Пилюля в законе

Насколько новые нормы права в медицине вписываются в нашу жизнь

14 ноября 2007 в 15:34, просмотров: 628

Медицинские услуги (их качеством наконец обеспокоилось наше государство) с неба не падают — они прописаны в законах и подзаконных актах по здравоохранению. Насколько существующие нормы права и новые законы (поправки) по охране здоровья россиян “вписываются” в нашу жизнь?

Способствуют они (или тормозят?) продвижению нацпроекта “Здоровье”?

На эти и другие вопросы отвечает председатель Комитета Госдумы РФ по охране здоровья Татьяна ЯКОВЛЕВА:

— Татьяна Владимировна, за последние годы в практике взаимоотношений врач—пациент многое изменилось, в том числе и благодаря поправкам, внесенным в существующее законодательство. Вы четвертый год возглавляете Комитет Госдумы по охране здоровья, появилось немало правовых нововведений социального характера. Но, согласитесь, качественные медуслуги по-прежнему мало кому доступны.

“Реформы не должны идти вне правового поля”

— Три года назад Правительство РФ предложило пакет законопроектов, направленных на решение главной проблемы здравоохранения: несбалансированности госгарантий оказания медпомощи и финансового обеспечения. Однако в ходе обсуждения выяснилось, что предлагается проводить реформу только за счет внутренних ресурсов, без финансовой подпитки извне. А реформы требуют увеличения финансирования. Они не должны идти вне правового поля.

Принято немало нормативных актов, но этого недостаточно для регулирования всех аспектов здравоохранения в условиях его реформирования. Гарантии медуслуг населению должны быть зафиксированы в федеральном законодательстве — отражен не только гарантированный минимум медпомощи, но и закреплена ответственность каждого уровня госуправления за его обеспечение.

— И какие законы вы бы поставили во главу угла как обязательные, не терпящие отлагательств?

— Их несколько: прежде всего — о здравоохранении в РФ; об обязательном медицинском страховании; о государственных гарантиях медицинской помощи; о страховании профессиональной ответственности медработников; о правах пациентов; о регулировании частной медицинской деятельности.

— Может, дело не столько в законах, сколько в финансах? Не секрет: сегодня не хватает денег абсолютно всем звеньям здравоохранения. Отсюда — качество и доступность медицинской помощи, вернее, их отсутствие.

— Почти во всех цивилизованных государствах население недовольно финансированием, качеством и доступностью медпомощи. Денег везде не хватает, тем более в России. Президентом В.В.Путиным определены приоритеты развития отечественного здравоохранения. Приняты федеральные законы, позволившие увеличить финансирование нацпроекта “Здоровье”. Причем все расходы выделены в бюджетной классификации отдельной строкой — носят строго целевой характер. В Национальный календарь профилактических прививок внесена вакцинация против гриппа. И т.д.

Реализация нацпроекта “Здоровье” позволила: увеличить стоимость родового сертификата до 10 тысяч рублей; в программу “Родовой сертификат” включены детские поликлиники; утверждены критерии оценки эффективности деятельности врача и медсестры первичного звена; при поставках медоборудования и санитарного автотранспорта теперь учитываются особенности местности и потребности самих учреждений.

“Очень важно, что в нацпроекте “Здоровье” заложен комплексный подход к модернизации первичного звена”


— Самое слабое звено… И что в результате первичному звену дал этот “приоритет”?

— Очень многое. Впервые за последние десять лет предусмотрено централизованное материальное стимулирование медработников первичного звена. Подготовлены нормативные правовые акты, регламентирующие порядок установления дополнительных выплат. Разработаны положение о работе участкового врача-терапевта, табель оснащения учреждений первичного звена, единые стандарты оказания медпомощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях.

В конечном итоге, на мой взгляд, стала более доступной медицинская помощь — один из основных принципов охраны здоровья граждан. Сделан конкретный шаг к предоставлению высокоэффективных медицинских услуг. К слову, на муниципальном уровне сегодня более 80% амбулаторно-поликлинических учреждений и почти 65% больниц — на их содержание выделяется 30% бюджетных средств.

