Сто точек для “пятой точки”

Корреспондент “МК” выяснила, где в Подмосковье можно поездить верхом

Давно канули в Лету те времена, когда для тысяч романтиков мечта “проскакать весенней гулкой ранью на розовом коне” на всю жизнь так и оставалась несбывшейся. Заниматься конным спортом и верховой ездой в Московской области было негде. Во всяком случае, лет 15 назад. Зато сейчас в Подмосковье около сотни конюшен, конно-спортивных баз, клубов — выбирай на вкус. Никогда прежде увлечение верховой ездой, которое по старинке продолжает считаться элитным занятием, не носило такого массового характера.

Клубов много, все они разные. И это хорошо. Есть супердорогие, где тусуется столичный бомонд, где растят мастеров международного класса и проводят соревнования всероссийского уровня. Есть несколько десятков недавно построенных, оборудованных по европейским стандартам баз, которые ориентированы на подготовку спортсменов массовых разрядов. Попавши туда, потейте, терпите. Как минимум победителя районного первенства тренеры из вас сделают.

Однако большинство мелких и средних подмосковных конюшен заоблачных целей перед собою не ставят.

Условия там зачастую спартанские, зато народ ловит кайф от того, что за 250—300 рублей можно покатать свою  “пятую точку” на свежем воздухе, на природе. К слову, в Москве расценки за аналогичное удовольствие на целый порядок выше.

Специализация у подмосковных спортклубов тоже самая разная. Помимо олимпийских видов, таких как конкур (преодоление препятствий), выездка, троеборье, отдельно взятые энтузиасты занимаются самой настоящей экзотикой. Например, джигитовкой и конными трюками. Возрождают казачье боевое искусство — рубят шашкой лозу и орудуют пикой. Устраивают турниры по конному поло.

И еще в Подмосковье, оказывается, за последнее время появилось немало поклонников конных пробегов на дальние расстояния (свыше 100 километров). В мае прошлого года на Бородинском поле проводился такой.

Почти половина участников этих соревнований представляли Московскую область. В общем, конный спорт в регионе развивается очень активно, раздвигая привычные рамки и представления. Ведь чувствовать себя на коне — это здорово!

Тем более что заниматься верховой ездой медицина рекомендует невзирая на возраст: от 5 до 95 лет. 90-летних старцев на лошади пока что не видела, а вот дошколят на пони — сколько угодно.

* * *

У нас есть традиция. Каждые выходные мы с друзьями... Нет, мы не ходим в баню. Сауна отдыхает. Каждые выходные мы уезжаем в дальний район Подмосковья, чтобы гонять по лесам и полям. В принципе, кататься можно и в лесопарках столицы. Мешает одно — шашлыки под каждым кустом, буйные пьяные, которые, завидев в лесу кавалькаду, непременно норовят остановить коня на скаку. К прочим недругам последовательно причисляем велосипедистов, мотоциклистов, тугих на ухо пенсионеров, зазевавшихся мамаш с малышами, зимою же — лыжников. У них в руках палки, и лошади их боятся.

Вдалеке от Москвы — безлюдье, просторы, а значит — экстрим и адреналин, незабываемые по красоте пейзажи и местные достопримечательности, которые не забываем осматривать. Где устроиться на ночлег, проблемы не составляет. Некоторые спортивные комплексы предлагают приезжим гостиницы. Базы попроще размещают гостей в обычной избе или на сеновале. Без комфорта, но где еще такое найдешь! Не у всех же есть домик в деревне.

Практически все подмосковные конные клубы выгодно отличаются тем, что дают возможность поездить по пересеченной местности, то есть в поле. Слово “пересеченка” действует на лошадников приблизительно так же, как валерьянка на кошек. Можно до потери сознания упражняться в манеже и на плацу (огороженном забором загоне), но в поле, на воле — все по-другому.

В прошлые выходные оттягивались на просторах глубинки три с лишним часа. Сначала на рысях пересекали некошеные луга, где травы цепляли коней за подпруги, потом неслись вскачь по лесной тропинке, перепрыгивая через поваленные деревья, переходили вброд речку, форсировали овраг — вниз по склону лошади съезжали на попе, наверх взлетали галопом, — снова скакали по лесу, тонули в трясине и, наконец, выбравшись на утоптанную грунтовую дорогу, пустились наперегонки. Назад возвращались, сбросив кто полкилограмма, а кто и все два.

Конечно, такие маршруты рассчитаны на опытных всадников, начинающих к ним не допустят. В лучшем случае бултыхающийся в седле новичок рожей причешет ельник, а в худшем...

Понятно: всем сразу хочется в лес на прогулку, а еще круче — в многодневный поход. Однако прежде чем рисковать, следует кое-чему поучиться. Уроки верховой езды — вещь вполне доступная. Разовые индивидуальные занятия стоят дороже, групповые по абонементу — дешевле. Сколько вам понадобится уроков, чтобы освоиться, зависит от ваших способностей. В среднем за полгода в школах верховой езды из “чайников” лепят вполне адекватных наездников.

Самое трудное для начинающего — усидеть на рыси. Из трех лошадиных аллюров (шаг, рысь, галоп) рысь наиболее неудобна. Потому что трясет. Нужно попасть в такт движениям лошади, привставая в седле (облегчаясь) и держа равновесие. Короткий манежный галоп гораздо комфортнее, но сразу носиться галопом не стоит. Конь может “растащить” новичка, а затормозить вы его не сумеете. Если же вы научились прочно держаться в седле на всех аллюрах и контролировать лошадь в любых ситуациях, проситесь в поля на прогулку.

