Не бейте даму больно!

Большой театр открывает сезон премьерой

4 октября 2007 в 14:51, просмотров: 358

Сегодня Большой театр открывает новый, 232-й сезон с сенсационной премьеры, которая обещает стать оперным событием сезона: “Пиковой дамы” Чайковского. Причина, конечно, в Михаиле Плетневе и Валерии Фокине: это будет первая опера в жизни знаменитых музыканта и режиссера.

То, что соавтором Плетнева, знатока и апологета Чайковского, стал режиссер Валерий Фокин — знаток и апологет Мейерхольда, может насторожить: все наслышаны о мейерхольдовской постановке “Пиковой дамы” в Малеготе 1935 года — заново написанное либретто, выброшенные куски партитуры, произвольный монтаж эпизодов. Однако Фокин не намерен ни возвращать Чайковского к Пушкину, ни устраивать из великого шедевра цирк с переодеванием, к каковому все чаще стремится убогая режиссерская мысль. С самого начала постановщики договорились, что будут исходить из музыки: ведь “Пиковая дама”, по версии братьев Чайковских, это совсем иное произведение, лирическое и даже трагическое, в отличие от ироничного пушкинского оригинала.

Главный герой в трактовке Фокина — в первую очередь любовник, а не игрок, чисто питерский персонаж, с характерной питерской болезненной рефлексией.

Тема Петербурга вообще была важна для режиссера, вот уже четыре года живущего в этом, как он сам говорит, “городе-фантоме”. А потому стенографическое решение — абсолютно петербургское: блики Невы, мост, колонны — словом, точно как у Пушкина: “город пышный, город бедный, дух неволи, стройный вид, свод небес зелено-бледный, скука, холод и гранит...” И к радости ревнителей традиций — публику ждут исторически достоверные костюмы: парики и кринолины по моде XVIII века.

Маэстро Плетнев еще более осторожен в прикосновении к самому безусловному шедевру русской оперной классики. Музыкант абсолютно свободен от шлейфа эпатажности двух предыдущих премьер ГАБТа — “Онегина” и “Бориса Годунова”, хотя бы потому, что он не видел этих спектаклей. Плетнев полностью разделяет взгляд Валерия Фокина на дуалистичную природу образа Германна: в этом парне слились бог и дьявол, нежный влюбленный и безумный игрок. И именно этого добивается дирижер, репетируя с исполнителем партии Германна Бадри Майсурадзе. Кроме того, маэстро озадачен решением чисто музыкальных проблем с оркестром, что не просто в условиях акустики Новой сцены Большого театра, от которой Плетнев далеко не в восторге.

Конечно, будут и некоторые неожиданности, которые до премьеры не разглашаются. Один из приятнейших сюрпризов ждет тех зрителей, кому посчастливится увидеть и услышать в партии Графини Елену Образцову.



Партнеры