Диспансеризация в законе

Главный терапевт г. Москвы, директор ЦНИИ гастроэнтерологии Леонид Лазебник: “Считаю ежегодный осмотр населения национальным достижением России”

Отныне диспансеризация россиян прописана всей стране. Насколько верно утверждение: если раз в год человек будет проходить профилактический осмотр врачей, у него не будет проблем со здоровьем? На этот и другие вопросы, связанные с диспансеризацией населения, мы попросили ответить главного терапевта г. Москвы, доктора медицинских наук, профессора, директора Центрального НИИ гастроэнтерологии Леонида Лазебника.

— Леонид Борисович, диспансеризация теперь идет по всей стране. Как вы оцениваете национальный проект “Здоровье” в этой части?

— Считаю диспансеризацию населения не только одним из главных национальных приоритетов, но национальным достижением России. То, что сейчас страна вернулась к диспансеризации, означает очень многое. Своевременное обследование каждого человека — гарантия того, что развивающиеся на ранних стадиях заболевания будут излечимы.

Колоссальную помощь и поддержку московскому здравоохранению оказал национальный проект “Здоровье”.

Поликлиники столицы теперь оснащаются эндоскопическим и рентгеновским оборудованием за счет средств федерального бюджета — это позволило направлять средства московского бюджета на другие нужды медицины. Я это чувствую и по своему институту. На здравоохранение москвичей выделяется также до 10% бюджета Москвы.

Вообще профилактический осмотр населения — давняя традиция отечественного здравоохранения. В мире очень мало стран, где ее проводят. Когда я выступаю на международных симпозиумах и говорю о диспансеризации, коллеги не понимают, что это такое.

— В Москве практику диспансеризации возродили в 1998 году. Нынешняя чем-то отличается от советской?

— Проводимая в СССР всеобщая диспансеризация населения была идеально задумана. Но плохо просчитана — не хватило денег, специалистов, времени, и она рухнула. В Москве, правда, здравоохранение устояло. Но у нас сейчас иная модель диспансеризации. Наряду с обследованием инвалидов, ветеранов войн, пожилых людей разработаны и представлены на утверждение правительства столицы модели целевой диспансеризации, рассчитанные на возрастные, социальные и профилированные группы населения.

В 1998 году постановлением правительства Москвы были приняты несколько подпрограмм целевой диспансеризации с ежегодным осмотром всех детей и подростков; на выявление туберкулеза (в связи с большой миграцией населения); целевая диспансеризация женщин на выявление заболеваний молочных желез; сердечно-сосудистых заболеваний. Позже, в 2002 году, правительство Москвы добавило еще 2 программы: целевая диспансеризация женщин на выявление заболеваний шейки матки и мужчин — на выявление заболеваний предстательной железы.

Теперь включились и в выполнение федеральной программы.

— Тотальное обследование населения, на ваш взгляд терапевта, что позволяет выявить?

— Возьмем самые распространенные в России сердечно-сосудистые заболевания. Во-первых, мы имеем четкое представление, сколько в Москве таких больных. И это ложится в основу тех программ, которые мы готовим на правительстве Москвы. Кроме того, выявляются заболевания на ранних стадиях, и это позволяет их вылечивать. Известный факт: в Москве ниже смертность от сердечно-сосудистых заболеваний, чем в целом по России, и выше продолжительность жизни.

При всех поликлиниках сегодня действуют кабинеты доврачебного контроля (это тоже московское изобретение).

Туда может обратиться любой человек и получить бесплатную помощь — кабинеты финансируются из фонда обязательного социального страхования. Разработаны нормы и стандарты помощи. Это дало хорошие результаты. Например, удалось выявить практически всех больных с артериальной гипертонией. Если в 1998 году среди обратившихся в кабинеты доврачебного контроля было 27,7% больных с артериальной гипертонией, то в течение последних трех лет их число уменьшилось до 12%. Значит, почти всех гипертоников мы выявили. А главное, взяли на диспансерный учет. Теперь мы имеем четкое представление о том, на чем нам нужно сосредоточить дальнейшие усилия.

