Владимир Груздев: “Простым туристом в космос не полечу!”

Что депутат-единоросс хочет делать на орбите?

Как только стало известно, что депутат Госдумы от “Единой России” Владимир Груздев планирует полететь в космос, эта тема обросла массой слухов. Больше всего рассуждали о том, какое дорогое удовольствие — полет космотуриста (“погостить” на орбите стоит 20 млн. долларов). По словам спикера Госдумы Бориса Грызлова, “участие в полете “Единая Россия” сможет оплатить из своих партийных средств”...

Сам потенциальный космонавт до сих пор был немногословен. И сделал исключение только для “МК”. Выяснилось, что он может попасть на МКС вовсе не в качестве туриста, а как штатный космонавт-исследователь.

— Владимир Сергеевич, г-н Грызлов сказал: полет состоится в октябре 2008-го. А представитель организации “Спейс Адвенчер”, которая занимается космотуризмом, заявил: на это время запланирован полет американца. Кто ошибается?

— Никто не ошибается. Окончательное решение о проведении полета может принять только российское космическое агентство. Разумеется, оно взаимодействует с большим количеством международных организаций. Дата полета определяется в соответствии с огромным количеством факторов.

Я вам процитирую слова Перминова, который сказал, что российский космонавт-исследователь, конечно же, имеет приоритет по отношению ко всем остальным. Если все оргвопросы будут решены в срок, то Перминов и “Роскосмос” вернутся к обсуждению этой темы. Если они решат, что вместо меня полетит иностранный турист, — значит, полетит он. Если они предпочтут меня в качестве космонавта-исследователя — значит, полечу я. На самом деле не принципиально, когда состоится полет — в октябре 2008 г. или в октябре 2009 г., — важно, что это должно состояться. Я туристом не полечу никогда, потому что для меня всегда было важно выполнять именно государственные поручения и те задания, которые важны для государства и для общества. В данном случае это партийное поручение, и программа, которую мы разработали, будет носить именно нетуристический характер.

— Что за программа?

— Своим поступком я хочу привлечь внимание общества к проблемам, которые сейчас существуют в сфере космических исследований. Мы были первопроходцами в космосе. Но его покорение — это ведь не только повод для гордости. За последние 50 лет именно в космосе сделано более 50 000 изобретений, которые были запатентованы. Вся спутниковая и сотовая связь, тефлон были изобретены в космосе. А сегодня каждая семья пользуется тефлоновой сковородкой.

Финансовая отдача для тех, кто совершил открытие, запатентовал его и производит товары, достаточно велика.

 Ежегодный “пирог” космоса — 170 млрд. долларов. А Россия от этого “пирога” имеет только 1%. Сегодня исследования космоса практически полностью финансируются за счет бюджета. Выработана целевая федеральная космическая программа с 2006 по 2015 г. Размер программы — 305 млрд. рублей. Порядка 180 млрд. предполагается привлечь через инвестиции. А для нас важно, чтобы мы перешли от бюджетного финансирования к проектному. Космос должен быть не только окупаемым, он должен приносить прибыль, чтобы потом ее можно было пустить на какие-то социальные проекты.

Мы под эгидой партии создаем фонд поддержки отечественной космической отрасли, участвовать в котором смогут все. От любого гражданина, который может пожертвовать рубль, до крупной компании, которая перечислит десятки миллионов рублей для развития отечественного космоса. Более того, раскрою небольшую тайну: у нас намечается конкретное исследование, которое должно дать не менее конкретные результаты, экономические в том числе. Оно будет проводиться в сфере медицины и биологии.

— Откуда возникла идея полета? И почему она не появилась раньше, чтобы вы успели слетать аккурат перед выборами?

— Идея принадлежит мне и связана с тем, что когда я начал общаться с “Роскосмосом”, то понял: существует огромный дефицит бюджета по развитию космической отрасли. Причем обеспечить космос и решить социальные задачи одновременно невозможно. Необходимо привлечение отечественного капитала и отечественных производителей. Если у нас появятся технологии, которые на практике могут быть реализованы продукцией такого же уровня, как, например, тефлоновая посуда, и эти товары будут продаваться по всему миру — что в этом плохого?

Кроме этого я хочу своим личным примером привлечь внимание отечественных предпринимателей к проблемам космоса, хочу показать, что вложения в науку могут быть не просто прибыльными, а мегаприбыльными! Я уверен на 100%, что для того, чтобы помочь развитию отрасли, мне нужно самому преодолеть все ступеньки.

Мысли о полете появились много лет назад. Нужно было сначала понять — сможем ли мы аккумулировать средства, которые необходимо направить на полет. Кроме того, нужно пройти медкомиссию, которая допускает человека к испытаниям. Я проходил ее три недели, пока был в отпуске, потому что заниматься этим и выполнять свои обязанности в Госдуме не получилось бы.

— Сначала вы ставили рекорд на батискафе вместе с Артуром Чилингаровым, теперь вот космос... Это воспринимается как пиар “Единой России”. Но не проще и не дешевле ли было бы принять в партию действующего космонавта?

— Про любое, даже очень хорошее действие всегда можно сказать, что оно носит пиаровский характер... У нас космонавты в партии есть — Алексей Леонов, Елена Кондакова... Дело не в этом. Мы, граждане великой страны, можем и должны совершать мужественные поступки.

— Вы сказали, что будете заниматься исследованиями по медицине и биологии. А квалификации хватит?

— Знаете, исследования, конечно, довольно специфические, но я все-таки человек достаточно грамотный — кандидат юридических наук, сейчас учусь на психологическом факультете МГУ, получаю третье образование.

Психологические исследования я буду проводить не только во время полета в космос, я заинтересован в исследованиях, которые будут проводиться в рамках проекта “Марс-500”. Это исследования, которые начнутся уже в ближайшее время на Земле, у нас в России. Они будут имитировать полет космического экипажа на Марс.

Полет туда составляет 11,5 месяца, пребывание месяц и полет обратно. 12 человек — состав имитируемого экипажа. Только в окончательном отборе приняли участие 4000 человек со всего мира, из них 600 — россияне.

При этом требования к кандидатам очень жесткие — они должны быть не младше 25 и не старше 50, свободно владеть английским, иметь высшее образование и просто быть суперздоровыми людьми. Исследование проводится, чтобы определить психологическое состояние людей в течение такого долгого времени в замкнутом пространстве. Будет полностью воссоздан макет экспедиционного корабля. Кстати, сам полет нас ждет уже в следующем десятилетии. К слову, фонд, о котором я говорил, будет финансировать частично и этот проект тоже.

— А существует вероятность того, что полет не состоится?

— Возможно все — и это зависит от очень многих факторов. Прежде всего от наличия места и от технических возможностей “Роскосмоса” и РКК “Энергия”. И, конечно, это зависит от состояния здоровья кандидата.

Элементарный пример — операция по удалению аппендикса сразу вычеркивает кандидата на полет в космос на полтора года как минимум. Любая полостная операция — тот же результат.

Но каждый полет готовится с двумя экипажами — основным и дублирующим. Риск того, что полет не состоится, есть, но в данном случае дублер тоже будет членом партии “Единая Россия”. Кто именно — пока секрет. В общем, скажу так: я готов лично участвовать как в подготовке, так и в самом полете, но если будут противопоказания или будет принято решение, что это должен быть кто-то другой, я подчинюсь решению партии.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру