История одного мэра

Глава города Кургана умеет устроиться

18 декабря 2007 в 13:30, просмотров: 687

Корреспондент “МК” не так давно побывал в городе Кургане, аккурат перед самыми выборами. Люди, любящие и знающие свой город, с удовольствием его мне показали, а заодно и рассказали об отце города — мэре Анатолии Ельчанинове и предупредили, что жителям города живется не дай Бог как хорошо, и это, дескать, не замедлит сказаться на явке избирателей 2 декабря. Теперь уже можно смело подводить итоги: явка по Кургану, по сравнению с самой Курганской областью, действительно оказалась провальной! Разница практически на 10%! После того как предсказание сбылось, мы решили выяснить, что же представляет собой глава столицы области, где люди, в отличие от всей страны, не пожелали прийти на выборы.

Мэру полагается машина...

И с этим никто не спорит. Высший чиновник города просто обязан иметь автомобиль и водителя. В конце концов, это не барские замашки, это суровые реалии действительности. Мэру в тот или иной момент может понадобиться срочно отъехать по делам. Ну не в автобусе же томиться. Не такси ловить. Дела городской важности не терпят отлагательств. А потому никто не спорит, когда мэрия объявляет, например, тендер среди автомобильных компаний на поставку автомобиля представительского класса. Тендер этот выигрывает та или иная фирма и поставляет тот самый автомобиль. Так поступают в цивилизованных странах. Или городах.

Однако у Кургана и его мэра — свой путь. Анатолий Федорович не стал покупать дорогое авто. Он его взял в аренду. В принципе тут придраться не к чему. Взял и взял. Хозяин — барин. Может быть он таким образом экономит городские денежки. Самое интересное, что действительно экономит! Однако к этой экономии есть масса вопросов…

В распоряжении “МК” оказался документ очень интересного содержания. Согласно этой официальной бумаге, администрация города Кургана и… нет, не официальный дилер какого-нибудь автогиганта, а всего лишь навсего Муниципальное унитарное предприятие “Курганводоканал” заключили договор о том, что последний предоставляет в аренду мэрии автомобиль марки AUDI A6. И тут дело даже не в том, что какой-то МУП сдает в аренду автомобиль для мэрии города, а за сколько он его сдает! Вот вам сухая и казенная фраза из договора:

“Арендатор обязуется платить за аренду автомобиля ежемесячно, не позднее 10 числа каждого месяца, следующего за отчетным, 1400-00 (Одна тысяча четыреста рублей 00 копеек) с учетом НДС”.

Понимающие в автомобильных делах люди сразу скажут, что AUDI A6 за 1400 рублей в месяц — это утопия! Или автомобиль в жутко аварийном состоянии. Но ведь это не так! Авто прекрасно ездит по городу на радость мэру.

Возникает единственный вопрос: на каком основании “Курганводоканал” сдает в аренду по такой смехотворной цене автомобиль для мэра города?

...и охрана

А вот с этим спорят все. Нет такой графы расходов в городских бюджетах по всей России, чтобы мэров охраняли. Тут можно вспомнить некоторых отдельно взятых городских начальников, которые таки решились обзавестись охраной. Ну так они уже давно потеряли посты мэров. А вот курганский глава решил поступить по-другому, по-умному. Он как бы и без охраны, но и с… охранниками. Сейчас расскажем, как это у него получилось.

Дело в том, что у городской администрации есть имущество! В лице того самого автомобиля за 1400 рэ в месяц. И если мэров по закону охранять не полагается, то имущество — сам Бог велел. Понимая это, администрация Кургана нашла частное охранное предприятие с красивым названием “Скорпион” и поручила ему безопасность этого самого имущества. Впрочем, не будем голословными, а приведем еще пару цитат из официальных документов.

“…охрана принимает на себя обязательства своими силами и средствами обеспечить следующее имущество Заказчика:

— автомобиль главы города Кургана в течение 12 часов с понедельника по пятницу;

— дежурный автомобиль администрации города Кургана в выходные и праздничные дни по 12 часов в день”…

Причем на охрану автомобиля выделяются люди с оружием!

