За что выпьют "общественники"?

Евгений Велихов: “Слава богу, мы не превратимся в бюрократов, разъезжающих с воем сирен по пробкам”

  Год назад Общественная палата собралась на свое первое заседание. Так в России появился гражданский институт, к мнению которого власти обязаны прислушиваться. Итоги работы в интервью “МК” подвел секретарь Общественной палаты, академик Евгений ВЕЛИХОВ.
     — Какие удачи за этот год были в работе палаты? И что бы вы отнесли к неудачам?
     — Многие социально значимые законопроекты получили нашу экспертную оценку, но сказать, что мы удовлетворены этой работой, нельзя. У нас и к себе есть претензии, и депутаты не всегда заинтересованно относятся к нашим документам. Кроме того, мы начали серьезную работу в области общественного контроля нацпроектов. Наша комиссия по вопросам здравоохранения заняла жесткую позицию. Мы провели пленарное заседание, в ходе которого обозначались наши расхождения с предложениями правительства, и отправили туда свои рекомендации.
     Второй вопрос — образование. Комиссия ОП по вопросам интеллектуального потенциала нации очень много работала с Министерством образования, проводили слушания, исследовали мнение общественности. Думаю, здесь у нас определенное продвижение есть.
     С начала работы палаты мы самое пристальное внимание уделяли положению в Вооруженных силах. Члены палаты выезжали на места, как было во время расследования трагического случая с рядовым Андреем Сычевым. В конце концов начал работать Общественный совет при Минобороны. Это была наша инициатива, что, кстати, министр обороны всегда подчеркивает.
     — Какие подводные камни во взаимоотношениях палаты с органами власти обнаружились за этот год?
     — Усиление центральной власти, желание забрать в руки все рычаги управления, включая финансовые, — такая политика очень опасна. Конечно, краткосрочные вопросы так решать легче, но при этом мы подрываем перспективу, основы демократического общества. Есть и конкретные вещи. Скажем, мы ведем диалог с правительством, но слабый, — как нам перейти от экономики, построенной на продаже ресурсов, к экономике, основанной на продаже наукоемких технологий. У нас есть свои идеи, но никто в правительстве их не слушает.
     — Кстати, согласно опросу ВЦИОМ, 42% населения слабо понимают, чем занимается палата…
     — Это нормально. Да они, может, и не знают, что есть такая Общественная палата… Но 28% нам доверяют. Всего за год абсолютно новому образованию в стране доверяют столько же людей, сколько Госдуме. Не думаю, что это плохо.
     — И как вы собираетесь изменять ситуацию?
     — Тут, конечно, и наша недоработка. У нас до сих пор нет своей телевизионной программы. Мы свои законные возможности не используем. Но мы уже работаем над созданием такой программы.
     — На какие сообщества поделилась палата — если не вести речь о комитетах? Нашел ли, например, доктор Рошаль общий язык с Аллой Пугачевой?
     — Конечно, все наши члены — довольно яркие индивидуальности. И далеко не всегда из их мнений мы можем собрать мнение коллективное. Но мы к этому и не стремимся. Просто нужно четко различать: вот это мое мнение, это мнение, рассмотренное и одобренное комиссией, это мнение всей палаты, оно одобрено пленарным заседанием...
     — Говорят, здание, которое вам выделили на Миусской площади, для работы совсем не пригодно…
     — Там нет таких помещений, где мы можем проводить пленарные заседания. Ничего страшного. Общественная палата построена на том, что нам не платят зарплаты, не обеспечивают нас соответствующими фондами. Можно понять, конечно, и законодателей: они боятся, что, если нам все сразу выдать, мы превратимся в новую бюрократическую организацию, разъезжающую с оглушительным воем по пробкам Москвы. Слава богу, этого нет. То же самое происходит и со зданием. Может, и правильно: не будем цепляться за свое место — нам же всем уходить через два года.
     
Виктория ПРИХОДЬКО

     ИЗ ДОСЬЕ "МК"
     ЧТО ЕЩЕ УДАЛОСЬ
     •Учтены предложения ОП при принятии Закона об условиях деятельности общественных объединений и некоммерческих организаций; поправок в избирательное законодательство.
     • При участии Комиссии ОП по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов был отменен обвинительный приговор в отношении водителя Олега Щербинского, обвиняемого в совершении ДТП, в котором погиб губернатор Алтайского края Михаил Евдокимов.
     • Палата приняла участие в разрешении конфликта, связанного с принудительным выселением людей в Южном Бутове, а также в решении проблем обманутых соинвесторов долевого строительства жилья.
     • Палата выступила в защиту волгоградской газеты “Городские вести”, закрытой городскими властями. Работа издания возобновилась, но под новым названием — “Волгоградская газета”.
     • Комиссия ОП по коммуникациям, информполитике и свободе слова в СМИ высказалась за необходимость модернизации системы подписки на издания. Готовятся рекомендации к новой редакции Закона “О почтовой связи”.
     • Палата приступила к разработке текста Хартии журналистов. Документ в дальнейшем позволит решать спорные вопросы внутри медийного сообщества и во взаимоотношениях журналистов с властью.

“Чем для вас важна работа в палате?” — спросил “МК” “общественников”.

     Владимир ПОТАНИН, председатель Комиссии по вопросам развития благотворительности, милосердия и волонтерства:
     — Для благотворителя очень важна общественная стимуляция, поддержка. Мне кажется, что сейчас в обществе не очень корректное отношение к благотворительности и благотворителям. Есть неясность мотивов — зачем люди этим занимаются, последствий — не будут ли уходить от налогов… Но, на мой взгляд, благотворительность — это не что иное, как способ облагородить среду вокруг себя.
     Наша комиссия стремится создать максимально благоприятные условия в стране для тех, кто готов тратить время, усилия и ресурсы на благотворительную деятельность. Конкретным результатом деятельности комиссии стало принятие пакета законов о целевом капитале некоммерческих организаций, который направлен на развитие долгосрочной и устойчивой благотворительности в нашей стране. В январе закон уже вступил в действие.
     Елена ПРОКЛОВА, актриса:
     — Каждый человек уделяет своей работе ровно столько времени, сколько ему интересно. Я провожу в палате достаточно много времени. Но успеваю заниматься театром, и кино, и своей семьей, конечно же. Работа в ОП — не для популярности или денег. Как правило, у заседающих в палате все это есть. Важно только искреннее желание помочь.
     В палате я курирую ситуацию с генетически модифицированными ингредиентами. Также занимаюсь проблемами экологии. В частности, мы боролись за сохранение Байкала. И у нас получилось отстоять озеро.
     Карен ШАХНАЗАРОВ, режиссер, гендиректор киноконцерна “Мосфильм”:
     — Передо мной возникла более развернутая картина того, что происходит в стране. И это мне, безусловно, интересно как режиссеру, как человеку и как гражданину, живущему здесь и сейчас.
     Я, среди прочего, занимался в ОП проблемами игорного бизнеса в России. Нам хотелось привести его в более цивилизованное состояние. И власть в этом вопросе к нам прислушалась. Я вообще считаю решение проблемы игорного бизнеса одним из главных достижений палаты.
     Последнее заседание нашей Комиссии по культуре было посвящено вопросам оплаты труда. В первую очередь это касается работников культуры в провинции. Из-за маленьких зарплат они уходят в другие сферы деятельности. Вот мы в комиссии и пытаемся что-то поменять, причем как можно скорее.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру