Пилюля в законе
Насколько новые нормы права в медицине вписываются в нашу жизнь
Медицинские услуги (их качеством наконец обеспокоилось наше государство) с неба не падают — они прописаны в законах и подзаконных актах по здравоохранению. Насколько существующие нормы права и новые законы (поправки) по охране здоровья россиян “вписываются” в нашу жизнь?
Способствуют они (или тормозят?) продвижению нацпроекта “Здоровье”?
На эти и другие вопросы отвечает председатель Комитета Госдумы РФ по охране здоровья Татьяна ЯКОВЛЕВА:
— Татьяна Владимировна, за последние годы в практике взаимоотношений врач—пациент многое изменилось, в том числе и благодаря поправкам, внесенным в существующее законодательство. Вы четвертый год возглавляете Комитет Госдумы по охране здоровья, появилось немало правовых нововведений социального характера. Но, согласитесь, качественные медуслуги по-прежнему мало кому доступны.
“Реформы не должны идти вне правового поля”
— Три года назад Правительство РФ предложило пакет законопроектов, направленных на решение главной проблемы здравоохранения: несбалансированности госгарантий оказания медпомощи и финансового обеспечения. Однако в ходе обсуждения выяснилось, что предлагается проводить реформу только за счет внутренних ресурсов, без финансовой подпитки извне. А реформы требуют увеличения финансирования. Они не должны идти вне правового поля.
Принято немало нормативных актов, но этого недостаточно для регулирования всех аспектов здравоохранения в условиях его реформирования. Гарантии медуслуг населению должны быть зафиксированы в федеральном законодательстве — отражен не только гарантированный минимум медпомощи, но и закреплена ответственность каждого уровня госуправления за его обеспечение.
— И какие законы вы бы поставили во главу угла как обязательные, не терпящие отлагательств?
— Их несколько: прежде всего — о здравоохранении в РФ; об обязательном медицинском страховании; о государственных гарантиях медицинской помощи; о страховании профессиональной ответственности медработников; о правах пациентов; о регулировании частной медицинской деятельности.
— Может, дело не столько в законах, сколько в финансах? Не секрет: сегодня не хватает денег абсолютно всем звеньям здравоохранения. Отсюда — качество и доступность медицинской помощи, вернее, их отсутствие.
— Почти во всех цивилизованных государствах население недовольно финансированием, качеством и доступностью медпомощи. Денег везде не хватает, тем более в России. Президентом В.В.Путиным определены приоритеты развития отечественного здравоохранения. Приняты федеральные законы, позволившие увеличить финансирование нацпроекта “Здоровье”. Причем все расходы выделены в бюджетной классификации отдельной строкой — носят строго целевой характер. В Национальный календарь профилактических прививок внесена вакцинация против гриппа. И т.д.
Реализация нацпроекта “Здоровье” позволила: увеличить стоимость родового сертификата до 10 тысяч рублей; в программу “Родовой сертификат” включены детские поликлиники; утверждены критерии оценки эффективности деятельности врача и медсестры первичного звена; при поставках медоборудования и санитарного автотранспорта теперь учитываются особенности местности и потребности самих учреждений.
“Очень важно, что в нацпроекте “Здоровье” заложен комплексный подход к модернизации первичного звена”
— Самое слабое звено… И что в результате первичному звену дал этот “приоритет”?
— Очень многое. Впервые за последние десять лет предусмотрено централизованное материальное стимулирование медработников первичного звена. Подготовлены нормативные правовые акты, регламентирующие порядок установления дополнительных выплат. Разработаны положение о работе участкового врача-терапевта, табель оснащения учреждений первичного звена, единые стандарты оказания медпомощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях.
В конечном итоге, на мой взгляд, стала более доступной медицинская помощь — один из основных принципов охраны здоровья граждан. Сделан конкретный шаг к предоставлению высокоэффективных медицинских услуг. К слову, на муниципальном уровне сегодня более 80% амбулаторно-поликлинических учреждений и почти 65% больниц — на их содержание выделяется 30% бюджетных средств.
КСТАТИ
Расходы на нацпроект “Здоровье” из федерального бюджета были увеличены в 1,5 раза и за 2 года составят 220,3 млрд. рублей. Столь значительные средства в здравоохранение никогда еще не вкладывались в нашей стране. Активно включились в реализацию проекта и субъекты РФ, муниципальные образования. В среднем в бюджетах субъектов Федерации средства, направленные на здравоохранение в 2006 году, составили 44%. Такого раньше тоже никогда не было.
— Татьяна Владимировна, нацпроекту “Здоровье” скоро исполнится два года. Если коротко, какой главный результат?
— Наполнение здравоохранения госфинансами. И, безусловно, повысился уровень управления отраслью.
— Какие новые нормы права, на ваш взгляд, помогают охранять и сохранять здоровье россиян?
— Благодаря Федеральному закону №258-ФЗ частично восстановлено право муниципальных учреждений здравоохранения оказывать населению специализированную медпомощь. Теперь в Основах законодательства об охране здоровья граждан записано, что специализированная медицинская помощь оказывается врачами-специалистами лечебно-профилактических учреждений. Аналогичные поправки надо внести и в Федеральный закон №131-ФЗ. Законопроект об этом представлен депутатами комитета. Получила свое законодательное закрепление и деятельность муниципальных организаций здравоохранения и отделений переливания крови (закон №258-ФЗ). И т.д.
— В прессе долгое время шли дебаты: надо ли разрешать муниципальным медучреждениям трансплантацию органов. Насколько это законно сейчас?
— Законом №15-ФЗ внесены изменения в Закон “О трансплантации органов и (или) тканей человека”. Они помогли восстановить право муниципальных учреждений делать забор, заготовку и транспортировку органов и тканей. Хотя в целом проблема не решена. Одних законодательных мер недостаточно, нужен комплексный подход.
— Татьяна Владимировна, система ОМС (обязательного медицинского страхования), мягко говоря, оставляет желать лучшего. Хотя касается каждого. Ожидаются ли правовые изменения в этой сфере?
— Вот уже который год Правительство РФ на осеннюю сессию в плане приоритетных вносит проекты по модернизации системы ОМС и законодательного закрепления госгарантий медицинской помощи. Но новых версий этих законопроектов так и нет.
— Насколько удалось продвинуть высокотехнологичную медицинскую помощь?
— С этого года в оказании такой помощи за счет средств федерального бюджета участвуют 53 медучреждения, находящихся в ведении субъектов РФ и муниципальных образований. Впервые объемы оказания высокотехнологичной медпомощи детскому населению планируются.
“Доктора-недоучки не должны допускаться к лечению больных”