“Охрана по запросу Заказчика обязуется выделить для сопровождения сотрудников со служебным оружием”.

Согласно этому договору, администрация платит ЧОПу по 69 целковых за каждый час работы! Договор, заключенный в 2005 году, действует на условиях пролонгации до сих пор.

Кстати, в правительстве области, узнав об этом, направили письмо прокурору области:

“… На наш взгляд, данным договором муниципальному и областному бюджетам (в связи с дотационностью муниципального из областного бюджета) наносится материальный ущерб, ущемляются права налогоплательщиков, поскольку автомобиль как муниципальное имущество может быть застрахован как от повреждений, так и от угона. Причем расходы на страхование значительно ниже, чем платежи по указанному выше договору. Данное обстоятельство позволяет предположить, что договор на охрану автомобиля является притворной сделкой, а фактически же речь идет об охране главы города Кургана, хотя данное должностное лицо в соответствии с законодательством РФ не подлежит обязательной охране…”

А тем временем счета от ЧОПа регулярно поступают в администрацию города. Вот, например, 15 февраля этого года администрация Кургана перевела на счет “Скорпиона” 11592 рубля.

Ну и напоследок добавим совсем уж “незначительный” факт. Как выяснилось, ЧОП “Скорпион” зарегистрирован на… Максима Анатольевича Ельчанинова — то есть на сына главы Кургана, чья машина и охраняется. Вот так!

Кто не любит деньги?

Это риторический вопрос. А более конкретный звучит так: кто не любит денег в аппарате Курганской городской думы? Кстати, в результате реформ господина Ельчанинова численность чиновников его аппарата сравнялась с числом работников аппарата областной Думы! Ответ прост — любят все, причем чем больше денег, тем лучше. И в этой ситуации опять больше всех повезло мэру этого зауральского города.

Вот, например, в апреле прошлого года специалистами контрольно-ревизионного отдела Финансового управления Курганской области была проведена проверка зарплат как главы города, так и его аппарата на предмет соответствия требованиям закона “О предельных значениях оплаты труда”.

Факты, выявленные при проверке, — потрясают. Потрясают обывателя, но никак не аппарат главы города. В частности выяснилось, что в январе прошлого года мэр Кургана, Анатолий Ельчанинов, мог получить по закону максимум 32370 рублей 34 копейки. Это вот такая максимальная зарплата могла бы быть у мэра города. А фактически он получил: 59293 рубля 97 копеек. В пояснении, правда, отмечается, что такая “надбавка” получилась, вроде бы. По актуальным причинам. Дело в том, что мэр получил квартальную премию (11744 руб.) и отпускные (16190 руб.).

Однако и в феврале он вместо все тех же самых максимальных 32-х тысяч с копейками рублей вдруг получил почти 45000 целковых.

Больше того, уже в марте Ельчанинов в день зарплаты получил более 103 тысяч рублей! То есть буквально за три месяца он “переполучил” более 110 тысяч рублей! Хорошо быть мэром Кургана! Думаете, после этой проверки мэра “задвинули” куда подальше? Ошибаетесь! Хороших людей так просто не сместить! Он и по сей день работает на этой ответственной и явно денежной должности.

С 2004 года он сам провел изменения в устав города и стал фактически свадебным генералом. Избирается населением, т.е. защищен от областных и местных властей — его просто так не сместишь. Руководит администрацией наемный сити-менеджер Виктор Серков. Он назначается депутатами Гордумы и отвечает в городе за все. С него и спросить можно. Правда, теперь на сити-менеджера начались гонения, мол, не все он делает, не так стоит, не так “уши держит”.

Транспортный вопрос

Город Курган прославился на всю Россию тем, что это единственное место на карте страны, где перевозками пассажиров занимаются только частники. Как такового муниципального транспорта здесь нет. Точнее, он был, но по некоторым причинам прекратил свое существование, став банкротом.

