Экс в большом городе

Иностранных спецов привлекают русская искренность и безнаказанное похмелье

Модное словечко “экспат” обозначает всего-навсего специалиста, представляющего свою компанию в чужой стране или просто работающего за границей. Так что по сути — это те же гастарбайтеры, но высокооплачиваемые. И еще. Экспаты приезжают в Россию со вполне определенными намерениями. Целеустремленные и прагматичные иностранцы собираются отработать здесь годик-другой и вернуться на родину с новой строчкой в резюме. (В Европе или Америке работа в России рассматривается примерно как служба в “горячей точке” — день за три.) Но буквально через несколько месяцев многие из них попадут под мрачное очарование чужой страны, и их менталитет начнет меняться…

Wellcome и прощай

Сейчас в России не так много зарубежных специалистов, как было, скажем, в 1998 году. Связано это с тем, что образ компетентного иностранца, обучающего русских “медведей” грамоте, уже не актуален. И если сейчас чужеземного профессионала приглашают к нам на заработки, то, как правило, это специалист с мировым именем, который в течение нескольких месяцев проводит консультации и работает в поле, а потом благополучно возвращается к себе и ведет процесс дистанционно.

Нанимать иностранца на средние менеджерские позиции сегодня уже просто невыгодно. Денег такие специалисты берут намного больше и требуют буквального соблюдения трудового законодательства. А еще им нужно оплачивать переезд, обеспечивать квартирой и держать на постоянном контроле, чтобы он в самый ответственный момент не передумал и не уехал домой.

— С точки зрения найма иностранного персонала Россия сейчас не лучше и не хуже любой другой страны, — рассказывает хедхантер-международник Руслан. — Анкетные вопросы и проблемы, связанные с транспортировкой, одни и те же — независимо от того, наш человек едет туда или их человек — оттуда. А что касается спроса, то я, может быть, вас удивлю, но он сейчас примерно одинаково умеренный со всех сторон. Иностранные компании заинтересованы в наших работниках, потому что это профессионалы широкого профиля, которые готовы работать за сравнительно небольшие деньги. А наши корпорации примерно в таких же масштабах ищут экспертов, владеющих продвинутыми технологиями, но в достаточно узком направлении.

Но переселение народов, пусть и не великое,  продолжается. Мотивы могут быть самые разные.

Любовь не с первого взгляда

Гражданин Англии Александр владеет элитной и очень востребованной в России профессией — он кризис-менеджер. Поездка в Москву сначала казалась приключением — экзотическим, необычным и очень интересным. Незадачливый англичанин собирался провести здесь год-полтора на очень прибыльном месте и расстаться с гостеприимной страной, заработав хорошие деньги и получив новую, очень выигрышную строчку в резюме.

— Естественно, я более или менее изучил государство, в которое собирался въехать, — рассказывает Александр. — И, если честно, никакой любви с первого взгляда не получилось. Россия показалась мне страной третьего мира: дикой, грязной и бедной. Но очень большой. Было немного страшно. Причем страх вызывали и условия жизни, и люди. У нас тогда много писали о бандитах и полной безнаказанности криминала в вашей стране.

Реальность оказалась несколько проще и легче, чем то, что Александр прочитал в газетах и нашел в Интернете. Уже через год он свободно говорил по-русски. Через три — купил квартиру в новостройке. Через пять женился на уроженке Нижнего Тагила. Сегодня он уверен в том, что это его страна. И не собирается отсюда уезжать.

— Мне здесь очень нравится, — говорит Александр (теперь его называют просто Саша), — потому что на Западе, например, в принципе невозможна ситуация, когда я звоню своему заму и говорю: у меня похмелье, порули за меня сам. А он не просто рулит, а еще и нигде это не оформляет. И если какая-то проблема в жизни случится у него, он может быть уверен: я его тоже прикрою. И это только один из факторов. То, что первым пришло в голову. Если говорить в целом, Россия как-то… человечнее.

Роковая страсть

Нгуен приехал в Россию из США. Изначально тоже не собирался здесь оставаться: врач по образованию, он приехал в наши широты по одной из программ обмена опытом — учить российских врачей работать с ультразвуковыми приборами.

Командировка длилась два месяца. И этого времени Нгуену хватило, чтобы окончательно и бесповоротно заболеть Россией. Дело в том, что американец вьетнамского происхождения очень серьезно увлекается рок-музыкой. Он объездил все Штаты — очень любил лично присутствовать на концертах звезд “тяжеляка”. Особенно камерно-самодеятельных.

— Для меня важно не столько слушать, сколько смотреть, — рассказывает Нгуен. — Я слышу, что человек поет про смерть, и вижу, что он застраховался даже от падения с велосипеда. Слышу, как он поет про безысходность, но знаю, что у него минимум пять сотен тысяч баксов на счете. Мне надо было приехать сюда, чтобы убедиться: рок-музыка еще не везде стала бизнесом.

Проникнувшись искренностью нашей музыки, американец остался работать в одной из клиник. Денег ему платят немного, но вьетнамец уже решил, что никуда отсюда не уедет. Намерен получше выучить язык — чтобы понимать метафоры отечественных исполнителей. А затем организовать англоязычную рок-группу, чтобы нести некоммерческую музыку на бездуховный Запад.

Граждане мира

Стоит упомянуть и обратный процесс — трудовые гастроли наших за границей. Все большей популярностью начинает пользоваться образ гражданина мира. И тут жители России временами даже обгоняют остальное прогрессивное сообщество. Такие люди предпочитают работать “вне дома” — где угодно, только не у себя. И эта тенденция не имеет отношения к нелюбви к своей стране. Люди просто любят путешествовать. Отработав полгода в одной стране, они перемещаются в другую. Если на новом месте хорошо, могут отработать год или два.

Антон — промышленный альпинист. Его сложно поймать в Москве, потому что сюда он приезжает не больше чем на неделю. Сейчас он вернулся из Дублина, через три дня собирается ехать в Индию.

— Самое главное — владеть какой-то одной профессией и знать английский язык, — рассказывает Антон. — Тогда в любой стране ты никогда не потеряешься.

При этом Антон убежден, что встречать старость он будет в России. Сейчас зарабатываемых денег ему хватает на то, чтобы с комфортом жить в принимающей стране и что-то откладывать “на черный день”. По его прикидкам, примерно через пару лет он сможет купить квартиру, которую немедленно сдаст в длительную аренду, а сам продолжит свое большое путешествие.

А что же иностранцы, надолго задержавшиеся в России? Ими-то что движет? Если говорить в целом, то в отличие от большинства восточных гостей, которые едут в Россию со своей культурой, европейцы остаются здесь только в том случае, если они способны адаптироваться к тем правилам игры, которые им диктует наша, российская реальность. И начинается водка, баня, гармонь и лосось, помноженные на неплохие зарплаты. И в результате лет через пять многие просто не хотят отсюда уезжать. Это, конечно, не правило. Но и не исключение.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру