“Полоса препятствий” для подростка

Стоит ли отдавать ребенка в экстремальную секцию?

“Машина неслась на меня с огромной скоростью. Мелькнула мысль: убежать не успею. Но мой организм настолько привык к постоянным тренировкам, что я на автомате сделал затяжной прыжок в сторону, переходящий в кувырок. Последнее, что почувствовал перед тем, как потерять сознание, — как бампер автомобиля ударил по ногам…”

Такую историю рассказал “МК” двадцатилетний Александр Фетисов. Парень уверен, что именно постоянные занятия модным нынче видом спорта — паркуром — помогли ему спасти свою жизнь.

Но известны также случаи, когда подростки, занимающиеся паркуром, ломали себе шею. “МК” выяснил все плюсы и минусы этого экстремального вида спорта.

Для тех, кто не знает: паркур — это искусство передвижения в городских джунглях по прямому маршруту. Заборы, стены, дома — для трейсеров (последователей паркура) преодолеть все эти преграды не проблема. Они забираются по балконам на седьмой этаж многоэтажки, перелетают на веревке с одной крыши дома на другую, прыгают с четырехметровых заборов.

В Москве стало модно сигать по крышам после того, как эфир заполонили фильмы и видеоролики с участием французских трейсеров. Но мало кто из подростков задумывается, что у тех за каждым прыжком стоят многолетние тренировки...

Для того чтобы дети перестали рисковать жизнью, в Москве год назад создали специальную секцию паркура. Однако проводить тренировки в городе тренеры не спешат, потому что детям нужно окрепнуть физически и научиться многим приемам.

В просторном спортивном зале подростки лихо перепрыгивают через “козла”, кувыркаются на матах и сигают с одного бревна на другое. Тренер — тот самый Саша Фетисов, которому паркур помог спастись от наезда автомобиля. Теперь он делится своим мастерством с детьми…

По его команде ребята выстраиваются в две шеренги. Под счет одна сторона отжимается, другая приседает. По краям спортивного зала, на трибунах, восседают родители и внимательно наблюдают за процессом. Подхожу к одной из мам, Татьяне Стародумовой. Она рассказывает:

— У меня двойняшки, 13 лет, фильмов насмотрелись и сами нашли эту секцию. Сегодня первый раз занимаются. Страшно детей было одних отпускать, хочу посмотреть, что это за занятия.

К концу тренировки материнское сердце успокоилось:

— Отличный зал, хороший тренер, — делает выводы женщина, — думаю, полезное это дело.

Однако если ваше чадо считает, что умение прыгать с трехметрового забора, не сломав себе шею, придет на первом же занятии, то его ждет разочарование.

— За каждым прыжком стоят многолетние тренировки. Чтобы преодолевать полосу препятствий, нужно иметь отличную физическую форму. Отжимание, приседания, подтягивания, упражнения на пресс — все это составляют большую часть занятий, — объясняет тренер Александр Фетисов.

По его словам, за одну тренировку ребята могут отжаться до 200 раз(!), хотя норма составляет 60—70 отжиманий. В группах занимаются как школьники начальных классов, так и старшеклассники. Занятия три раза в неделю, по субботам, отдельно от мужского коллектива тренируется женская группа.

— В компаниях трейсеров — так называют себя приверженцы паркура — не принято пить, курить, вести нездоровый образ жизни, — продолжает Александр. — Поэтому многим подросткам, пришедшим сюда, приходится отказаться от вредных привычек.

Саша вспомнил случай, когда после тренировки подошла женщина и со слезами на глазах стала благодарить его. Оказалось, что уже после первого месяца занятий ее сын бросил курить, перестал шляться с подозрительными компаниями и записался во вторую секцию — скалолазания.

— Паркур объединяет в себе легкую атлетику, скалолазание, гимнастику и боевые искусства, — говорит глава Российской федерации паркура Олег Краснянский. — Общая идея — преодоление себя и своих страхов. Ребенок учится справляться с любыми препятствиями, именно так закаляется дух человека.

Итак, плюсы: ребенок ходит в одну секцию, а приобретает навыки сразу четырех различных видов спорта. Неплохо?

А теперь об оборотной стороне медали. Во-первых, велика опасность того, что ребенок уже после второй тренировки захочет опробовать свои умения (которых еще нет) на крышах многоэтажек. Именно поэтому на каждом занятии в детские головы буквально вдалбливается главное правило: рассчитывайте свои силы. Но без травм все равно не обходится.

— В зале я один раз сломал палец на тренировке, — рассказывает пятнадцатилетний Ваня Гавриков. — Перепрыгивал через куб и неудачно поставил ногу.

Родители Ивана препятствовать тренировкам не стали:

— Палец можно сломать где угодно, — считает отец мальчика Олег Гавриков. —  Даже если мы запретим ему тренироваться, он все равно будет ходить на занятия, только тайно. Зачем толкать ребенка на обман?

— Не стоит прыгать выше головы, — философски рассуждает Ваня. Но кое-какие навыки вне стен спортивного зала он все-таки отрабатывает. Например, на проспекте Вернадского вместе с друзьями Ваня тренировался перепрыгивать через невысокие заборчики. В итоге его нога соскользнула и попала в выемку. Подросток подвернул голеностоп настолько сильно, что домой его практически несли на руках.

— Думал, что связку порвал, потому что боль была нестерпимой. Но через две недели снова вернулся на тренировки, — улыбается Ваня. — Почему? Просто, когда преодолеваешь препятствие, пусть самое маленькое, понимаешь, как здорово, что ты смог это сделать.

СПРАВКА "МК"

Паркур от французского parcours (в переводе “полоса препятствий”). “Родителем” паркура стал француз Давид Белль, его отец был участником военных действий во Вьетнаме и, для того чтобы выжить, разработал необычную систему упражнений. Позднее он передал эти знания своему сыну, который и объединил упражнения в спортивную дисциплину. В России этот вид спорта зародился в 2002 году, после того как Олег Краснянский (глава Российской федерации паркура) встретился во Франции с Давидом Беллем. По возвращении была создана первая русская команда под названием The Tracers.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру