Юрий Росляк: “Правительство Москвы не допустит резкого роста цен”
“МК” ведет репортаж со встречи главы комплекса экономической политики и развития с читателями и журналистами
Уникальная акция “Пресс-матч с командой мэра” продолжается.
Во втором тайме “на поле”, в редакцию “МК”, были приглашены первый зам. мэра в правительстве Москвы, руководитель комплекса экономической политики и развития города Юрий Росляк, а также заместитель председателя Московской городской думы Андрей Метельский. Им вдвоем пришлось защищать ворота московской команды, на которые нападали несколько десятков представителей СМИ. Надо отдать должное нашим гостям — Юрий Росляк не боялся мячей, либо отбивая их сам, либо передавая пас Андрею Метельскому.
Первый раунд: цены и зарплаты
— Подведите, пожалуйста, итоги социально-экономического развития Москвы в 2007 году.
Юрий Росляк: Можно уверенно констатировать, что Москва продолжает интенсивно развиваться: экономический потенциал города растет и эффективно работает на обеспечение тех социальных гарантий, которые установлены в городе.
Бюджет Москвы успешно выполняется: тот дефицит, который мы планировали в начале года, фактически покрыт — и к концу года выйдем на определенный уровень профицита. Рост валового регионального продукта вплотную приблизился к 8%, а промышленного производства — к 14,6%.
Мы проводим системную работу по стимулированию роста заработной платы. В следующем году минимальный уровень оплаты труда сравняется с прожиточным минимумом и составит 7500 рублей. C 1 сентября 2008 года в столице никто не должен получать заработную плату ниже этой планки. Для нас это достаточно сложная, но вполне выполнимая задача. Мы шли к ней на протяжении последних четырех лет, повышая зарплату в бюджетной сфере на 35—40% ежегодно. Два года назад мы вывели минимальный уровень пенсии на прожиточный минимум пенсионера. Сегодня минимальная пенсия на 10% превышает этот показатель. Более того, сейчас мы имеем возможность ставить перед собой задачу повышения размера пенсии в ближайшие годы до полуторакратного размера прожиточного минимума.
— Как решается в Москве проблема роста цен?
Росляк: Эта проблема сейчас является острой для всего государства. Хочу сразу подчеркнуть, что в Москве рост цен на товары первой необходимости сегодня в два раза меньше, чем в среднем по РФ. Мы давно знакомы с этой проблемой: обеспечение продовольственной безопасности города является одной из основных задач правительства Москвы и городской Думы уже на протяжении более чем 15 лет.
Город последовательно работает на недопущение дефицита продресурсов, поскольку именно он может стать одной из причин ценового роста. Для этого был создан наш городской неснижаемый резервный запас продовольствия. Вторым направлением нашей деятельности является создание системы, которая позволит Москве не зависеть от конъюнктуры мирового рынка, от импорта. Мы стимулируем наши предприятия участвовать в реализации проекта развития сельского хозяйства: 40 млрд. руб. уже инвестированы городом в развитие индустриального производства на селе. Еще одна мера — это соглашения, которые город заключает с московскими производителями и продавцами продукции о контроле за ценами на социально значимую группу товаров. Объективно никаких причин для резкого повышения цен на московском рынке сегодня не существует, и мы не хотим, чтобы недобросовестные предприниматели использовали сложившуюся конъюнктурную ситуацию в своих интересах, наживаясь на простых москвичах.
— Если сдержать рост цен все-таки не удастся, как вы планируете обеспечить социальную защиту малоимущих москвичей?
Андрей Метельский: Столичный парламент не может принимать решений о недопущении повышения цен, да и не должен этого делать. Что касается обеспечения социальной стабильности, то гарантом с нашей стороны будет городской бюджет на следующий год, в котором мы планируем и повышение зарплат работников бюджетных учреждений, и доплаты к пенсиям, и достаточно большие средства на реализацию мер, предусмотренных городским законом о социальной поддержке москвичей. К тому же город будет располагать и необходимыми средствами на закупку продовольствия, которые также закладываются в городском бюджете.
