Через тернии к интернету

В подмосковье мечтает о виртуальных дневниках

24 октября 2007 в 14:44, просмотров: 522

Еще недавно о компьютерных классах сельские школы Подмосковья могли только мечтать. А сегодня их директора загибают пальцы: первый класс, второй, ожидаем третий… По подсчетам министерства образования Московской области, один компьютер сейчас приходится на 23 ученика.

Однако не только компьютеризация школ региона значительно опережает общероссийские показатели. Подключение образовательных учреждений к Интернету, можно сказать без ложной скромности, также идет семимильными шагами. Благодаря приоритетному национальному проекту “Образование” к Всемирной сети подключены практически все общеобразовательные школы Московской области, за исключением школ-садов, начальных школ и учреждений дополнительного образования детей. Но в самое ближайшее время и до них дойдут руки.

Надо отметить, что задачу интернетизации школ подмосковное правительство ставило задолго до появления нацпроектов. По мере реализации целевой программы “Развитие образования в Московской области в 2001—2005 годах” школы региона одна за другой получали компьютерные классы и доступ в Интернет через модем.

Поначалу, конечно, не такой высокоскоростной, как сейчас. Но нацпроект “Образование” расширил эти возможности. На данный момент все школы согласно государственному стандарту имеют круглосуточный и безлимитный трафик со скоростью не менее 128 кбит/с. Однако это лишь начальная планка. Если связистам позволяют технические возможности, они обеспечивают гораздо более высокую скорость работы Интернета.

Например, в школе совхоза им. Ленина Сеть работает со скоростью 512 кбит/с. Это открывает совершенно иные горизонты перед пользователями Интернета. Начать хотя бы с того, что быстро получать информацию здесь одновременно можно на всех компьютерах, которых только в двух компьютерных классах насчитывается 23 штуки. А еще в библиотеке, у директора, а также у многих учителей на рабочем столе. Кстати, эта сельская школа совсем недавно получила самый современный среди подмосковных школ компьютерный класс. А еще она уникальна тем, что информатику здесь ведет мужчина. В Минобразования не нарадуются: наконец-то в школы стали возвращаться представители сильного пола!

Александр Ефремов — учитель молодой, но строгий и требовательный. Причем не только к ученикам, но и к себе. В настоящее время он в дополнение к педагогическому образованию получает знания на профессиональных курсах программирования при МГУ им. М.В.Ломоносова. На уроках Александра Сергеевича стоит идеальная тишина. Хотя ученикам и так не до разговоров. Только что они получили непростое задание — создать веб-сайт.

— Конечно, с получением новой техники в рамках нацпроекта образовательные возможности существенно возросли, — пока школяры корпят над заданием, рассказывает Александр Сергеевич. — Помимо того что компьютеры Apple Macintosh на данный момент считаются самыми мощными и безотказными, они позволяют выбирать операционную систему — Windows или MacOS. Сюда мы приводим учеников 9—11-х классов, у которых пользовательская подготовка выше. А во втором компьютерном классе, где установлены обычные компьютеры, занимаются ребята младшего возраста.

Стены кабинета информатики увешаны одинаковыми рамочками. Сначала мы подумали, что это дипломы или инструкции для пользователей. Но при ближайшем рассмотрении оказалось — удостоверения о том, что в данной школе установлены исключительно лицензионные программы.

* * *

Тем, кто уже выполнил задание, позволяется распоряжаться свободным временем на свое усмотрение. Почти все тинейджеры, не задумываясь, “кликают” Интернет. У одних открывается форум, у других — игра, у третьих — школьный сайт. Да, здесь есть и такой. Причем он создан по инициативе ребят. Но под чутким руководством учителя информатики. Кстати, он же администратор сайта и модератор форума, на который заходят все: от учеников до директора школы.

— Я сама давно пользуюсь Интернетом, и поэтому мечтала, чтобы он был установлен в школе, — рассказывает директор школы Елена Добренкова. — Он дает колоссальные возможности. Во-первых, это обмен опытом с коллегами. Во-вторых, качественно новый подход к образовательному процессу, быстрое получение любой необходимой информации. Ну и, естественно, общение. Я захожу на сайт под своим именем “Елена Ивановна”, и ученики задают мне вопросы. Так же поступают и другие учителя. Не всегда у ребенка хватит смелости спросить что-то лично, а в “виртуальном пространстве” они чувствуют себя более свободно и могут обсудить любую волнующую их тему.

Кроме всего прочего, на школьном сайте вывешены ссылки на полезные сайты, пользоваться которыми ученикам приходится довольно часто. Ведь перед учителями школы поставлено условие — хотя бы раз в неделю, но задавать домашнее задание с использованием Интернета. Причем отговорка “дома нет компьютера” в данном случае не прокатит. Компьютерные классы в школе работают целый день. В любое время можно прийти и поработать в Сети. Здесь же стоят современные сканер и цветной принтер. Впрочем, просить заходить почаще в компьютерный класс ребят и так не приходится.

— На переменах мы обычно приходим, чтобы поиграть в сетевую игру, — говорит ученик 10-го класса Роман Кондрашов, — а после уроков — каждый со своей целью. Одни пишут рефераты, другие сидят в видеочатах (на компьютерах также установлены веб-камеры. — С.Л.). Часто проходим тесты ЕГЭ в режиме онлайн. Удобно — компьютер и оценку ставит, и позволяет проанализировать ошибки. Я готовлюсь сдавать информатику, мне очень помогает.

