Христовых людей охраняют иудеи
Спецкор “МК” передает с празднования Крещения в Израиле
Иудейская пустыня, которая начинается прямо “за стенами” Иерусалима, нынче не таит опасности для паломников. Это в давние времена лихие бедуины грабили и убивали здесь каждого второго. Нынешние израильские бедуины мирно пасут скот. Опасности ждут не от них, а с другой стороны — от Палестинской автономии и соседней Иордании. Оттого путь к Иордану мало похож на шествие по мирным холмам. Двойной ряд колючей проволоки по обеим сторонам дороги, желтые таблички с надписью: “Осторожно, мины”, военные машины с минометами на подъезде к священной реке — вот приметы времени. Иордан — река пограничная. Ее восточный берег — уже мусульманская Иордания, а до него рукой подать. Это во времена Иисуса Иордан в январе разливался на километр — сейчас река в ширину не более 15 метров.
Но, несмотря на атрибуты военного времени, народу в этот день к реке стекается великое множество. Кого тут только нет: греки, арабы-христиане, православные со всего мира, больше всего из России и с Украины. Российскую паломническую миссию привез Фонд национальной славы им. Андрея Первозванного. А православным с Украины пришлось добираться за свой счет. “Молитесь за дружбу между Россией и Украиной”, — говорит мне Алевтина из крымской Алушты. Она приехала в Израиль впервые, а вот монашенка Магдалина из Одессы — уже в 77-й раз.
На берегу со всех сторон звучит разноязыкая речь. Вавилон, да и только. Кто-то молится, кто-то поет, кто-то громко рассуждает (руссо туристо, облико морале). В белые крещенские одежды переодеваются прямо на берегу. Так и стоят — в рубахе и кроссовках или на шпильках — в ожидании начала освящения вод.
По русской традиции воду освящают дважды: 18-го в полдень (на Сочельник) и в полночь (на Крещение). По греческой традиции (Иерусалимская патриархия принадлежит именно ей) воду освящают однажды — 18-го числа в полдень. Патриарх Иерусалимский отслуживает службу в греческом храме, затем процессия с крестным ходом спускается по дороге, петляющей между холмов, к берегу. Патриарх три раза бросает деревянный крест в белесые воды Иордана. Через секунду в небо взмывает белый голубь — символ благочестивой веры. Обряд совершен, и народ рвется к реке, чтобы втиснуться в единственное окошко, которое оставили им израильские власти. Все прочие подходы к берегу затянуты сеткой с колючей проволокой (здесь опасаются терактов).
Не всем повезло в этот день добраться до воды. Но истые христиане сумели-таки трижды окунуться в Иордан, славя Отца, Сына и Святого духа…
…С крыш двух храмовых построек на берегу за крещенскими действиями наблюдали солдаты с автоматами. Их дело — беречь покой граждан.