Датский уголок

5 февраля

  Дорогие читатели! Специально для Интернет-издания «MK.ru» теперь готовится новая версия популярной газетной рубрики «ДАТский уголок». Ежедневно будут обозреваться самые редкие и интересные даты, не упомянутые в бумажном варианте «МК». Мы будем признательны за все отклики, добавления и исправления. Пишите novosti@mk.ru
     
     
ДАТА ДНЯ – 5 февраля

     
     1973 год - в Торонто началось сооружение самой высокой в мире башни.
Самая высокая постройка мира, Канадская башня (Canadian National Tower, или СN Tower), вместе со шпилем антенны в высоту равна 553,5 метра (1815 футов). Строили ее 40 месяцев. Идея заключалась в том, чтобы башня могла беспрепятственно принимать и передавать сигналы (многочисленные небоскребы Торонто создают помехи). Эта башня стала визитной карточкой Торонто.
     Работы по строительству CN Tower начались в феврале 1973 года. Группа экспертов еще до начала работ изучила самые разные башни-"конкурентки". Задача была в том, чтобы новая башня стала не только самой высокой, но и имела соответствующий внешний вид, место для огромного числа гостей (CN Tower посещают около 1,7 миллиона человек в год) и смотровую вышку.
     На это грандиозное сооружение израсходовано 40 522 кубических метра бетона, 129 кубических метров железобетона и 5080 тонн стали. Общий вес башни приблизительно равен 132 080 тоннам. На строительстве были заняты 1537 рабочих, которые начали с того, что выкопали котлован 15-метровой глубины, при этом подняв на поверхность 63 000 тонн почвы. Строительство башни обошлось в 57 миллионов долларов.
     В результат на свет появилось самое высокое безопорное сооружение в мире (на 36 м выше Останкинской телебашни) - стройная башня с круглой капсулой Скайпод (Skypod) на высоте 351 метр. Капсула внутри и снаружи оборудована смотровыми галереями, в лучших традициях таких сооружений в ней располагаются ночной клуб и ресторан (конечно, дорогой). Здесь же действует постоянная фотовыставка, на которой представлена история строительства.
     СN Tower в сентябре 2006 года была признано ещe и самым высоким винным хранилищем на планете. Оно создано при ресторане "360 градусов" на отметке 351 м и предназначено для хранения 9 тыc. бутылок. Сейчас там находится одна из наиболее изысканных винных коллекций Канады. Хранилище оснащено двойными дверьми из черешневого дерева, системой климатического контроля, специальным столом для дегустации вин.
     
     1752 год – российская императрица Елизавета Петровна учредила правостороннее движение. Хотя до февральской революции 1917 года еще редкие в то время автомобили и многочисленные конные экипажи передвигались по левой стороне дороги.
     В списке левосторонних стран значились в то время и другие страны, не попавшие в XIX веке под наполеоновскую оккупацию - Португалия, Англия, Австро-Венгрия, скандинавские страны и другие. Довольно долгое время, до 2-й мировой войны, в Европе существовало как левостороннее движение, так и правостороннее. Причем в Австрии сложилась просто уникальная ситуация: одна половина страны ездила по левой стороне, другая - по правой.
     У наших ближайших дальневосточных соседей - Китая и Кореи до 1946 года было тоже принято левостороннее движение. Однако освободительный поход Советской армии принес в эти страны не только идеи Ленина-Сталина, но и «правильное» движение.
     На сегодняшний день левостороннее движение сохранилось в Ирландии, Великобритании, Японии, ЮАР, Австралии, Новой Зеландии, Индии, Кипре, китайском Гонконге, Сингапуре и ряде африканских стран.
     Откуда взялся «правый» руль см. http://www.autocentre.ua/article/2452.html: История автомобильной безопасности см. http://carsafety.report.ru/_5FolderID_21319_.html;
     
     1850 год – в США запатентована первая счетная машина – арифмометр. Русский же математик Пафнутий Чебышев решил построить свой прибор для сложения и вычитания. В 1876 г. Чебышев выступил с докладом на 5-й сессии Французской ассоциации содействия преуспеванию наук. Доклад назывался "Суммирующая машина с непрерывным движением". Содержание этого доклада неизвестно. Однако можно предположить, что речь шла об одной из первых моделей суммирующей машины. Она создана Чебышевым не позднее 1876 г. и хранится сейчас в музее истории Ленинграда.
     Первый арифмометр Чебышева, строго говоря, не может быть отнесен к классу арифмометров (приборов для выполнения четырех арифметических действий). Это 10-разрядная суммирующая машина с непрерывной передачей десятков. В машине с непрерывной (дискретной) передачей колесо высшего разряда продвигается сразу на одно деление, в то время как колесо низшего разряда переходит с 9 на 0. При непрерывной передаче десятков соседнее колесо (а вместе с ним и все остальные) постепенно поворачивается на одно деление, пока колесо младшего разряда совершает один оборот. Чебышев достигает этого применением планетарной передачи.
     Работа оператора при выполнении сложения на машине Чебышева была очень простой. С помощью десяти наборных колес поочередно вводились слагаемые, а результат считывался в окнах считки. На наборных колесах имеются специальные зубцы, с помощью которых поворачиваются колеса. В корпусе машины - прорези, в которых видны эти зубцы, а рядом с прорезями написаны цифры (0...9). При вычитании набирается уменьшаемое, а вычитаемое нужно набирать, вращая наборные колеса в обратную сторону. В целом машина приспособлена для сложения, и вычитание на ней неудобно.
     Следующими этапами работы Чебышева явились постройка новой модели суммирующей машины и передача ее в 1878 г. в Парижский музей искусств и ремесел, а затем создание множительно-делительной приставки к суммирующей машине. Эта приставка также была передана в музей в Париже (1881 г.). Таким образом, арифмометр, хранящийся в этом музее, состоит из двух устройств: суммирующего и множительно-делительного.
     История калькулятора в СССР см. http://feliks.ucoz.ru/publ/2-1-0-1;
     
     
     1961 год – СССР запустил самый тяжелый в истории спутник. Цитирую испытателя Геннадия Понамарева: «Восьмитонная связка "Венера"—разгонный блок "Е" вышли на околоземную орбиту. Но не запустился в глубоком вакууме двигатель блока: антенны его не раскрылись и на орбите появился "Великий немой" или, как сообщил ТАСС, "тяжелый советский спутник Земли весом 6483 кг". Всей правды мы миру не сказали, как и не сказали неправды. Тем не менее, это сообщение ТАСС приковало к себе внимание радиолюбителей мира: каждый первым хотел узнать сенсационную новость о запуске человека в космос — все шло к этому.
     На заседании Госкомиссии по запуску следующей "Венеры" руководитель подготовки космонавтов генерал Николай Каманин сообщил, что после сообщения ТАСС о запуске "тяжелого спутника", радиолюбители Италии и Франции якобы принимали на наших космических частотах... человеческие призывы о помощи и стоны, о чем и рассказали журналистам. Западные СМИ завопили, что "тяжелый спутник был пилотируемым и космонавт погибал в страшных мучениях на орбите". Вот к чему приводит недоговоренность и излишняя секретность.
     Но был более серьезный повод для волнений. Сергей Королев и президент Академии наук СССР Мстислав Келдыш немедленно сообщили в ЦК КПСС, что "тяжелый спутник" может упасть на Землю, да так, что простым скандалом не обойдешься. Баллистики просчитали: вероятность падения его в воды Мирового океана — 90%. Но 10 % — все же на сушу и 3% из них — на территорию СССР. Позже Келдыш с облегчением сказал Королеву: "Прошла неделя. Никто протестов не присылал, следовательно, все скрылось в океане". Он тогда ошибся.
     Несмотря на малую вероятность падения "Венеры" на нашу территорию, она таки упала в сибирскую тайгу. От аппарата чудесным образом отделилась теплозащитная сферическая оболочка с вымпелом. Это был глобус с очертаниями материков. Внутри глобуса поместили медаль, на реверсе которой был герб СССР, на аверсе — схема полета на Венеру с Земли, а в центре сияло Солнце, вокруг которого вращались Венера и Земля. Стояла надпись "1961год. Союз Советских Социалистических Республик".
     Королев поручил Борису Чертоку подготовить эскиз вымпела. Черток сделал его и передал документы Королеву. Но "Король" вдруг потребовал от Чертока, чтобы и бумага, на которой были выполнены эскиз и описание вымпела, были высшего качества. И оба они подписали их. А летом 1963 года Королев позвонил Чертоку и попросил зайти к нему "налегке". Это было необычно для Королева. Черток и подумать не мог, что идет получать медаль.
     Оказывается, не упала "Венера" в море, а угодила в те самые 3% нашей суши, в реку Бирюсу. Она прошла все бюрократические инстанции снизу вверх и из КГБ пришла к ее создателю: Королев отдал медаль Чертоку.» http://today.viaduk.net/todayol.nsf/1dd517cb8867192bc225711000595534/c2256713004f33f5c225711000320e0c!OpenDocument;

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру