Сам себе реставратор

В “Абрамцево” Русью и не пахнет

9 октября 2007 в 14:47, просмотров: 349

Говорить об ужасающем состоянии федеральных памятников истории и культуры в Московской области можно бесконечно. Это мы и делаем, хотя пока безрезультатно. Но, говорят, вода камень точит. То там, то тут заводятся судебные дела о нецелевом использовании государственных средств при реставрации памятников, снимают директоров... Хороши ли они, судить федеральным чиновникам. Мы, например, можем привести результаты — факты 3-летнего директорствования г-на Пентковского в музее-заповеднике “Абрамцево”.

О катастрофическом состоянии музея, успешно пережившего революцию и две войны, но который сегодня гибнет из-за равнодушия федеральных чиновников, “МК” писал не раз.

Три года назад выбор директора ФАККа пал на профессора Московской духовной академии Алексея Пентковского. Тогда многим музейщикам казалось, что выбор сделан верно, что молодой, образованный и просвещенный Пентковский сможет поднять из руин погибающий музей, когда-то гордость всей России. Однако на деле все оказалось не так просто. “МК” неоднократно писал о деспотическом управлении профессора духовной академии, который начал реставрацию с того, что… уволил почти всех сотрудников, осмелившихся хоть чем-то перечить ему.

В то время как новый директор формировал музейный коллектив, продолжали разрушаться Главный дом, церковь, поленовский дом и Советский отдел, где сосредоточены редчайшие полотна художников “Бубнового валета”. Был разорганизован отдел, занимающийся уникальным парком, прудами, садом Абрамцево. А ведь это все объекты не только природы, но и истории. По этим мостикам гулял Мамонтов в спорах с художниками, под этой сиренью отдыхал Аксаков. Новый “барин” увидел усадьбу по-своему: вырубил сирень, осушил пруды, выкорчевал мамонтовские туи.

В министерстве начали сомневаться в реставрационных способностях Пентковского. Как оказалось, совершенно зря. Приобретя за бесценок участок в охранной зоне Хотьковского монастыря, он принялся за строительство собственного особняка, который уже поражает размерами и отсутствием художественного вкуса местных жителей. Стройматериалы директор складирует на территории музея. Многие сотрудники помимо своей воли вынуждены принимать посильное участие в строительстве директорского особняка. Возникает ощущение, что ФАКК не только не одергивает зарвавшегося директора, но вдохновляет его на строительство собственного дома. Видимо, надеется, что таким образом профессор наконец-то овладеет реставрационными навыками и сможет приступить к восстановлению прославленного музея-заповедника.

В самом же музее продолжает рушиться двухвековой дом, отваливаются наличники с мастерской Врубеля, зияет выбитыми окнами чердак поленовского дома.



Партнеры