Кстати, большинство старшеклассников, которых мы опросили, плюсами Интернета называют три составляющие: возможность общения, самообразования и интерактивного прохождения ЕГЭ-тестов. Младшие школьники, конечно, больше всего любят на компьютере играть или рисовать. Им позволяют это делать на школьных компьютерах, но в отличие от старших учеников более строго ограничивая по времени. Например, ученикам начальной школы позволяют находиться у компьютеров не более получаса в день.

* * *

Однако всем известно, что в Интернете любой школьник может почерпнуть не только полезную информацию. Любопытство может завести его слишком далеко…

— Я считаю, многое зависит от того, как мы нацеливаем ребенка, — говорит Елена Добренкова. — Одно дело, он будет праздно открывать все сайты подряд, другое — искать конкретную информацию. Конечно, мы не можем отследить полностью, куда выходят дети, особенно за стенами школы. Но это уже проблема культуры в семье. Если папа с мамой регулярно выходят на “взрослые” сайты, у ребенка тут же будет возможность попасть на них, так как компьютер запоминает адреса.

Чтобы помогать ребенку ориентироваться в Интернете, а не просто удовлетворять свое неуемное любопытство, педагог должен сам обладать соответствующими знаниями. Это вовремя поняли в “ленинской” школе. Часть от того миллиона рублей, которые она выиграла в 2006 году в рамках нацпроекта “Образование”, была потрачена на обучение педагогов на курсах информационных технологий для будущего. На сегодняшний день 68% учителей владеют такими необходимыми методиками, как создание веб-сайтов, организация презентаций и т.д. Т.е. могут делать урок современным и интересным для детей, запросы и компьютерные знания которых растут с каждым годом. “Для нас очень важно быть не компьютерными эмигрантами, а компьютерными аборигенами”, — любят повторять учителя этой школы.

* * *

В школе совхоза им. Ленина уже много сделано, чтобы создать для всех ребят равные образовательные возможности на уровне современных стандартов. Но мечтают о еще большем. Например, все компьютеры школы здесь хотят объединить в единую сеть. Тогда учителя смогут оперативно обмениваться материалами и, соответственно, на другом уровне готовиться к уроку. Также в планах сделать так называемые дистанционные уроки. Т.е. чтобы информация, озвученная на уроке вместе с домашним заданием, появлялась в тот же день на школьном сайте. Естественно, вместе с полезными ссылками, с помощью которых можно получить дополнительные знания по теме. Еще одна интересная идея — создать виртуальный дневник каждого учащегося, чтобы родители под своим паролем в любое время могли зайти на сайт и познакомиться с оценками своего отпрыска. В таком дневнике “двойку” уже не сотрешь и страницу не вырвешь. А если у кого-то из умников хватит способностей “вскрыть” виртуальный дневник, это не так плохо. Значит, по информатике ему точно можно ставить твердую “пятерку”.

Как скоро суждено сбыться этим мечтам, пока сказать никто не берется, но другие интересные нововведения точно ожидают школы района в ближайшее время.

— В рамках мероприятий Года русского языка в этом учебном году на средства областного бюджета в кабинеты русского языка всех школ района будет приобретена компьютерная техника: компьютер, мультимедийный проектор и экран, — сообщила замначальника управления образования Ленинского района Наталья Дубинина.

— Также в рамках областной программы в школы района поступят 34 компьютера. Продолжится подключение к Интернету образовательных учреждений. В рамках нацпроекта доступом к Сети уже обеспечено 25 из 30 школ района. На очереди начальные и открытая сменная (бывшая вечерняя) школы.

А еще вскоре в район привезут мобильный класс. Только в этом году минобразования начало их закупки для муниципальных образовательных учреждений. Мобильный класс — это такая тележка с переносными компьютерами (ноутбуками), которую можно использовать в любом кабинете школы — т.е. где это нужно в данный момент преподавателю. Удобно — не то слово!

СПРАВКА "МК"

Все поставки в рамках нацпроекта “Образование” ведутся в соответствии с заключенными контрактами, которые предусматривают установку только лицензионного программного обеспечения. Не обо всем компьютерном оборудовании, которое закупалось ранее, это можно сказать. Но по инициативе губернатора Московской области Бориса Громова, поддержанной Московской областной думой, в областную целевую программу “Развитие образования в Московской области на период 2006—2010 гг.” внесены изменения: предусмотрено дополнительно 550 млн. руб. на качественное обновление компьютерного парка и приобретение лицензионного программного обеспечения.

Работа с отсевом ненужной информации ведется не только на уровне школ, но и министерством образования области. С сентября этого года поэтапно вводится система контентной фильтрации в работу каждого учебного заведения. Также в этом году проведена серия семинаров для педагогов. При поддержке губернатора регион вошел в программу Национального фонда подготовки кадров по вопросу создания межшкольных методических центров поддержки информатизации общего образования. Первый такой центр был открыт в этом году на базе Московского государственного областного университета. Всего их будет около 25. Эти центры будут также способствовать дальнейшему внедрению системы контентной фильтрации.

В 2006 году высокоскоростной доступ к сети Интернет получили 436 школ Московской области. В 2007 году в рамках нацпроекта “Образование” подключено 795 школ (всего в общей сложности 1231 школа). Подключение проводилось с использованием различных технических решений. В частности, с использованием технологии хDSL организован доступ для 1124 школ Подмосковья, 57 образовательных учреждений подключены с применением технологий спутниковой связи, 25 школ — с помощью оборудования широкополосного беспроводного доступа стандарта WiMAX. Еще 23 общеобразовательных учреждения обеспечены доступом к Сети с применением радиоудлинителей, 2 — по оптическим каналам связи.



Партнеры