К сожалению, не уменьшается число курящих москвичей — сегодня примерно 25%. Все больше больных с избыточной массой тела: в 1998 году толстяков было 17—18%, в прошлом году — около 37%. Увеличение более чем в два раза.

— К детям в Москве всегда было особое внимание. О чем говорит их диспансеризация?

— Да, московских детей мы обследуем всех и ежегодно. Больше чем у половины (в возрасте от 0 до 18 лет) выявлена какая-то патология. У подростков этот показатель еще выше — у 70 процентов: это заболевания опорно-двигательного аппарата, органов зрения, пищеварения, дыхания, эндокринные патологии.

— Будете ли новые категории жителей столицы включать в программу диспансеризации?

— Мы обследуем всех, а не только работоспособных. Любой москвич, имеющий страховой полис и обратившийся в кабинет доврачебного контроля, может проверить свое артериальное давление, уровень глюкозы, уровень сахара в крови, уровень холестерина. А еще — измерить свой рост и вес, чтобы можно было на компьютере вычислить допустимую для него массу тела. Все данные обследования вводятся в компьютер, и через минуту пациенту на руки выдается распечатка, на что нужно обратить внимание. Если находят какую-то патологию, сразу направляют к узкому специалисту. Но к врачу человек должен идти уже с готовыми анализами, а врач с их учетом назначить дополнительные обследования.

— Сколько москвичей в этом году уже прошли диспансеризацию?

— Около 70% от запланированных к обследованию.

— Леонид Борисович, с 2002 по 2004 год в Москве действовала подпрограмма “Целевая диспансеризация мужского населения по раннему выявлению заболеваний предстательной железы”. Что она показала?

— Должен сказать, мужчины — самый сложный контингент для врачей, обследовать их на наличие или отсутствие опухоли предстательной железы — задача не из легких. Хотя есть все возможности для этого. А вот женщины идут активно. Обследуем даже клеточный состав шейки матки. Примерно у 300 тысяч женщин (у 1,5—2 процентов) обнаружены онкозаболевания на ранних стадиях. То же самое и с заболеваниями молочных желез: примерно у тысячи женщин нашли ранние раковые опухоли молочных желез. К сожалению, есть и поздние случаи, когда помочь сложно. Поэтому всем женщинам настоятельно рекомендую пройти диспансеризацию.

Обследование абсолютно бесплатно, нужно только ваше время, и это гарантирует вам здоровье.

— Но вернемся все же к мужчинам. В прошлые годы у 26% обследованных мужчин выявлены заболевания предстательной железы. И что дальше?

— Все они направлены к урологам. Тем, кто дошел до уролога, назначено лечение. А у кого выявлена онкология, назначена или операция, или химиотерапия. Главное, чтобы человек дошел до врача. Здоровье — это капитал самого человека. И если государство создает возможности для обследования, надо этим пользоваться. Никто, даже Господь Бог, за нас этого не сделает.

В кабинетах доврачебного контроля при поликлиниках нет очередей. Работа ведется в две смены и даже в субботу. Если там кому-то в чем-то вдруг отказали, сообщите по телефону горячей линии Департамента здравоохранения г. Москвы — там жестко доброжелательной рукой быстро наведут порядок.

— Леонид Борисович, а надо ли диспансеризацию возрождать на производстве? Или это нереально, учитывая рыночные отношения?

— Как врач старой школы считаю: надо обязательно. Но тут мы связаны законодательно: многие организации стали частными или акционерными обществами, их руководителей нельзя обязать проводить диспансеризацию.

Убежден: человек в любом возрасте с определенной кратностью должен проходить необходимые для его возрастных и профессиональных особенностей обследования.

— На Западе и в рыночных условиях нашли выход: сотруднику, заботящемуся о своем здоровье, повышают страховку.

