Первый раз в нервный класс

Как подготовить ребенка к школе?

14 августа 2007 в 13:53, просмотров: 361

— Дочь в этом году идет в первый класс. И я в связи с этим волнуюсь куда сильнее нее — ведь это вхождение во взрослую жизнь, труд, ответственность… Посоветуйте, как свыкнуться с этой мыслью, а то у меня никак не получается…
Алиса, 28 лет.

Знакомая ситуация? А ведь всевозможные проблемы такого рода сейчас переживают тысячи семей, чьи дети в этом году становятся школьниками. О том, как помочь будущему школьнику и родителям адаптироваться с наступлением нового этапа в жизни ребенка, “МК” рассказала доктор биологических наук, профессор, директор Института возрастной физиологии РАО Марьяна БЕЗРУКИХ.

— Ваше волнение может сыграть злую шутку, — комментирует Марьяна Михайловна первое письмо. — Волноваться начнет ваша дочь, и тогда проблем не миновать. Начальная школа — еще не взрослая жизнь, но все-таки нелегкий труд, и ваша задача — помочь ребенку справиться с новыми условиями жизни, нагрузками. Ребенок должен быть уверен, что может положиться на вас, а для этого вы должны быть спокойны.

— Наш сын прямо-таки рвется в школу, того и гляди побежит туда, не дождавшись первого сентября. Приятно на это смотреть, но я по своему опыту знаю, как быстро проходит этот “боевой задор” — уроки, нагрузка... Как помочь ребенку подольше сохранить позитив?
Николай.

— К сожалению, “боевой дух” пропадает у большинства первоклассников уже в первом полугодии. Главная причина — недовольство взрослых (и учителей, и родителей) достижениями и успехами детей. Для сохранения позитива важны ваша поддержка, вера в ребенка и спокойное отношение к возникающим проблемам.

— Никак не можем свыкнуться с тем, что теперь наша дочь идет в школу, тем более что в детский сад она не ходила. Не будет ли ей тяжело наладить контакт со сверстниками?
Родители первоклассницы.

— У детей, которые не ходили в детский сад и мало общались со сверстниками, могут возникнуть проблемы общения, взаимодействия. Поговорите об этом с учительницей, она может помочь ребенку освоиться в классе.

— Меня беспокоит, что моя дочь, которая в этом году идет в школу, очень невнимательна — все теряет, забывает, путает. А ведь хотелось бы видеть ее самостоятельной… Что делать?
Анна.

— 6—7-летнему ребенку (в силу особенностей возраста) еще сложно контролировать свою деятельность. Ему необходимо помогать, терпеливо и спокойно. Недовольство взрослых, окрики, наказания только ухудшают ситуацию. Ребенок начинает нервничать и становится еще более невнимательным и забывчивым.

— Родители моего внука Саши погибли в автокатастрофе, когда ему был всего год. С тех пор его воспитывала я. В сентябре он пойдет в 1-ый класс, и я боюсь, что одноклассники будут издеваться над тем, что у него нет мамы и папы. Конечно, учитель должен объяснить, что так делать нельзя, но ведь порой педагоги, делают только хуже!
Елизавета Петровна, 64 года.

— Если вы и учитель не будете как-то обсуждать эту проблему при детях, они вряд ли сами будут ее обсуждать. Дети общаются друг с другом, а родителей своих одноклассников видят нечасто. А учительница, конечно, должна знать об этой ситуации, надеюсь, что она будет чуткой и отзывчивой и не обидит вашего внука.

— Как и любая мама, я бы хотела видеть своего сына отличником, хотя понимаю, что никакой гарантии не существует. И как только я представляю, как он приносит домой “двойки”, сразу начинаю мысленно ругать его. Хотя сама помню, как меня за плохую учебу третировали родители, и не хочу повторять их ошибок. Как настроиться самой и настроить ребенка на то, что главное — не отметки, а знания?
Мать первоклассника.

— Вы правы, никакой гарантии того, что ваш сын станет отличником, нет, да разве оценки — главное? То, что вы заранее настроены ругать, — большая ошибка. Практически у каждого ребенка могут быть проблемы, и ваша задача — помочь ему, а не ругать. При этом вы сами считаете, что главное не отметки, а интерес и потребность в знаниях формируются не сразу и поддерживаются пониманием собственного успеха, радостью от познания, удовольствием от удачи.

— Наша семья недавно попала в тяжелое материальное положение. Поэтому дочери, которая в этом году идет в первый класс, пришлось купить самую дешевую одежду и принадлежности. Как убедить ее, что она не хуже других? Тем более что мы надеемся, что наше теперешнее состояние временное.
Сергей и Екатерина, родители.

— Ни в коем случае не обсуждайте с ребенком проблемы. Его всегда можно убедить в том, что купленная ему линейка или рюкзак замечательные. Важно, чтобы дочь не знала о ваших переживаниях, ведь она для вас самая лучшая, самая любимая. Порадуйтесь вместе с ней празднику, найдите, чем порадовать ее (необязательно, чтобы это было что-то дорогое).

— Наша дочь с детства была очень одаренной — научилась читать в три года, великолепно рисует и по уровню знаний находится куда выше сверстников. Только вот как бы в школе это не обернулось отчуждением?
Антон, 31 год.

— Творческие способности ребенка и его успеваемость часто не совпадают. Очень хорошо, что ребенок много знает и умеет. Для того чтобы не было отчуждения, старайтесь не подчеркивать ее “особенность”, чаще напоминайте, что она умеет одно, а другие дети — другое. Если она будет считать себя лучше других, возможны конфликты.

— Сын в последнее время ведет себя агрессивно — грубит старшим, дерется со сверстниками. Как научить его сдерживать себя, ведь в школе — а в этом году он идет в 1-й класс — такое поведение ни к чему хорошему не приведет.
Елена, 40 лет.

— Постарайтесь проанализировать, с чем связано такое поведение ребенка. Возможно, это ответ на жестокость взрослых, их чрезмерные требования, наказания. Если ситуация в семье спокойная, нет поводов для тревоги и напряжения ребенка, обязательно проконсультируйтесь у детского невролога.

— Наш 7-летний сын тяжело болен и в школу сможет пойти только в середине сентября, а значит, ему будет труднее влиться в коллектив. Подскажите, как помочь ему сделать это?
Андрей и Мария.

— После тяжелой болезни ребенку не только сложно влиться в коллектив, но самое главное — он будет быстро уставать, а при утомлении снижается внимание, восприятие, память, да и четыре урока могут быть непосильной нагрузкой. Подумайте, может быть, стоит постепенно вводить его в школьную жизнь, начиная с двух уроков. Если нагрузка в школе будет по силам, не оставляйте его на продленку и не добавляйте в этом году дополнительные нагрузки. Внимательно следите за состоянием ребенка, обращайте внимание на жалобы и просьбы.





Партнеры