Дело в том что долгое время весь муниципальный транспорт города Кургана (МПГПТ) заправлялся исключительно на заправках фирмы известной нефтяной компании. И не было бы в этом ничего страшного, если бы не одно маленькое “но”. Как стало известно журналистам Интернет-портала Ura.ru, “сын главы Кургана Анатолия Ельчанинова Максим еще недавно руководил курганским филиалом ООО “Лукойл — Челябнефтепродукт”. Потом он уехал на работу в Москву, однако его выход из бизнеса в предпринимательском сообществе Зауралья называют чисто формальным — на самом деле, контроль остался за Максимом. Фактически компания “Лукойл — Челябнефтепродукт” занимается всей розничной продажей бензина под маркой “Лукойл” на территории Курганской области. Под этим брендом торгуют 17 АЗС. 13 из них находятся в самом Кургане, одна — в Шадринске, одна — в Кетовском районе, одна — в селе Шатрово, еще одна — в селе Белозерское. Эти колонки принадлежат различным хозяйствующим субъектам. Один из них — ООО “Уралоил” (10 АЗС), которым до последнего времени официально руководил все тот же Максим Ельчанинов. Другой — сам ООО “Лукойл — Челябнефтепродукт”.

Есть и также контролируемая Ельчаниновым компания “Трансойл”, которая берет в аренду заправки у “Лукойла”. Грубо говоря, весь бензиновый бизнес “Лукойла” в Кургане находится под контролем человека с фамилией Ельчанинов”.

Местные журналисты как-то взялись подсчитать примерный доход сына мэра. Получилось, что, имея по области около 17 заправок, семья Ельчаниновых в месяц получает около 150 000 долларов чистого дохода от торговли бензином! При таких цифрах уже как-то не удивительно, что муниципальный транспорт города заправлялся на заправках, фактически принадлежавших сыну мэра.

Впрочем, с тех пор прошло много времени и того образования больше нет. Теперь в Кургане вообще нет муниципального транспорта, а есть только частники. Крупнейшим из них стала фирма, созданная на базе МПГПТ — “РегионАвтоТранс — Курган” (“РАТ-Курган”), часть акций которого принадлежит администрации города. При создании фирмы именно администрация выступила ее учредителем. “В качестве вклада в уставной капитал акционерного общества решено внести часть муниципального имущества, ранее использовавшегося МПГПТ, — пять объектов недвижимости общей стоимостью 19,6 млн. рублей. При этом доля муниципалитета в уставном капитале создаваемого акционерного общества составила 49%”, — так написано на сайте курганской мэрии.

Однако теперь уже и “РегионАвтоТранс” не в восторге от ситуации. В 2006 году городской транспорт заправлялся на автозаправках под брендом “Лукойл” по рыночной (розничной!) цене со скидкой в 50 коп. Когда руководители и собственники “Регионтранса”, обновившие почти полностью автобусный и троллейбусный парк новыми машинами за счет своих инвестиций, поняли, в какую пропасть они катятся с такой “топливной политикой”, решено было с этой ситуацией “завязывать”. В результате конкурса 2007 года цены на топливо упали почти на 30%! Парадокс по-кургански… По всей стране цены на топливо ползут вверх, а в Кургане они дешевеют, да еще как!

Кстати, на этих заправках, по словам самих автовладельцев, топливо намного хуже, чем на соседних. И самое дорогое.

Как пишут местные журналисты, если в соседних областях топливо на заправках “Лукойла” самое качественное, то в Кургане — отвратительное! Эксперты считают, что курганские партнеры компании с мировым именем “подставили” ее. В итоге они ушли из этого города и от сына Ельчанинова.

Вывод напрашивается сам собой. Почему в Кургане пришло меньше людей на избирательные участки? Почему правящая партия набрала почти на 15% меньше, скажем, чем в соседнем большом городе Курганской области Шадринске? Может быть, уровень доверия к властям в соседнем городе Шадринске, да и в других городах и селах Курганской области значительно выше? Люди ведь не разбирают, какая она, власть — местная или федеральная. И потерять доверие сограждан просто, приобрести его вновь значительно труднее.



    Партнеры