Не человеческий фактор

Как отнять кровное у железного ящика?

  Торговца, “заигравшего” мои 20 рублей, можно было разве что со злости пнуть. Дискутировать с ним без толку, а жалобной книги уж точно не допросишься. И все потому, что ни капли в нем человеческого нет — что с автомата взять?
      “Умных ящиков” вокруг нас все прибывает: на 30—50% ежегодно. 20 тысяч автоматов ведут “бездушную” торговлю в общественных местах по России, 100 тысяч принимают платежи за связь… Банкоматы, контент-терминалы, фотокиоски, фандоматы (для приема пластиковой и алюминиевой тары), картоматы, “автоматизированные билетные кассиры”, паркоматы… И каждый “ящик” — со своим фирменным закидоном. Каких сюрпризов ожидать от самых распространенных в городе автоматов, решил разобраться корреспондент “МК”.

     
     Самый известный торговый автомат в Москве прописан в столичной мэрии — он продает чиновникам красную икру, за что прозван “икрометом”. Это первый в мире автоматический торговец икрой: даже японцы, продающие через ящики раков, жуков и прочую экзотику, до такого не додумались.
     Остальные примерно пять тысяч московских торговых автоматов продают горожанам товары попроще и подешевле — в основном кофе, прохладительные напитки. Невыдача “ящиком” такого рода товара никого не разоряет — не случайно жалобы на автоматы в организации по защите прав потребителей не поступают. “Жертва” автомата предпочитает махнуть рукой или решить проблему с хозяином устройства.
     Даже у бесхозного на вид автоматического торговца есть “группа поддержки”, состоящая из живых операторов. Телефон, по которому с ними можно вступить в контакт, указан на самом аппарате.
     — Наш специалист выедет сразу после звонка, — уверил оператор. — Вернет деньги или выдаст товар.
     “Немедленно” выехавший специалист пропадал, правда, дня четыре… Но мятые десятки честно привез.
     Впрочем, это все мелочи. Гораздо неприятнее сюрпризы от самых распространенных автоматов — платежных терминалов, с помощью которых экономящие время россияне оплачивают связь и даже коммунальные услуги.

Бандура — дура

     Платежные бандуры, которых на территории столицы уже более 10 тысяч, установлены для тех, кто бережет время, но не деньги. То есть не против немного переплатить в обмен на ускорение процесса. С каждой операции по приему платежей хозяин кладет в карман до 10%. Приобретатель терминала (а его установка не контролируется государством) может неплохо зарабатывать — с автомата в месяц капает 1000 и более долларов прибыли.
     Некоторые компании, правда, не берут комиссию за коммунальные платежи и квартплату, осуществляемые при помощи терминала. Это услуга, которую еще раскручивать и раскручивать: пока что менее 10% столичных жителей направляются для оплаты счетов не в банки, а к автоматам в ближайшие супермаркеты.
     — Москвичи еще просто не разобрались, — объясняют в одном из единых информационно-расчетных центров (ЕИРЦ) столицы. — Многие опасаются, что деньги могут не дойти до места назначения из-за какого-либо технического сбоя.
     Чтобы кровные в случае чего не ушли “в никуда”, следует сохранить чек, который выдаст автомат. Если платеж не учтен, этот финансовый документ предъявляйте в ЕИРЦ.
     Для новичков в деле оплаты счетов при помощи терминала сюрпризом станет невозможность получить сдачу. Однако это вовсе не недоработка. Лишние деньги автомат себе не присвоит — они пойдут в счет оплаты на следующий месяц.
     Основной доход владельцам автоматов по сбору средств с населения приносят платежи за сотовую связь. Согласно прошлогоднему опросу ROMIR monitoring, их совершает 91% пользователей автоматов. Такие услуги, как пополнение банковского счета через пластиковую карту и оплата доступа в Интернет, не могут похвастаться такой популярностью (31 и 27 процентов соответственно). Так что именно с “непрошедшими” платежами за сотовую связь связана большая часть нареканий на “ящики”. Однако сами терминалы не так уж часто виноваты в “непереводе” средств. Главная причина проблем — сбои, подвисания платежной системы. В случае проблем машину выручит опять же человек: платежные автоматы поддерживает круглосуточная служба.
     Напороться на мошенников, совершая платежи через автоматы, достаточно трудно: “левые” платежные терминалы у нас еще не развелись. Зато возможность поделиться с теми, кому не положено, существует при работе с “собратьями” платежных терминалов — банкоматами.