Росляк: Наша главная социальная гарантия — это бюджет. Когда мы считаем доплаты к пенсиям или заработную плату в бюджетной сфере, мы держим за основу определенный уровень потребления и цен. Наша главная задача — обеспечить достоверность этих прогнозов. Но если в следующем году что-то получится не так, как мы сегодня рассчитываем, у нас есть средства, чтобы сделать опережающие доплаты и выплаты в соответствии с той ситуацией, которая реально будет складываться на рынке.
Второй раунд: коммунальная реформа, бензин и транспорт
— Не приведет ли реорганизация ДЕЗ и передача функций управления домами частным УК к хаосу в содержании жилищного фонда?
Росляк: Все, что сегодня в городе происходит, — это продолжение реформы ЖКХ в соответствии с Жилищным кодексом и другими федеральными законами. Мы должны наконец научиться быть нормальными хозяевами.
Для этого мы проводим реформу ДЕЗов, то есть государственную функцию отделяем от тех функций, которые связаны с организацией управления и эксплуатации жилищного фонда. Это позволит ДЕЗам на равных конкурировать с частными компаниями, в том числе с теми, которые относятся к малому бизнесу, за деньги и доверие москвичей. Мы считаем, что это нормальный плавный переход к системе самоуправления жилищным фондом, который перешел в руки жильцов в процессе приватизации.
Самое главное для городских властей, чтобы система работала без потрясений. Поэтому мы будем продолжать поддержку жилищного фонда. В 2008 году население оплатит только 64% стоимости жилищно-коммунальных услуг, остальную часть продолжит доплачивать городской бюджет. Мы пока не спешим переходить на 100%-ную оплату ЖКУ, хотя все нас к этому настойчиво подгоняют. По сравнению с прошлым годом прибавка составит всего 2%. При таком шаге и политике правительства Москвы у нас впереди еще много лет до выхода на стопроцентную оплату.
Метельский: В данном вопросе Мосгордума и правительство Москвы выступают как одна команда. Не нужно бояться перемен. Я уверен, что в конечном итоге реорганизация ДЕЗов позволит избежать хаоса. Ведь тысячи управляющих компаний, которые необходимы городу, не возникнут в одночасье. Именно поэтому мы добились продления сроков по выбору этих самых компаний и, более того, планируем и их перенести. Крупным городам, таким как Москва, действительно необходимо время, чтобы переход к управлению собственниками своим жильем не привел к нежелательным последствиям, таким, например, как появление фирм-однодневок, собравших с жильцов средства и исчезнувших в неизвестном направлении. Поэтому, стимулируя самих собственников к созданию ТСЖ (определенными налоговыми льготами) и проводя реорганизацию ДЕЗов, мы стараемся обеспечить ход реформы ЖКХ в этом направлении как можно более безболезненно для москвичей.
— На сколько в 2008 году вырастут тарифы по оплате жилищно-коммунальных услуг?
Росляк: Первое: в следующем году, как и в этом, за эксплуатационные расходы каждый москвич будет платить не более 10% совокупного дохода своей семьи. Этот принцип остается неизменным. Норма в 10%, кстати, введена московским правительством и Думой. Федеральный закон устанавливает порог в 22%. Остальные расходы оплатит бюджет через жилищные субсидии.
Второе: регулирование тарифов на ЖКУ сегодня проводится в соответствии с федеральным законом об ограничении предельного роста тарифов на ЖКХ, в том числе на энергетику. Для Москвы эти показатели уже рассчитаны: предельный рост тарифов на услуги энергетических и тепловых компаний не превысит 18,5%. Сразу сопоставляйте этот рост с ростом зарплаты, который, как я уже говорил, превысил 25% в реальном секторе экономики и 40% в социальной сфере.
— Будут ли расти цены на бензин?
Росляк: Никаких оснований для резкого роста на сегодня не существует. На основной ресурс — нефть — цены внутри РФ стабильны, мы на днях еще раз сверили прогнозы с основными нефтяными компаниями. По мощностям переработки вопросов также нет. Проводимая на МНПЗ профилактика никак не препятствует наращиванию объемов производства: за 9 месяцев на 200 тыс. тонн больше нефтепродуктов поставлено на рынок Москвы. При этом стоимость переработки с начала года тоже никак не изменилась. Поэтому никаких оснований для роста цен, кроме обычных инфляционных издержек, учитываемых в цене бензина, не существует.