КСТАТИ

 Расходы на нацпроект “Здоровье” из федерального бюджета были увеличены в 1,5 раза и за 2 года составят 220,3 млрд. рублей. Столь значительные средства в здравоохранение никогда еще не вкладывались в нашей стране. Активно включились в реализацию проекта и субъекты РФ, муниципальные образования. В среднем в бюджетах субъектов Федерации средства, направленные на здравоохранение в 2006 году, составили 44%. Такого раньше тоже никогда не было.

— Татьяна Владимировна, нацпроекту “Здоровье” скоро исполнится два года. Если коротко, какой главный результат?

— Наполнение здравоохранения госфинансами. И, безусловно, повысился уровень управления отраслью.

— Какие новые нормы права, на ваш взгляд, помогают охранять и сохранять здоровье россиян?

— Благодаря Федеральному закону №258-ФЗ частично восстановлено право муниципальных учреждений здравоохранения оказывать населению специализированную медпомощь. Теперь в Основах законодательства об охране здоровья граждан записано, что специализированная медицинская помощь оказывается врачами-специалистами лечебно-профилактических учреждений. Аналогичные поправки надо внести и в Федеральный закон №131-ФЗ. Законопроект об этом представлен депутатами комитета. Получила свое законодательное закрепление и деятельность муниципальных организаций здравоохранения и отделений переливания крови (закон №258-ФЗ). И т.д.

— В прессе долгое время шли дебаты: надо ли разрешать муниципальным медучреждениям трансплантацию органов. Насколько это законно сейчас?

— Законом №15-ФЗ внесены изменения в Закон “О трансплантации органов и (или) тканей человека”. Они помогли восстановить право муниципальных учреждений делать забор, заготовку и транспортировку органов и тканей. Хотя в целом проблема не решена. Одних законодательных мер недостаточно, нужен комплексный подход.

— Татьяна Владимировна, система ОМС (обязательного медицинского страхования), мягко говоря, оставляет желать лучшего. Хотя касается каждого. Ожидаются ли правовые изменения в этой сфере?

— Вот уже который год Правительство РФ на осеннюю сессию в плане приоритетных вносит проекты по модернизации системы ОМС и законодательного закрепления госгарантий медицинской помощи. Но новых версий этих законопроектов так и нет.

— Насколько удалось продвинуть высокотехнологичную медицинскую помощь?

— С этого года в оказании такой помощи за счет средств федерального бюджета участвуют 53 медучреждения, находящихся в ведении субъектов РФ и муниципальных образований. Впервые объемы оказания высокотехнологичной медпомощи детскому населению планируются.

“Доктора-недоучки не должны допускаться к лечению больных”

— Татьяна Владимировна, а что получили рядовые врачи?

— Впервые за счет ассигнований федерального бюджета стали повышать квалификацию участковые врачи. Необходимо изыскать средства и на переподготовку, повышение квалификации медсестер. Стабилизируется кадровый состав, лучше укомплектованы должности участковых врачей. Однако для сохранения темпов этого процесса необходимо реализовать целый комплекс мероприятий, в том числе и “законных”.

— Поддерживаете ли вы идею реформирования образования в медицине?

— Очень важно отстоять одноуровневую базовую подготовку врачей. Доктора-недоучки с трех- или четырехлетним образованием не должны допускаться к лечению больных. Убеждена, двухступенчатая структура обучения (бакалавр—магистр) не для медицины.

— Сегодняшняя средняя заработная плата (участкового врача — 13—23 тыс. рублей, медсестры — 7,5—15 тыс. рублей) — это потолок?

— Нет. Это лишь та планка, ниже которой нельзя опускаться при оплате труда других медработников. Кстати, благодаря нацпроекту “Здоровье” с июля с.г. дополнительно была повышена зарплата медперсоналу фельдшерско-акушерских пунктов и “скорой помощи” — в среднем в 2 раза.

— Будет ли выравниваться существующий дисбаланс в оплате труда врачей и медсестер первичного звена и специалистов, медработников стационаров, “скорой помощи”.

