Чем грозит реформа ЖКХ?

“МК” отвечает на “коммунальные” вопросы читателей

9 марта 2007 в 00:00, просмотров: 551
  Жить в Москве и не знать ничего о реформе ЖКХ невозможно. Она — наше все: беда и счастье в одном флаконе. Читатели буквально забрасывают “МК” “коммунальными” вопросами. Специально по их просьбам мы совместно с Департаментом ЖКХ и благоустройства, при поддержке первого зама мэра Петра Аксенова начинаем серию публикаций вопросов-ответов на эту тему.
     Сегодня речь пойдет о выборе управляющих компаний. Отвечает руководитель государственного учреждения “Центр реформы в ЖКХ” Ирина ШРАМКО.

Как выбирают? Кто выбирает?

      Раньше говорили, что собственники самостоятельно могут выбрать управляющую организацию до 1 января 2007 года, сейчас говорят о конкурсах до 1 мая 2008 года. Якобы Мосгордума рассматривает какой-то закон по этому поводу. Скажите, сейчас собственники могут выбрать управляющую организацию или нет?
     — Накануне Нового года президент подписал Закон “О внесении изменений и дополнений в Жилищный кодекс РФ и статью 18 Федерального закона “О введении в действие Жилищного кодекса РФ”. Согласно этому закону, органам госвласти Москвы наряду с органами власти других регионов дано право самостоятельно устанавливать сроки проведения открытых конкурсов по отбору управляющих организаций (УО) для управления многоквартирными домами. Но срок окончания проведения данных конкурсов ограничен 1 мая 2008 года и не может быть изменен.
     Мосгордумой во втором чтении принят проект закона об установлении сроков проведения открытых конкурсов по отбору УО, который предусматривает, что в Москве такие конкурсы начнутся с 1 января 2008 года. Но важно понимать: собственники помещений имеют право сделать выбор способа управления многоквартирным домом в любое время — как до, так и после объявления конкурса, а также в период до его завершения.
     Если все же конкурс будет проведен и УО будет выбрана, собственники должны будут заключить с ней договор управления домом. Если собственников не устраивает данная организация, они могут прийти на общее собрание и изменить способ управления. При этом отобранная по результатам конкурса УО отработает год, после чего договор, заключенный по результатам конкурса, может быть расторгнут.
     До тех пор, пока способ управления домом на общем собрании или путем конкурса не определен, домом управляет предыдущая управляющая организация.

ДЕЗ или частник?

     — Почему так активны ДЕЗы, а другие управляющие компании не приходят?
     
— Такие вопросы чаще возникают из-за того, что собственники не знают своих прав в части того, что только они могут выбрать УО. Если у УО есть интерес управлять вашим домом — она заявит о себе и найдет способ встретиться с жителями. Конкуренция среди УО только начала развиваться.
     Почему так активны ДЕЗы? Ответ прост: они уже работают в домах и хотят дальше работать. И если жители пассивны либо не имеют претензий к ДЕЗу, они отдадут предпочтение ему.
     Но в качестве УО выступают и частные организации, которые до настоящего времени работали в основном в домах-новостройках. А также организации, которые сейчас выполняют работы по обслуживанию домов (ремонтно-эксплуатационные предприятия). Проявляется интерес управлять домами и у иных компаний, готовых заняться новым делом. В качестве положительной стороны частного бизнеса можно назвать возможность за счет энергосберегающих технологий добиваться снижения платежей населения.
     Следует помнить. Инициатором выбора УО может быть любой собственник помещения в многоквартирном доме либо группа собственников. Они имеют право подобрать организацию, предварительно с ней обсудить вопросы управления домом, ознакомиться с их “послужным списком”. Таким инициатором может быть и город, если в доме есть городские жилые или нежилые помещения (в лице представителей Департамента жилищной политики и Департамента имущества). Если данные городские структуры возьмут на себя полномочия инициативной группы, собственники помещений в доме будут более защищены от прихода нерадивых управляющих.
     Кроме того, ЖК дал право не только выбрать управляющую организацию, но и создать товарищество собственников жилья (ТСЖ), т.к. вместе легче отстаивать свои интересы. Учитывая, что создание товарищества требует определенных навыков, не только организаторских, но и юридических и экономических, ЖК дал возможность при создании ТСЖ заключить договор на выполнение услуг по управлению многоквартирным домом с управляющей организацией, когда взаимоотношения УО будут строиться с организованным сообществом граждан.
     Среди граждан много активных, знающих, имеющих потенциал организаторов. Хотелось бы, чтобы такие граждане проявляли больше инициативы. Только в сотрудничестве власти и граждан можно добиться успеха.

Как обеспечить безопасность?

     — Как обезопасить себя с приходом управляющей организации?
     При выборе УО на общем собрании каждый собственник обязан заключить с ней договор управления многоквартирным домом.
      ДОГОВОР УПРАВЛЕНИЯ МНОГОКВАРТИРНЫМ ДОМОМ ДОЛЖЕН СОДЕРЖАТЬ:
     • права и обязанности собственников помещений;
     • права и обязанности управляющей организации;
     • адрес дома, состав общего имущества, в отношении которого будут осуществляться управление и обслуживание (подвалы, чердаки, лестничные клетки, лифты, мусоропроводы, коммуникации);
     • перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества, перечень коммунальных услуг;
     • каким образом определяется размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, за коммунальные услуги;
     • кто и как будет осуществлять контроль за работой УО.
     Перечень работ и услуг, размер платы предлагает управляющая организация. Собственники должны за эти предложения проголосовать. Если собственники не примут решения о размере платы, это сделает за них правительство Москвы.
     Но даже в том случае, когда собственники или правительство Москвы определили размер платы, наниматели жилых помещений, собственники единственного жилья и зарегистрированные в нем граждане, приватизировавшие жилые помещения, имеют право оплачивать услуги в размерах, установленных правительством города. Остальные средства за них управляющей организации будут перечислены из бюджета города Москвы.
     Свои жилищно-коммунальные вопросы задавайте по редакционному телефону доверия “Добро пожаловаться!”. Ежедневно (кроме выходных и праздников) в течение часа — с 12 до 13 часов — наш сотрудник дежурит на телефоне 250-72-34 и ждет от вас конкретных вопросов. Также вопросы можно задавать по электронному адресу: letters@mk.ru.
     


Партнеры