Традиции в кондиции

Современное искусство рождается в Строгановке

12 января 2007 в 00:00, просмотров: 476
  Мало кто знает, что многие известные представители современного искусства не так давно усердно копировали да Винчи и Боттичелли, делали доклады на тему “Архитектура барокко” и изучали предметный мир Древнего Египта. А занимались они этим в одном из старейших учебных заведений России — Художественно-промышленном университете, знаменитой Строгановке. Ее выпускники зовут себя “строгачами”, и неспроста. Все они — носители строгановских традиций. Выставка с таким названием открылась в выставочном зале “Тушино”.
     
     Экспозиция поражает разнообразием техник и стилей. Сюрреалистическая картина Юрия Сычева “Вода небесная” с тонкой рефлексией эпох и стилей, написанная в духе голландцев, соседствует с легкой и сочной акварелью “Гроза ушла” Фомичевой в лучших традициях русского романтического пейзажа. И все же ключевой для понимания того, что такое строгановские традиции, является музейная часть экспозиции. Представленные на ней предметы декоративно-прикладного искусства еще в начале XX века снискали славу на международных выставках. Но впечатление на иностранцев произвела не только экзотика русского народного искусства, но и мастерство художников, работавших в русском стиле. В музейную экспозицию включены вещи подлинные и уникальные: резные разукрашенные прялки, ларцы XVII века, деревянные ковши и братины. Рядом с ними — роскошные блюда и кубки, ажурные шкатулки и письменные принадлежности из Оружейной палаты Кремля. Все это копии высочайшего класса, выполненные студентами Строгановки.
     Работы артели художников-гончаров “Мурава”, основанной выпускником Строгановки Филипповым, — это настоящий творческий полет, керамика, ставшая эталоном мастерства и вкуса. Майоликовую вазочку керамист и искусствовед Филиппов создал, когда еще был студентом Строгановского училища в 1903-м. Это настоящий керамический декаданс: утонченность и надломленность почти в буквальном смысле. Главный орнаментальный мотив — павлиний глаз.
     Напротив музейных раритетов — произведения современных авторов, между этой “актуальной” керамикой и изделиями артели “Мурава” — столетия. Но объекты современного искусства с их интерактивом и не всегда понятной образностью не контрастируют, а вступают в диалог с музейными предметами.


Партнеры