Фальшивкам ставят заслон

Вышел 2-й том каталога подделок в живописи

12 декабря 2007 в 17:07, просмотров: 316

Сколько скандалов было еще недавно в связи с выходом 1-го тома Каталога подделок в живописи! И вот вчера г-н Боярсков (руководитель Россвязьохранкультуры) презентовал 2-й. Что в нем? 280 прекрасных полотен неизвестных художников XIX—XX вв., ей-богу, картины — загляденье! Лес в легкой дымке, истома, чуть пожухлая трава… да вот только слева внизу подпись: “И.Шишкин”. И одна эта подпись легко так возносит пейзажик стоимостью в 15 000 долларов, на который иной олигарх и не взглянул бы, в уникальное брендовое произведение, тянущее уже на миллион…

Хитры мошенники, но Россвязьохранкультура хитрее. Это поистине борьба двух титанов — целой индустрии, изобретательно (и почти гениально!) подделывающей картины, и скромного ведомства, впрочем, объединяющего под своими знаменами добросовестных антикваров и бизнесменов. Открывая встречу, г-н Боярсков дипломатично отметил:
— Это презентация не работы нашей службы, но работы наших добрых друзей — тех, кто не хочет мириться с фактами мошенничества на антикварном рынке.

Итак, во 2-м томе (в отличие от 1-го) собраны произведения, по сути, неизмененные, да вот только подписи… фальшивые! Механика тут простая: выявляется круг брендовых авторов, пользующихся уверенным спросом, — Верещагин, Шишкин, Репин, Тропинин… Изучается манера их письма, сюжетная предрасположенность, буквально по периодам жизни. Потом отыскиваются и скупаются постоянно бродящие по антикварному рынку работы “второстепенных” авторов, более-менее точно совпадающие по времени, манере, короче, по всем параметрам… Тот же “второстепенный” легко мог быть и учеником “великого” — вот тебе почти полная калька. Остается одна проблема: подпись. Посредством особых термических процедур истинный автограф удаляется, а новый — один в один, как на других картинах бренда — наносится.

И вот олигарх, прежде чем купить лже-Верещагина или кого еще, идет к экспертам одного из уважаемых госмузеев. Те смотрят и… не обнаруживают никакого подвоха! Одобрение получено! Так фальшак начинает ходить по рукам, попадать в каталоги, альбомы. Эту проблему как основную и отметили вчера представители Россвязьохранкультуры:

— Дело не только в том, что подделка порождает мошенничество при совершении сделки. Она вводит в заблуждение искусствоведов, а это уже куда серьезнее: ведь подделка начинает искажать наше представление о творческом пути художника.

Вот и делается ставка на тотальную информированность не только коллекционеров, но и самых широких кругов общества: в планах, например, проведение выставки фальшивок… Виктор Петраков, начальник управления по сохранению культурных ценностей:

— Гарантирую, что третий выпуск каталога будет еще более эффектным! Там мы представим сверхдорогие работы, подделки под самые звучные имена!

Любопытно, что после выхода 1-го тома уже были возвращены покупателями-коллекционерами 22 работы. А вот одна из картин из второго тома была куплена “как подлинная” за 450 000 долларов. И что любопытно: один уважаемый музей говорит, что это явная фальшивка, другой дает ровно обратное заключение… Поди разбери. Вот поэтому на каждой странице каталога забита фраза: “Внимание, ВОЗМОЖНО, подделка!”.

СПРАВКА "МК"

День назад в Россвязьохранкультуру позвонил неизвестный гражданин и сказал, что в условленном месте представители ведомства могут забрать пакет с одним из похищенных из РГАЛИ рисунков архитектора Чернихова. Рисунок действительно обнаружили и буквально вчера передали директору архива.



Партнеры