“Сколько будет дважды два? Вы уверены, что четыре? А если взять два раза по две капли воды, то получится одна большая капля или 44 брызги…” Такой парадокс привела на конкурсе “Учитель года России-2007” математик московской школы №2030 Анна Мехед. И это был не единственный парадокс, о котором заставили задуматься лучшие педагоги страны.
Взять хотя бы главную тему конкурса — “Информационные технологии и поддержка русского языка”. Вот уж “лед и пламень”! Учителя дружно сетовали, как все эти новомодные “аськи” и “эсэмэски” коверкают великий и могучий, как вреден для культуры “албанский язык” интернет-блогов. С другой стороны, как сказала член жюри конкурса директор московской гимназии №1517 Марина Фирсова, “информационные технологии — это средства, которые позволяют оптимизировать учебный процесс”. А вошедший в пятерку финалистов питерец и математик Дмитрий Гущин даже имеет свой собственный сайт. Остается надеяться, что там “аффтар” не “жжот”…
— Состав участников конкурса год от года становится сильнее, — сказал председатель жюри, ректор МГУ Виктор Садовничий. — Наша задача — не просто выбрать лучшего учителя страны, а поднять престиж профессии учителя. Хотя я уверен, что победитель конкурса — выдающихся человек.
Череповецкой школе №37, где работает прошлогодний победитель конкурса Андрей Успенский, подарили уникальное оборудование. На экране интерактивного фойе — расписание уроков и другая полезная информация. Но это еще семечки, потому что есть и программа, считывающая настроение (!) входящих в школу учеников. В поливалентном зале (весь в видеокамерах и экранах) под символическим актом приемки поставили свои подписи (в электронном виде) министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко и губернатор Вологодской области Вячеслав Позгалев. Вячеслав Евгеньевич подметил: “Цифровая школа — это, конечно, фантастика. Но у нас на Вологодчине в трети школ нет теплых туалетов, а 25% не имеют водопровода. Я вот иногда спрашиваю первоклашек: кем хотите стать? Отвечают: матросом, летчиком, космонавтом. Задаю тот же вопрос шестиклашкам — “банкиром”. Учителя, что вы такое с детьми за пять лет сотворили? Где же мне найти хороших рабочих, чтобы сделали такой ремонт, как в этой школе?”
Министр тут же припомнил недавнюю поездку в Якутию. Добирался до какого-то дальнего чума на вертолете, а когда спросил местного мальчишку, кем тот хочет стать, услышал в ответ — “юристом”.
— Конечно, участники конкурса — люди необычайно увлеченные, любящие свою профессию, смелые, — сказала председатель профсоюза работников народного образования России Галина Меркулова, — но вот что беспокоит. Педагоги увлечены своим предметом, а надо смотреть на жизнь шире. Они не чувствуют реальную ситуацию в стране. Человек может стать очень хорошим рабочим, слесарем, плотником. Учителям надо расставаться с иллюзорными представлениями об окружающем мире и готовить к этому же своих учеников.
Абсолютного победителя конкурса назовут в Москве в Колонном зале Дома Союзов 4 октября. Снискавший расположение публики благодаря прекрасному чувству юмора учитель ОБЖ из Вологды Евгений Юрьевич Вирячев признался, что в школе был троечником. В пятерку финалистов он не вошел, хотя знающий его лично губернатор назвал Вирячева “учителем от Бога”. Тоже парадокс.
Пятерка финалистов конкурса “Учитель года России-2007”:
Комарова Анастасия, учитель русского языка, Мурманск
Гущин Дмитрий, математик, Санкт-Петербург
Маринченко Сергей, учитель МХК, Ростовская обл.
Мехед Анна, математик, Москва
Мельникова Марина, учитель русского языка, Ярославская обл.