— Нацпроект “Здоровье” — только первый шаг. Среди ключевых приоритетов в законодательной работе — повышение оплаты труда работников бюджетной сферы. В конце 2007 года планируется поэтапный переход на системы оплаты труда, отличные от применяемой сегодня ЕТС (единая тарифная сетка). В том числе и в здравоохранении. Предполагается повысить общий уровень оплаты труда работникам здравоохранения не менее чем в 2 раза.

КСТАТИ

В федеральном бюджете на 2008—2010 годы зарезервированы средства на повышение оплаты труда работников организаций бюджетной сферы: 16,9 млрд. рублей — в 2008 году, 46,2 млрд. рублей — в 2009 году, 51,4 млрд. рублей — в 2010 году.
Предстоящее повышение оплаты труда отразится и на пенсиях. При этом сохранится право медицинских работников на досрочную пенсию.

“Вопросы медобслуживания учащихся просто выпали из нацпроекта”

— Татьяна Владимировна, почему так мало внимания уделяется здоровью школьников и дошкольников?

— Увы, медицинское обслуживание учащихся, профилактические  прививки, оплата труда медперсонала, работающего в учреждениях образования, а также проблема питания просто выпали из нацпроектов! Хотя, по данным Росстата, за время школьного обучения частота хронической патологии у детей возрастает в 1,6 раза.

Число обращений по остро возникшим проблемам здоровья — до 50 в день на 1 врача. Но в половине школ отсутствует база для оказания медпомощи и должности медработников укомплектованы только на 40%. Поэтому школьные врачи должны войти в нацпроект “Здоровье”.

“Мы заставим нефтедоллары работать на обеспечение достойной жизни россиян, в том числе и на достойное медобслуживание”

— В перспективе государство собирается стимулировать добровольные пенсионные накопления граждан. В ближайшее время Правительство РФ внесет в Госдуму законопроект. Он предполагает, что граждане смогут отчислять от своей зарплаты от 2 тысяч рублей в год на дополнительную пенсию. Такую же сумму (но не более 10 тысяч рублей) на их счет будет переводить государство. С 2009 по 2018 год источником доплат к пенсиям станет Фонд национального благосостояния. Мы заставим нефтедоллары работать на обеспечение достойной жизни граждан.

— Программа дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО) по сути провалилась. Соцпакет (в том числе и лекарства) на 2008 год оставили только 30% льготников. Ваше мнение?

— И все же ДЛО стало первым шагом к нормальному обеспечению льготников бесплатными и качественными лекарствами. Необходимо разработать механизмы финансирования лекарственного обеспечения всего населения, а не только льготников. Это может быть “лекарственное страхование” пенсионеров, разные системы компенсации затрат, подключение к ДЛО других категорий населения.

Но все эти меры могут оказаться недостаточными, если государство не будет поддерживать отечественную медицинскую промышленность, в том числе фармацию. Российское здравоохранение находится практически в абсолютной зависимости от импортных лекарственных средств. Только по программе ДЛО более 80% денежных средств затрачено на импортные препараты.

— Татьяна Владимировна, как вы себе представляете нацпроект “Здоровье” в будущем? Сколько нужно денег, чтобы наше здравоохранение можно было назвать цивилизованным?

— Нацпроект “Здоровье” заложил основы для реализации системных преобразований в здравоохранении: это табели оснащения и стандарты кадрового обеспечения, стандарты медицинской помощи, лицензирование медучреждений и др. Следующий шаг — установить расходные обязательства государства на здравоохранение по обоснованным нормативам, а не из того, сколько есть денег в бюджете на очередной финансовый год.

В целях реализации нацпроекта “Здоровье” приняты федеральные законы:

•  “О федеральном бюджете на 2006 г.”;

•  “О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год”;

•  “О внесении изменений в статьи 7 и 9 Федерального закона “О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год”;

•  “О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2006 год”;

•  “О внесении изменений в статью 9 Федерального закона “Об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний”;

•  “О федеральном бюджете на 2007 год”;

•  “О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2007 год”;

•  “О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год”.



Партнеры