Брать вас или не брать — решает инструктор, который будет вести группу. На первый раз это будет тихоходный и легкий маршрут. Не осилите — инструктор возьмет “слабое звено” на буксир, привяжет вашего коня вместе с вами веревкой к своему седлу. И уже никуда вы не денетесь.

Совет. Выучите как “Отче наш” кличку лошади, на которой вы едете. Как правило, инструктора не помнят своих подопечных по имени, когда в группе много народа, зато отлично знают “в лицо” лошадей. Однажды моей подруге досталась кобыла по кличке Панель, которая не хотела ее слушаться и вытворяла черт знает что. Инструктор надрывно кричал: “Девушка на Панели, я к вам обращаюсь! Подберите поводья!” Так и приклеилось — девушка на панели. Вы и ваш конь — единое целое.

* * *

Лошадь — существо интеллектуальное. Именно поэтому общение с этими грациозными животными доставляет нам огромную радость. Иногда лошади дают повод думать, что разбираются в людях гораздо лучше, чем мы в них. Наблюдение в полной мере относится к учебным прокатским лошадкам, которых мы получаем в спортклубах за известную мзду в качестве снаряда для упражнений. “Вас много, а я одна”, — очень часто бывает написано на морде труженицы проката. Сколько народу перекатала на своей спине такая ветеранша конного спорта, подсчету не поддается. Вы ее видите в первый раз, и она вас тоже. Но как надлежит обращаться с клиентом, савраска просекает мгновенно. Кого-то она будет катать, как хрустальную вазу, другого высадит из седла так, что мявкнуть не успеешь, третьему объявит полный игнор. Иными словами, будет стоять как вкопанная, невзирая на кнут и пряник.

Впрочем, в какой-то момент вдруг окажется, что закоренелая вредина не нуждается в жестких мерах воздействия, просто она добивается, чтобы с нею договорились по-человечески. Русскую речь лошади воспринимают вполне осмысленно. Пример. Подхожу к коню, который при моем появлении демонстративно поворачивается тылом, приподнимая копыто: ударю! Вежливо, но с подковыркой прошу: “Избушка-избушка! Встань ко мне передом, к лесу — задом!” Поворачивается, морда — хитрющая. Ценим юмор, однако! А за то, что я норовист, — извини. Работа такая.

* * *

Многодневный конный поход — с палатками, кашей, приготовленной на костре, хождением в ночное — это отдельная песня. Туристы возвращаются из таких путешествий переполненные впечатлениями. Тем более когда повезет с погодой, не холодно, нет проливных дождей, когда можно загорать и купаться. Из разговора двух барышень:

— В седле проводили по 12 часов. Уехали непонятно куда, заблудились. Зато на ночевке моя лошадь спала вместе со мной, положив мне голову на колени.

— А моя, наоборот, наступила мне на голову.

Походы на территории области пока организуются не так часто, поэтому затесаться в ряды туристов-конников сложно. Ловить момент нужно в начале мая, когда формируются группы. Август — разгар сезона, путевки разобраны. Впрочем, если как следует поискать... Надежда умирает последней.

В Можайском районе, где походы проводят вокруг Можайского водохранилища, по нехоженым тропам в медвежьи углы Московской губернии, это дело налажено интереснее всего. Походы там чередуются с ролевыми конными играми. Весною и летом народ играет в ковбоев и индейцев. Скальпы с людей, понятное дело, там не снимают, но друг за дружкой гоняются от души. Осенью, вероятно, там будут объявлены революция 1917 года и Гражданская война — с тачанками и кавалеристами Семена Буденного.

* * *

И последнее. Если отдых в седле для вас перевесил все остальное и никакое другое хобби вам не мило, позаботьтесь о технике безопасности, строго соблюдайте ее. Купите специальную обувь для езды — такую, которая не будет застревать в стремени. Это спасет вас от неприятностей — каких, спросите у тренера. Не стесняйтесь надевать защитный шлем. В нем жарко, но пусть лучше треснет “кастрюля” на голове, чем ваша черепная коробка. Научитесь не только уверенно ездить, но и грамотно падать. Падение — позор для всадника, но падения неизбежны. Почувствовав, что отделяетесь от коня, старайтесь не вылетать “рыбкой”, руками вперед, — перелом гарантирован. Крайне опасно падение на спину, здесь наименьшее зло — компрессионный ушиб костей таза и позвоночника. Болит не меньше, чем при переломе. Правда, заживает быстрее. Разумнее всего, приступая к занятиям верховой ездой, было бы застраховать свое здоровье, однако не все компании страхуют подобные риски — конный спорт считается экстремальным. Так что оберегать вас от травм будут в основном ваша собственная спортивная квалификация, ловкость, гибкость и осторожность.

Если все выше сказанное не может вас испугать и до зарезу хочется “на розовом коне” — ногу в стремя и вперед!

Что может скрываться за характеристиками некоторых лошадок

• Без вредных привычек — не наступала никому на ногу, не лягалась и не кусалась уже целую неделю

• Очень активная — знает только две скорости: “быстро” и “очень быстро”

• Спокойная — хромает на все четыре ноги

• Непробиваемо спокойная — настолько стара, что все окружающее давно перестало ее интересовать

• На хороших движениях — настолько быстрых, что вы ничего не успеете понять

• Только опытному всаднику — верховая прогулка может закончиться для вас летальным исходом

 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру