же ни сигареты, ни пиво по карточке не купишь, что нравится родителям — дети могут тратить выданные ими средства только в школе и только на питание. Родители могут получать отчет о потраченных деньгах. Но карта эта многофункциональна: она решает вопросы безопасности (удостоверение личности на входе), функционирует как проездной билет в общественном транспорте. В будущем предполагается заносить на карту итоги успеваемости школьника, медицинскую информацию (группу крови, отводы от прививок, аллергические реакции). Возможно, по карте станет можно посещать интернет-кафе, библиотеки, кружки, секции. Это современная технология, которая облегчает жизнь и родителям, и учителям, и детям. Детям очень нравится, что и у них есть платежная карта, как у взрослых. Еще в Москве есть образовательные учреждения, работающие по проекту “Школа, где процветает грамотность”. Многие их педагоги стали победителями нацпроекта. В основном в этих школах используются технологии, связанные с программой чтения. Одна школа, участвующая в конкурсе “Школа будущего”, которая занимается воспитанием читающего учащегося, стала лауреатом.

— Это очень приятно, потому как интерес к чтению в последние годы резко упал…

— Да, и мы посвящали несколько комиссий этой проблеме. А теперь программа поддержки чтения и грамотности серьезно обсуждается на федеральном уровне. 2007 год в России объявили годом чтения. По поводу падения интереса к чтению… На меня произвели сильное впечатление такие цифры:

в 80-е годы 80% родителей хоть раз в неделю читали детям, в 90-е их стало всего 26%, а сегодня — уже 6%! Без чтения развитие детей невозможно, и мы будем поддерживать проекты развития интереса к чтению.

— Известно ли вам мнение общественности на предмет реализации нацпроекта “Образование”?

— По нашей просьбе сотрудники кафедры социологии московского пединститута проводили соцопрос на сей счет. Не буду приводить вам его весь — он довольно обширный. Расскажу об общих, наиболее значимых тенденциях. Опрос показал, что люди недовольны системой экспертизы лучших инновационных проектов и считают, что ее нужно менять. Например, привлекать к ней заказчиков образовательных услуг, представителей бизнеса, производителей. Дело в том, что экспертиза проводилась на основании представленных бумаг. И вот школы состоятельные заказывали хороший презентационный материал, привлекали к делу научную общественность, специалистов. А у школ победнее средств на это нет. И многие из них не приняли участие в конкурсе не потому, что им нечем похвастаться, а потому, что у них не было возможности корпеть над бумагами. И вот что получилось — по миллиону рублей в Москве получили 118 школ, а претендовали — всего 183. Конкурс не дотянул даже до 2 учебных заведений на 1 премию! А школ в столице более 2 тысяч! Претендентов могло быть значительно больше. Думаю, форму оценки надо изменить — с “бумажной” на визуальную (например, сделать обязательным выезд комиссий на объект). То же самое получилось и с учителями — на 394 премии, выделенные для Москвы, нашлось всего 650 кандидатов. В Москве конкурс должен был составлять 5—6 человек на место. Но не составил. Причина та же. Надо было собирать кучу бумаг в доказательство эффективности своей работы. Обидно, что простые общеобразовательные школы в результате ничего не выиграли. Выиграли лидеры, которые всегда были лидерами. И теперь они будут оснащены еще лучше. Иногда возникает мысль — может, деньги нацпроекта нужно было распределять как-то по-другому? Конечно, надо определять лидеров, но ведь самые серьезные проблемы с оснащением, оборудованием не у них, а у общеобразовательных школ.

— Как известно, в Москве лишь 10% детей специалисты называют здоровыми. И недавно в Мосгордуме рассматривали проект “Паспорт здоровья школьника”. Расскажите о нем подробнее.

— Думаю, здоровых детей даже меньше. Как бывший директор гимназии скажу, что в школы с повышенной нагрузкой должны принимать только абсолютно здоровых детей. И все они приносили справки. А потом брали освобождения от физкультуры… Здоровье детей в мегаполисе ухудшается. В чем причина? В экологии, социально-экономических условиях, постоянных перегрузках. Но ряд специалистов считают, что причиной может быть и… недогруженность детей. Такие дети чаще попадают в сомнительные компании. И чтобы найти золотую середину между перегруженностью и недогруженностью, а также выяснить, какие факторы влияют на здоровье детей, была разработана программа “Паспорт здоровья школьника”. Сначала ею занимался Департамент образования, ее апробировали на “школах здоровья”. Но сегодня вопрос решается шире, к программе подключился Департамент здравоохранения, он вносит в паспорт свои коррективы. И вскоре паспорта здоровья мы внедрим во все школы Москвы. В документе будут отражены основные показатели здоровья и физиологические характеристики детей: рост, вес, давление, острота зрения, осанка… Плюс — рекомендации специалистов (для родителей, учителей, детей): что нужно сделать, чтобы поправить здоровье. Например, заниматься лечебной физкультурой, сократить время пребывания за компьютером, скорректировать расписание. Специалисты будут решать, какие дни для ребенка самые сложные и как их разгрузить. Школы оборудуют кабинетами со специальными приборами для комплексной диагностики детей. И уже сейчас во всех школах города установлено оборудование для диагностики зрения. В паспорте будут специальные странички для родителей (как ребенок ест, сколько спит) и анкеты для самих детей.

— Москва твердо настроена на победу в будущем конкурсе регионов?

— Москва непременно примет участие в этом конкурсе и надеется занять достойное место. Не случайно мы строим Наукоград на территории ВВЦ, где соберут все самые современные технологии. Не знаю, правда, успеем ли мы его построить за этот год. Знаете, в Санкт-Петербурге есть такой “космический корабль”, где проходят выездные уроки для школьников. Дети изучают в “условиях полета” географию, биологию, астрономию… Наукоград на ВВЦ, где также будут проходить уроки для детей, где школьники смогут, как говорится, потрогать руками все то, что изучают в теории, будет нашим, московским ноу-хау. А Департамент образования должен проводить мониторинг реализации инновационных программ в школах-победителях, и его результаты должны быть доступны.

Столько внимания было привлечено к образованию, школам в этом году! Нацпроект стал толчком к тому, что федеральные власти обратили внимание на проблемы, связанные с детьми. И в Москве 2007 год объявлен Годом ребенка. Думаю, реализация послания президента, программа поддержки семей с детьми, принятая недавно Мосгордумой, все вместе позволит изменить отношение к детям, семье, образованию.




    Партнеры