Шах и мат от банкомата

     Подсчитано, что в последние годы у российских владельцев карт мошенники крадут полмиллиарда долларов ежегодно. Уровень “пластикового” воровства составляет 8—25 центов на каждые 100 долларов. Нередко своеобразным пособником мошенников становится банкомат. Безобидный на вид, а на деле слегка “улучшенный” в пользу охотников за чужими матсредствами. Перед картоприемником аппарата устанавливается инородное устройство — скиммер (в переводе — “сборщик”). Когда ничего не подозревающий клиент вставляет свою карту, “сборщик” берется за работу: считывает информацию с магнитной ленты. Несколько секунд — и у мошенника в активе данные, необходимые для изготовления копии карты. Пин-код обычно подсматривается при помощи установленной неподалеку видеокамеры. Скрыть информацию от камеры можно, загораживая клавиатуру рукой, а вот от другого метода подсматривания пин-кода таким образом не спастись: на клавиатуру может быть установлена накладка. Она и “запомнит”, какие кнопки нажимал клиент.
     — Чтобы не допустить случаев мошенничества с банкоматами, банки устанавливают собственные камеры наблюдения. Есть и недостаток — найти преступника, имея на руках лишь изображение, задача не из легких, — рассказывают в одном из кредитных учреждений страны. — Клиент практически любого банка может и самостоятельно защитить себя от крупных краж, сократив дневной лимит на снятие средств. А вот если понадобится крупная сумма, придется идти в отделение банка. Можно также разово увеличить лимит, сообщив банку данные, которые он запросит.
     И самое главное: банкоматом лучше пользоваться там, где он практически гарантированно не сможет стать источником опасности. То есть в главном офисе банка и его отделениях. Неудобно, но сохранность средств требует жертв.
     Банкомат может подложить свинью и без помощи посторонних. Один из распространенных сбоев — проглатывание карточки. Повышенному аппетиту устройства может способствовать неправильно введенный пин-код, “скармливание” просроченного “пластика”. В любом случае, если в выдаче денег отказано, а карточка “съедена”, надо связаться с банком или компанией, установившей “прожорливый ящик” (телефон должен быть указан на его корпусе). Специалисты также советуют сразу же заблокировать “захваченную” карточку. Чтобы впоследствии получить кровное, иногда приходится ждать несколько дней.
     Получается, что самый “нервотрепательный” из распространенных автоматов именно банкомат. Скольких нервных срывов стоил, к примеру, масштабный сбой в системе крупного госбанка! Свихнувшиеся аппараты целый день заглатывали карточки, выдавая информацию об обнуленных счетах. Остается только гадать, сколько сердечных приступов было зафиксировано в этот день. Но это тот “налог“ на блага цивилизации, который в конце концов всем приходится платить.
     
     Сыграть, но не в ящик
     К 2009 году где-то в степях и болотах будут созданы четыре резервации, в которые сгонят всех “одноруких бандитов”. А так как спрос на игровые автоматы значительно упал, их производители массово переориентировали производство. Чтобы не вылететь в трубу, вместо “одноруких бандитов” теперь выпускают платежные терминалы, а также контент-киоски для продажи музыкальных файлов для mp3-плееров, java-игр. Так что получается: власти, объявившие войну игорному бизнесу, дали этому рынку настоящий толчок.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру