Смерч в роддоме

Выставки в Москве

5 марта 2007 в 00:00, просмотров: 311
  Галерея ВХУТЕМАС
     Рождественка, д. 11
     
     Храм и дворцы, театральные арены и даже мосты во всем мире имеют свою ярко выраженную архитектуру. Только места рождения новой жизни никак не идентифицируешь: больница — она и есть больница. Положение взялись исправить российские и иностранные художники.

     — Всем участникам выставки мы предложили подумать не о форме, а о том месте, где рождаются новые формы, — рассказывает куратор проекта Юрий Аввакумов.
     Место проведения такой выставки выбрано неспроста: ведь именно здесь, в Архитектурном институте, располагался всемирно известный ВХУТЕМАС, генерировались новые формы ХХ века.
     Формы, в которых рождаются новые формы, — это уже больше чем формы. Это целые мини-лаборатории, похожие то на изобретения Леонардо да Винчи, то на инкубатор-небоскреб, то на генератор случайных форм. Такой “роддом” похож на здание, внутри которого прошел смерч. Стены, лестницы, люди — все существует здесь в разных плоскостях.
     А самым необычным является проект трех художников из объединения “Арт-Бля”. Пучок металлических шлангов, раскачивающихся, словно пальмы на ветру, создает тихий звон, так что его можно назвать самым музыкальным роддомом.
     Само выставочное пространство — абсолютно белое, с колоннами и огромными окнами во всю стену; пространство, залитое светом, становится похожим на лабораторию, где в причудливых инкубаторах зарождаются новые формы жизни. Оно кажется идеальным родильным отделением. Между тем это место с богатой судьбой. Со времен Императорского Строгановского училища в этом флигеле располагались мастерские скульпторов. В годы войны в институте находился лазарет, его флигель стал часовней, а начиная с выставки “РодДом”, за этим местом закрепляется статус галереи архитектурных проектов.
     — Экспонаты данной выставки, конечно, не реальные проекты будущих роддомов, — успокаивает Юрий Аввакумов. — Но если кому-нибудь из этих архитекторов придет заказ на роддом, то он уже не будет типовым.
     Остается надеяться, что эти работы положительно повлияют на проектирование таких социально значимых зданий.
     — И как, есть шансы?
     — А это мы скоро увидим…
     
     Юрий Альберт
     Фонд “Эра”. Трубниковский пер., 13
     
     Возможно, это самая концептуальная выставка нынешней биеннале. Здесь нет картин, скульптур, инсталляций или перформанса, и понятно почему — все это еще в проекте. А неосуществленных проектов у Юрия Альберта много. Вот он и решил выставить свои невоплощенные идеи в виде текста, и это дало неожиданный эффект.

     Текст стал картиной, в которую можно смотреть, как в окно. Окно в мир фантазии Юрия Альберта. И вот уже видно, как пространство музея затягивается веревками, а посетители спотыкаются и падают. Вот еще одна картина-текст, а между строчками проглядывает музейный кассир, который выдает посетителям по камешку в ботинок (чтобы смерть счастьем показалась). На самом деле это сделано во имя искусства. Человек, измученный камнем, будет постоянно помнить, что он находится в музее, думать то о ногах, то о картинах, а не засматриваться на красивых девушек или орущих детей. Автор также описывает размеры камня, так что видно, как он лелеял свою “человеколюбивую” идею, тщательно все продумал. Хорошо, что ему не пришел в голову камень Стучебрюкова из бритвенных лезвий с другой выставки — “Горе от ума”.
     Еще одна идея Юрия Альберта — это программа обмена билетов. В музее современного искусства, например, будут выдаваться билеты музея классического искусства и наоборот. Купившие такой билет смогут смело выбирать один из двух музеев. Цель — поставить человека перед выбором. Наверняка они пойдут туда, где камешек побольше и веревки натянуты повыше, чтобы получить “мозоль в качестве сувенира”.




Партнеры