Облигационная альтернатива

Как защитить свои интересы на бирже

15 октября 2007 в 16:39, просмотров: 299

Обычно облигации считаются защитным биржевым инструментом и не пользуются популярностью у частных инвесторов. Но в настоящее время российский рынок акций находится в преддверии коррекции. Многие бумаги переоценены, и найти полноценную торговую идею с приемлемым уровнем риска достаточно сложно. В этих условиях рынок рублевых облигаций неожиданно стал привлекательным, поскольку уровень риска здесь существенно ниже, а доходность выше, чем в ПИФах и банковских депозитах. Для инвестора, овладевшего специфической терминологией и навыками работы с облигациями, открывается возможность не просто пересидеть грядущую коррекцию, но и извлечь доход.

Технические детали

Основная идея выхода на рынок облигаций состоит в том, что уровень доходности многих инструментов сейчас превышает 13—16% годовых при приемлемом уровне риска: бумаги не только входят в котировальные списки, но и имеют международный рейтинг. Однако основная проблема облигаций — ликвидность: если купить бумагу инвестор может достаточно легко, то с продажей по достойной цене иногда возникают проблемы.

Процедура выхода на рынок рублевых облигаций в целом аналогична процедуре торговли акциями.

Единственное отличие: брокером по возможности должна быть крупная компания. Как и акции, облигации продаются лотами, но объем лотов на этом рынке существенно больше. Поэтому мелкие компании иногда просто отказываются работать с облигациями. Крупная же компания обычно имеет солидный портфель облигаций и при необходимости может не только продать инвестору бумаги, но и выкупить их у него.

Цена входного билета (минимальный взнос) у разных компаний различна, но в целом со 100 тыс. руб. делать на этом рынке нечего. Ведь номинал облигаций обычно 1 тыс. руб., и лотов в 100 штук просто не существует.

Крупная компания-брокер может, конечно, выделить такой микролот из собственного портфеля, но для инвестора это не будет выходом на открытый рынок: он будет целиком зависеть от доброй воли брокера. Чтобы ощутить эффект от игры, инвестору необходимо внести не менее 1 млн. руб. Далее процедура стандартна: вносите деньги, даете брокеру поручение — игра началась.

Существует много компаний, активно работающих в этом сегменте, однако перечисленные выше обладают главным для небогатого частного инвестора качеством — у них большие и ликвидные портфели. Облигациями торгуют в основном на ММВБ, однако в последнее время активизировалась и Санкт-Петербургская валютная биржа (СПВБ).

Если не сильно углубляться в экономическую теорию, то облигация — это по сути долговая расписка с нефиксированным доходом. Акции обращаются на свободном рынке, это инструмент перераспределения капитала. Поскольку владение акцией не дает инвестору никаких гарантий дохода (даже дивиденды заранее не известны), то весь смысл владения акциями для мелкого инвестора состоит в их постоянной купле-продаже.

Долговые расписки, в том числе облигации, имеют иную природу: это обязательство, гарантия компании-эмитента, что она заплатит инвестору. Владелец облигаций может просто ждать купонов или погашения, и не продавать бумагу на рынке. Тем не менее рынок долгов существует и развивается.

Миллиард за улыбку

Желающее занять денег физическое лицо имеет две возможности: либо обратиться к знакомому (другому физическому лицу) и выписать ему расписку (вексель), либо прийти в банк и заключить кредитный договор. У юридического лица таких возможностей не две, а четыре. Помимо кредитования в банке и выпуска векселей компании могут еще выпускать (эмитировать) облигации и акции.

Отличие облигации от векселя в том, что процент, который компания собирается платить по векселю, фиксирован. У облигаций же он устанавливается на аукционе, который называется первичным размещением.

Выпуск облигаций обязательно регистрируется в ФСФР и анонсируется заранее, тогда как вексель компания может выпустить в любой момент и никому ничего не сказать (если, конечно, найдет покупателя). Объем выпуска облигаций достаточно велик: не менее 300 млн. руб., а стандартный выпуск — это 2—3 млрд. руб. Векселя же выпускаются от 50 тыс. руб. до 100 млн. руб. При этом срок облигационного займа обычно составляет от 3 лет и выше, а наиболее популярные векселя выпускаются на год.

Коль скоро выпуск облигаций зарегистрирован, его необходимо разместить среди инвесторов, то есть найти на него покупателей. В этом деле помогают посредники, называемые организаторами выпуска, или андеррайтерами. Андеррайтер в основном занимается тем, что презентует выпуск, то есть рассказывает потенциальным инвесторам о компании-эмитенте за ее счет.

Кроме услуг по продвижению организаторы (их может быть и несколько) берут на себя обязательство при первичном размещении выкупить ту часть выпуска, которую не удалось разместить, то есть если на нее не нашлось покупателей. Организаторы (и отчасти ФСФР) разделяют риски с инвесторами и тем самым снижают общий уровень рисков. Пока ни одного дефолта (отказа платить) на рынке рублевых облигаций еще не было.

Впрочем, некоторые участники рынка полагают, что все еще впереди.

Торговая идея

Доходность инвестиций в облигации складывается из двух источников. Во-первых, это купон. Следует заметить, что на открытом аукционе определяется лишь величина первого купона, величину же остальных эмитент устанавливает по собственной воле. Купоны обычно бывают полугодовые или ежеквартальные, и совестливые эмитенты указывают при размещении, что, например, 2-й и 3-й купоны будут равны 1-му. Такое поведение ценится на рынке, но принудить к нему эмитента никто не может.

Вторым источником доходности является дисконт (премия), которая, собственно, и позволяет существовать рынку. Дисконт заключается в том, что облигация номиналом в 1000 руб. никогда не стоит 1000 руб. при первичном размещении. Она стоит 990 руб. или 950 руб., и при этом 1% или 5%, соответственно, является дисконтом, поскольку эмитент при погашении через несколько лет заплатит 1000 руб. Как и величина 1-го купона, премия устанавливается на первичном аукционе и зависит только от соотношения спроса и предложения.

Через 2—3 дня после первичного размещения облигации выходят на вторичный рынок, и дисконт становится основным источником дохода инвестора-игрока. Потому что, если инвестор вчера купил облигацию за 950 руб., а сегодня продал ее за 960 руб., то его доход 1% в день, то есть более 300% годовых. Обычно облигации настолько резко в цене не меняются. Для облигаций дисконт фактически является котировкой: на его величину влияет рыночная ситуация, а также любые новости о компании-эмитенте.

На рынке облигаций есть два ключевых слова: дюрация и оферта. Офертой называется обязательство компании по досрочному выкупу своих облигаций (условия досрочного погашения). Оферта фиксируются в момент регистрации выпуска в ФСФР и в дальнейшем не меняется. Например, наличие по 3-летней бумаге оферты в 1 год означает, что ровно через год после размещения компания обязуется погасить (обычно по номиналу) свои облигации, если инвесторы ей таковые предъявят.

Это не значит, что эмитент хочет досрочно гасить весь выпуск. Наоборот, он хочет предоставить инвесторам дополнительные гарантии, чтобы они в случае изменения рыночной ситуации ждали не 3 года, а год. Дюрация же означает срок обращения облигации до погашения либо до оферты. Обычно при первичном размещении устанавливается общая доходность облигации до первой оферты (их может быть и несколько). Дюрация считается короткой, если она меньше полугода, и длинной, если она превышает год.

Для частного инвестора здесь важно, что в момент оферты он может предъявить свои бумаги к досрочному погашению, то есть гарантированно продать их эмитенту. Эмитент не имеет права отказаться, иначе — дефолт.

Доходность по корпоративным облигациям лежит в достаточно узком коридоре: она, с одной стороны, должна быть больше инфляции (9% годовых), а с другой, не должна превышать ставок коммерческого кредита (16—18% годовых). В последние три месяца из-за ухода с рынка рублевых облигаций иностранных инвесторов доходности резко возросли и приблизились к верхней границе коридора. Это произошло даже с облигациями крупных компаний, которые входят в котировальные списки и имеют международно признанные кредитные рейтинги. Таким образом, точка равновесия риск/доходность сильно сместилась в пользу инвестора. И частный инвестор сегодня может с минимальным риском получить доходность в полторы-две инфляции. Или почти в полторы ставки банковского депозита. А чтобы избежать ловушки неликвидности, инвестору нужно выбирать бумаги со сверхкороткой (до 3 месяцев) дюрацией до оферты. Тогда у инвестора будет гарантия погашения бумаг по номиналу.

Некоторые эмитенты в настоящее время применяют процедуру рефинансирования через оферту, когда выпуск целиком выкупается и тут же размещается вновь, но с большей доходностью. Облигационные деньги — по определению длинные, то есть используются на проекты со сроком реализации более 3 лет. Эмитенту проще рефинансироваться через оферту, чем ставить себя в тяжелое финансовое положение, выкупая весь выпуск до получения реального дохода от проекта.

Рынок облигаций очень технологичен. Поскольку вся информация об эмитентах открыта, у каждого серьезного игрока-брокера имеется база данных по офертам и погашениям. Если же инвестор хочет проверить информацию, то она доступна на сайте независимых специализированных агентств.

Кроме того, крупные участники рынка в аналитических обзорах (ежедневных и ежемесячных) публикуют рекомендации по покупке. Эти обзоры, как правило, размещаются в Интернете в открытом доступе и являются хорошим подспорьем для частных инвесторов.



Партнеры