Ядерный взрыв — наш последний шанс

“МК” выяснил, как Россия будет защищаться от космической атаки

“Ядерный взрыв мощностью в несколько сот Хиросим, возможно, понадобится произвести землянам, чтобы выжить”. Эти слова руководителя российского Центра планетарной защиты (ЦПЗ) Анатолия Зайцева на первый взгляд могут показаться безумными. Однако, если нашей планете и впрямь грозит гибель от столкновения с гигантским астероидом, невольно задумаешься о необходимости создания адского оружия. Как именно Россия готовится отражать атаки из космоса, выяснили репортеры “МК”.

— Главное, чего нам не хватает, — это поддержка правительства — говорит Зайцев. — Все остальное у нас есть. Программа “Цитадель” объединяет все лучшие разработки НПО Лавочкина, НПО “Молния” и МАК “Вымпел” в плане обнаружения и воздействия на опасные небесные тела. На Западе все это только начинают отрабатывать, а мы уже сейчас имеем богатый опыт и необходимую технику.
     — Но ведь у американцев тоже давно работает мощный небесный “сканер”, информирующий о каждом опасном объекте.

— Да, но их система слежения может обнаруживать летящие объекты только на ночном небе. А наш аппарат способен распознать тела, летящие с солнечной стороны. Таким образом, при достаточном финансировании мы сможем уже через пять лет создать надежную систему глобальной планетарной защиты Земли от астероидов. Представляете, какое это дало бы преимущество нашей стране! Но наше правительство, видимо, так до конца и не осознало реальной опасности астероидов, надеется на авось.
     — А может, нам и впрямь особо нечего опасаться?

— Судите сами. По данным тех же американцев, сейчас в космосе летает около 4000 астероидов, потенциально опасных для Земли. Есть среди них такие, как Тунгусский метеорит, способные снести две-три Москвы, есть странники и покрупнее. Причем наибольшая опасность сейчас исходит именно от такого великана. Это нашумевший астероид Апофис с диаметром от 200 до 400 метров. В 2029 году он сблизится с Землей на расстояние менее 40 тыс. км. И если он при этом попадет в небольшую область, размером в несколько сотен метров, которую назвали “замочной скважиной”, то при следующем подлете к нашей планете в 2036 году столкновение неизбежно.
     — Что же вы предлагаете?

— Развернуть на базе российских технологий эшелон оперативного реагирования системы планетарной защиты “Цитадель”. Он будет состоять из космических аппаратов наблюдения, аппаратов-разведчиков и космических перехватчиков.
     Как только спутники-наблюдатели обнаружат опасное небесное тело, в космос тут же будут запущены легкие аппараты-разведчики, которые должны сформировать целеуказания для ударных средств. А именно: подлететь к астероиду-“агрессору”, сфотографировать его, определить состав вещества, строение и траекторию. Кстати, у нас уже была подобная практика. В середине 80-х годов НПО им. Лавочкина запускало аппараты “Вега” к комете Галлея. Лишь после того, как они сбросили на Землю информацию с характеристиками хвостатой гостьи, к ней смог подлететь европейский аппарат “Джотто”.
     — А что с перехватчиками? Они тоже имеются у нас на вооружении?

— ЦПЗ предлагает создать перехватчик на базе космического аппарата “Фобос-грунт”, который полетит к спутнику Марса в 2009 году. Если о столкновении станет известно за несколько лет (так может произойти с Апофисом), мы успеем подготовить перехватчик для кинетического удара по астероиду. При столкновении скорость и направление движения небесного странника изменятся, и Земле он больше угрожать не будет.
     — А если к нам пожалует тело величиной с Тунгусский метеорит и “наблюдатели” сообщат о нем лишь за два дня до падения?

— Тогда мы будем действовать по оперативному плану перехвата. У нас есть ракета-носитель “Днепр”, созданная на базе баллистической ракеты “Сатана”. Она готовится к запуску за нескольких минут. Если размеры тела будут в пределах нескольких десятков метров, для него также будет использован метод кинетического удара. Но в случае с неожиданным визитом 100—200-метрового “пришельца” без ядерного взрыва не обойтись. Это самый надежный на сегодняшний день способ.
     — И какой силы будет этот взрыв?

— В несколько тысяч Хиросим, а точнее, ядерный заряд мегатонного класса.
     — Это скажется на человечестве?

— Смотря на каком расстоянии от Земли произойдет взрыв. В любом случае из двух зол придется выбирать меньшее. Мы предлагаем создать страховой фонд человечества и общими усилиями противостоять угрозе из космоса. В противном случае у страны, в одиночку создавшей противоастероидную систему, может возникнуть соблазн диктовать свои условия другим странам или просто не ставить их в известность о надвигающейся опасности...

ЧТО ПРЕДЛАГАЮТ НА ЗАПАДЕ?
     • Проект Gravity tractor (“Гравитационный тягач”) — США

К астероиду типа Апофиса направляется аппарат массой в несколько тонн. Он подлетает к небесному телу на минимальное расстояние и становится постоянным его спутником. В результате со временем под воздействием гравитации астероид меняет свою траекторию.
      • Проект Deep impact (“Глубокий удар”) — США
     К астероиду направляется аппарат и сбрасывает на него снаряд весом в 400 кг. При скорости столкновения 10 км/с происходит мощный взрыв, от которого небесный странник меняет траекторию. Позапрошлым летом Deep impact был успешно опробован при бомбардировке кометы “Темпель-1”.
      • Проект “Дон Кихот” — Евросоюз
     После 2010 года планируется пробный полет к одному из ближайших астероидов. Сначала к небесному телу отправится аппарат-разведчик “Идальго”, а затем перехватчик “Санчо” совершит с ним столкновение.
      • Проект “Космический бильярд” (предлагался как российскими, так и американскими учеными)
     Заметив летящий к Земле астероид, астрономы срочно ищут в окрестностях от него второе небесное тело (оно может быть не слишком крупным). Направив к нему космический корабль, специалисты производят столкновение с таким расчетом, чтобы выбранный объект впоследствии столкнулся с астероидом-“агрессором”.