— Хотелось бы узнать о перспективах развития общественного транспорта в Москве. Достаточно ли средств заложено на эту программу?
Росляк: Бюджет программы достаточен для ее эффективной реализации.
Система валидаторов существенно увеличила поступления от платы за проезд, и сегодня все вопросы обновления пассажирского парка Мосгортранс в основном решает за счет собственных и заемных средств.
Важной частью нашей работы является развитие систем наземного транспорта. Одним из перспективных направлений в этой области является скоростной трамвай. Самая главная задача — найти трассу и обеспечить минимизацию расходов по ее строительству, потому что трамвай не должен стоять на светофорах, если он скоростной. В качестве первоочередных рассматриваются участки трассы вдоль шоссе Энтузиастов и по Волгоградскому проспекту до районов Косино и Жулебино.
— Вы верите, что в 2010 году не останется ни одной пятиэтажки в Москве?
Росляк: Я не просто верю, я уверен в том, что уже в 2009 году основные показатели по программе переселения из ветхого пятиэтажного фонда первого периода панельного домостроения в городе будут гарантированно выполнены. У нас есть два округа, в которых эти программы идут наиболее сложно, — это ЗАО и САО, но другие префектуры уже вышли на финишную прямую, а ЦАО и ЮАО полностью закончили снос своих хрущоб. Возможно, что некоторые адреса по северу и западу перейдут на 2010 год, однако сейчас для нас самое главное, чтобы жильцы сами не тормозили реализацию этой программы. Зачастую в микрорайонах рождаются не нужные никому конфликты: люди пытаются воспрепятствовать строительству стартового дома или устраивают торг с представителями управы по поводу очередности переселения. Здесь должен быть нормальный, конструктивный подход.
— Будет ли повышен транспортный налог и на сколько?
Росляк: Изменение ставок транспортного налога должно произойти при сохранении главного принципа: многолитровые автомобили будут платить намного больше, чем малолитражные. Те, кто ездит на автомобилях с объемом двигателя 5 литров, должны платить по максимуму за тот комфорт, который они получают, проезжая на большом лимузине по забитым городским магистралям. Я думаю, что такая мера социально оправдана. Кроме того, есть еще экологический аспект проблемы. Даже при хороших характеристиках двигателя общий объем выброса от 5 литров несопоставим с двигателем малой мощности в пределах 1—1,2 литра. Нужно ввести справедливую дифференциацию ставок, опираясь на интересы города и его жителей, в том числе и тех, кто личным транспортом не пользуется.
Метельский: Я выражу позицию большинства депутатов Мосгордумы, если скажу, что налог необходимо поднимать прежде всего на сверхмощные машины. Что же касается автомобилей с небольшим объемом двигателей и мощностью до 150 л.с., то здесь мнения разделяются лишь в вопросе, какую именно шкалу применять при расчете налога. Например, есть позиция, что необходимо оставить существующую ставку налога для автомобилей мощностью от 125 до 150 л.с., а в категории от 100 до 125 даже снизить.
Сейчас мы как раз и ведем консультации с правительством города по этому вопросу.
— Сколько будет стоить с нового года проезд в общественном транспорте и в метро?
Росляк: Повышение не будет существенным. Мы предполагаем, что по отношению к действующему тарифу стоимость проезда вырастет в пределах двух рублей. Это касается и наземного пассажирского транспорта, и метро.
Это повышение учитывает те издержки, которые связаны с потреблением топлива и электрической энергии, а также ростом цен на эти ресурсы.
Однако не стоит забывать, что существует целый ряд инструментов для снижения стоимости проезда по сравнению с базовым тарифом: это и покупка билетов на несколько поездок, и единые проездные билеты.
Сейчас их цена на будущий год еще не утверждена окончательно, поэтому не возьмусь назвать цифры, но в любом случае с помощью таких удобных и выгодных билетов повышение цены на транспорт составит не 13—15%, как по базовому тарифу, а значительно меньше.
Третий раунд: малый бизнес и энергетика