— У нас молодой капитализм. Но у любого трудового коллектива есть договор. Когда человек вступает в трудовые отношения, он должен поинтересоваться, будут ли ему гарантированы лечение и обследование. Но, к сожалению, в нашей стране пока нет ни приоритета, ни менталитета здоровья. Людям кажется, что здоровье можно растрачивать направо и налево без оглядки, и не всегда доживают до пенсии, хотя должны жить до 120 лет.

— И умереть здоровыми! Это — Мечников. Именно он считал, что средняя продолжительность жизни человека 120 лет. Так записано и в Библии. Кстати, предусмотрено ли в московских программах обследование студентов?

— Было очень интересное заседание молодежного правительства Москвы (по статусу города оно имеет такие же полномочия, как и взрослое правительство города). На нем принято решение о диспансеризации студентов. Юрий Михайлович Лужков поддержал это предложение. Но здесь мы тоже вступаем в противоречие с законом. В высших учебных заведениях, которые административно подчинены городу, мы можем навести порядок.

Некоторые ректоры в приказном порядке обследуют студентов 1-го и 2-го курсов. В настоящее время во всех студенческих поликлиниках начата диспансеризация всех студентов первого курса, а во всех общеобразовательных школах — всех школьников. Студенты также могут обследоваться в районных поликлиниках.

И еще один вопрос: среди молодежи сегодня распространена наркомания, и нужно обязательно обследовать всех студентов на выявление зависимости к наркотикам. Мы не можем терять молодежь от этого пагубного пристрастия. Не надо забывать и о не студенческой молодежи.

— Если бы министром здравоохранения были вы, что бы сделали в плане диспансеризации?

— Стране надо использовать колоссальный национальный опыт диспансеризации абсолютно всех слоев населения. Нужно восстанавливать отечественную модель диспансеризации, расширять и углублять в соответствии с современными возможностями экспресс-диагностики. Кроме того, использовать нынешний московский опыт — вывести первичный осмотр населения на доврачебный уровень.

— На ваш взгляд, диспансеризация влияет на демографическую ситуацию в Москве?

— Полагаю, оценить результаты можно будет только через несколько лет. Это очень сложный интегративный показатель. В России пока еще отрицательный прирост населения: количество рожденных меньше, чем умерших.

Хотя в целом по России за восемь месяцев родилось 142 тысячи детей — очень хороший показатель. Но увеличение рождаемости неизбежно приводит к увеличению демографической нагрузки на одного работающего.

А это нежелательно. Пока ситуацию спасают работающие пенсионеры. Если в одночасье все пенсионеры России перестанут работать, наша экономика рухнет.

— Леонид Борисович, если подытожить все сказанное, в перспективе из бюджета Москвы и из бюджета России больше надо выделять денег на диспансеризацию?

— Безусловно. Программы нужно расширять. Меня, например, чисто по-человечески интересует, почему диспансеризацию на федеральном уровне проходят только люди бюджетных учреждений и в возрасте от 35 до 55 лет. Это же дискриминация. А что, в 56 человек не болен или ему не нужны обследование и лечение? Или в 34 года? А работающие в коммерческих структурах не нуждаются в обследовании? Или они не наши граждане? Или они не должны рожать здоровых детей? И законодательство России в этой части тоже надо очень сильно совершенствовать, потому что каждый гражданин России должен иметь равное право при получении медицинских услуг.

КСТАТИ

Благодаря кабинетам доврачебного контроля при поликлиниках Москвы удалось выявить всех больных с сахарным диабетом, проживающих в столице. В 1998 году их было 9,9% среди впервые обратившихся, а в последние годы — 1,5—2%. Это — популяционный показатель для Москвы. Выявлены также все больные с повышенным уровнем холестерина: если в 1998 году таких было 7,5%, в последние годы — примерно 4,5%.

В 2006 году при диспансеризации населения у 80 процентов россиян обнаружены проблемы со здоровьем, в Москве из 6 млн. обследованных москвичей 49,8% имеют какой-то фактор риска (гипертония, сахарный диабет, избыточная масса тела, повышенный уровень холестерина, курение). Вот уж истинно: нет здоровых людей — есть недообследованные.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру