Финская бизнес-сказка

В Финляндии нет нефти, газа, золота, бриллиантов и… коррупции. Зато здесь живет Санта-Клаус. Только он мог надоумить горячих финских парней делать деньги из снега, воды, воздуха и северного сияния. Еще Санта науськивает местное правительство регулярно одаривать предпринимателей: снижать НДС и налог на прибыль, не жадничать с субсидиями, дотациями и льготами. Не оставляет в покое скандинавский Дед Мороз и бизнесменов: они строят сказочные тюрьмы и ледяные отели для туристов со всего света. Единственное, что пока не под силу могущественному Санте, так это дефицит коттеджей и высокий уровень безработицы.

Финляндия — маленькая страна: всего 5,2 млн. человек. Но все живут долго и богато. Здесь один из самых высоких уровней продолжительности жизни — 70—75 лет у мужчин и 80—85 лет у женщин — и один из самых высоких показателей ВВП на душу населения — более 27 000 евро.

Говоря откровенно, Финляндия очень бедна на ресурсы и может похвастаться только запасами леса и небольшими месторождениями железных руд. При этом из-за невысокой плотности населения внутренний рынок весьма узок и не в состоянии обеспечить занятостью даже 10—15% финских граждан. Зато соседка Швеции и Норвегии официально признана одним из наиболее экологически чистых государств в мире. Журнал Valitut Palat провел независимую экспертизу чистоты жизненной среды и пригодности для жилья 141 государства. Победила Финляндия. Ее сильные стороны — высокое качество воды и ее доступность, чистота воздуха, а также низкая подверженность природным катаклизмам.

В Европе финнов называют “голубоглазыми компьютерами” — они так же неэмоциональны, бездушны и расчетливы. “Голубоглазые компьютеры” четко определили свое место в рыночной экономике: подавляющее большинство предприятий работает на экспорт, продавая инновационные товары, полиграфию, продукты питания и туристический сервис. До 80% финского ВВП потребляется немцами, англичанами, россиянами и американцами. И при этом 65% внутреннего валового продукта — это результаты труда малого и среднего бизнеса.

В Финляндии 220 тысяч Ау, Ку, Оу, T-mi и Ок (так сокращенно именуются в стране товарищества, акционерные общества, индивидуальные предприниматели и кооперативы). Среднестатистическая малая фирма — это предприятие с годовым оборотом до 7 млн. евро и персоналом до 50 человек. Еще есть микропредприятия с числом занятых до 10 сотрудников и средние фирмы с годовым оборотом до 40 млн. евро. Любопытно, что один и тот же человек не имеет права трудиться, даже эпизодически, одновременно на малой фирме и в крупной компании, находящихся между собой в деловых отношениях. Подобное совместительство грозит приостановлением деятельности и той и другой фирмы.

Финский малый бизнес — один из самых конкурентоспособных в мире. Согласно данным Мирового экономического форума, в 2002 году Финляндия заняла 1-е место в рейтинге международной конкурентоспособности. Нельзя не сказать и о трудолюбии предпринимателей. Согласно американским исследованиям, в этом скандинавском государстве самая высокая в мире производительность труда.

Правительственные поблажки

В Финляндии официально нет коррупции, мафии и бюрократии. Здесь все по правилам и законам. И даже налоговая система построена на доверии налогоплательщику. Еще в Финляндии очень низкие банковские ставки — всего 3% годовых — и весьма льготные условия для лизинга и аренды оборудования и техники.

“Входной билет” в собственное дело сегодня очень дешев. Для того чтобы открыть малое предприятие, нужно всего 2500 евро — таков минимальный уставный капитал АО (акционерного общества). До 2006 года для открытия фирмы требовалась более существенная сумма — не менее 8 тыс. евро. Снизив порог вхождения в малый бизнес, правительство увеличило число желающих организовать собственное дело аж на 50%. До снижения в стране ежегодно появлялось не более 20 тыс. новых фирм, а в 2007 году их открылось уже более 30 тыс.

Вся государственная поддержка малого бизнеса развивается в трех направлениях. Первое — налоги. Они одни из самых высоких в Европе. Но постепенно правительство ослабляет налоговую нагрузку на свой бизнес. Практически ежегодно финны получают в подарок более низкие ставки НДС, налога на прибыль и поблажки в таможенных пошлинах и промышленных тарифах. А какие-то категории предприятий, например товарищества, и вовсе налогом на прибыль не облагаются. При этом налоговый контроль носит весьма доверительный характер: финские предприятия подвергаются проверкам со стороны фискалов крайне редко. Правда, они обязаны ежегодно проходить аудиторские проверки.

До 40% государственного бюджета Финляндии тратится на поддержку и развитие малого бизнеса во всех отраслях. Оказывается помощь мелким хуторским хозяйствам, которые производят сельхозпродукцию, молоко и мясо. Могут рассчитывать на поддержку мелкие типографии, предприятия средней руки, занимающиеся переработкой древесины, производством мебели и бумаги.

Наибольший акцент делается на подталкивание к предпринимательству населения наиболее отсталых экономических районов (чаще всего в северных зонах страны). Немалые средства выделяются и на развитие науки. В Финляндии сотни мелких деревень и городов перестраиваются в “Силиконовые долины”. В инновационных технопарках и бизнес-инкубаторах трудятся, ведут научные исследования и разработки тысячи маленьких фирм. Результаты их научной деятельности потребляются либо крупными местными компаниями, либо уходят на экспорт в виде продажи патентов и лицензий. К примеру, в городе Эспо базируются штаб-квартира всемирно известного концерна “Нокиа” и огромный технопарк на 500 мелких научно-исследовательских фирм. До 80% открытий технопарка потребляется концерном “Нокиа”, остальное “расходится” по всему миру.

Финское ноу-хау — это программы поддержки малых фирм, реализуемые на местном уровне. Финские коммуны имеют собственные средства, которые они получают и от сбора местных налогов, и из федерального бюджета, и от ЕС. На местах власти самостоятельно распоряжаются своими деньгами — они организуют собственные агентства по развитию предпринимательства и на всех, даже международных уровнях проталкивают бизнес именно своего поселения.

Но не все так безоблачно. В Финляндии идет страшная борьба за экологию и чистоту природы. Поэтому фабрик и заводов здесь крайне мало. Большая часть товаров под маркой “Сделано в Финляндии” штампуется в Венгрии, странах Балтии, Чехии, Словакии, Китае, Монголии и Вьетнаме. В стране довольно высокий для Европы уровень безработицы — более 9%. И все из-за того, что у людей нет выбора рабочих мест: можно найти свое призвание либо в сфере услуг, либо в научно-технической среде. Если ни одна из ниш не устраивает, приходится сидеть дома или ехать на заработки в соседние страны или даже на другие континенты.

Туристические хитрости

80% малых предприятий Финляндии трудятся в сфере обслуживания. Это небольшие отели, ресторанчики, бары и кафе. А еще — фирмы, организующие катания на санях, снежных “скутерах” и обычных лыжах, занимающиеся организацией туристических экскурсий на родину Суоми и торгующие ремесленными поделками собственного производства.

Туризм — одно из приоритетных направлений экономики, поэтому финское правительство, с одной стороны, всячески поощряет вхождение в данный бизнес местных фирм. Для этого предусмотрены различные налоговые льготы, кредиты и субсидии. В то время как во многих странах были подняты ставки НДС на услуги туристической отрасли, в Финляндии, наоборот, НДС на сервис отелей, туроператоров, экскурсионных бюро был снижен аж на 36%.
С другой стороны, постоянно повышается туристический имидж страны. На него тратится более 260 млн. евро ежегодно. На эти деньги по всему миру открываются специальные информационно-туристические центры и турпредставительства Финляндии, организуются презентации и PR-акции.

Финский туризм позиционируется как здоровый отдых для всей семьи. Это и бани-сауны для взрослых, и аквапарки для детишек, катания и гуляния на свежем воздухе для взрослых и детей. Раскрутили скандинавы и свои горнолыжные курорты. Европа мается из-за нехватки снега и слишком высоких зимних температур. А тут лыжный сезон открывается аж в середине октября. И даже если снегом природа не побаловала, можно настрелять его из специальных пушек: из-за низких температур (не менее -5 по Цельсию) он не растает аж до апреля. Длительность горнолыжного сезона самая протяженная — до 230 дней в году.

Возвели в ранг скандинавских достопримечательностей финны и свои суперлайнеры — огромные паромы “Силья Лайн” и “Викинг”, курсирующие между Швецией и Финляндией. Из обычных средств передвижения эти “короли Северного моря” превратились в популярнейшие места отдыха, а также проведения различных деловых встреч, конгрессов и конференций.

Правда, с промоушном финны немного перестарались. Визиты к Санта-Клаусу стали так популярны в России и европейских странах, что появился явный гостиничный дефицит. Наибольшая нехватка отелей и домиков для отдыха ощущается на рождественско-новогодние каникулы. К примеру, на эти новогодние праздники большая часть коттеджей и гостиничных комнат была зарезервирована в финской Лапландии уже августе. Те, кто в сентябре пытался найти свободный номер в финских отелях, получили отказ.

Свято место пусто не бывает. И на лаврах финской раскрутки решили урвать свой кусочек лапландского туризма предприимчивые парни из Норвегии. Буквально год-два назад они вышли на рынок с предложением встречать Новый год и отдыхать зимой не в перегруженной туристами Финляндии, а в свободных и не менее комфортабельных отелях Норвегии. Норвежская Лапландия, правда, дороже финской, но зато более спокойна и естественна. Норвежские туроператоры предлагают туристам тот же стандартный пакет услуг: катание на собачьих упряжках, лыжи и даже поездки к Санте…

Финнов подобная ненавязчивая конкуренция насторожила. Они отнеслись к ней серьезно: запустили дополнительные авиарейсы из Европы и даже осваивают чартеры из России, строят новые коттеджные поселки, которые сразу же оснащают и мини-аквапарками, и ресторанами-барами. Расширили “голубоглазые компьютеры” и экскурсионный сервис. Теперь туристам предлагают еще и визиты к северным шаманам, гонки на мотосанях по замерзшим рекам и озерам, специальные СПА-процедуры, ночевки в хельсинкской тюрьме и ледяном отеле.

Кто победит в финско-норвежской “войне” за туристов, не ясно. Норвежцы специально для россиян разработали программу “Православное Рождество” — встреча русского Рождества в Лапландии. Туристов разместят в фешенебельном отеле, в ночь с 7 на 8 января им предложат изысканные блюда местной и европейской кухни, а также катание на оленях. Днем можно будет не только наслаждаться свежестью природы, но и порадовать себя ловлей королевских крабов.

Туристская тюрьма

В Хельсинки открыли тюремный отель Katajanokka, который сразу же вошел в состав всемирно известной гостиничной сети Best Western Premier Hotel. Бывшую тюрьму, расположенную в хельсинкском районе Катаяннока, полностью переоснастили и модернизировали. Теперь в здании, построенном 170 лет назад, размещены 106 комфортабельных номеров, бар, ресторан, сауна и тренажерный зал. “Тюремный” номер, меблированный стильными кроватями, тумбочками и шкафами, а также оснащенный по последней технической моде, можно снять за 290—440 евро в сутки.

Снегом единым

Вот уже одиннадцатый год подряд с наступлением первых морозов свои двери распахивает снежная крепость в городе Кеми. Настоящее царство Снежной королевы представляет собой гостиницу, ресторан, часовню, лабиринт и горки для детей — все это выполнено только из снега и льда, а для пущей неприступности обнесено ледяным забором высотой 4—5 метров, шириной около 2 метров и длиной более 300 метров.

В снежной гостинице всего 20 двухместных номеров, три номера, рассчитанных на пять постояльцев, и один номер люкс для молодоженов. Все комнаты расписаны до первых теплых деньков. Перед сном постояльцы ледяной гостиницы идут в сауну, затем пьют согревающий чай или грог и только потом отходят ко сну в меховых спальных мешках.

Немцы, англичане и русские приезжают в снежный отель немного померзнуть и попить водки на морозе. Финны, шведы и норвежцы любят проводить медовые деньки в ледяных апартаментах. А японцы ездят в снежные иглу за мальчиками. Считается, что если зачать ребенка именно здесь, да еще и в определенную лунную ночь, то обязательно родится сын…

Каждый год снежная крепость принимает более 100 тыс. туристов. В ледяной церкви за сезон успевают обвенчаться не менее 30 пар.

Фесты

Финские бизнесмены без устали завлекают толпы зевак в свою страну. Один из способов привлечения дополнительных турпотоков — организация различных соревнований, фестивалей и конкурсов. Например, танцевальные конкурсы в Хельсинки, слеты поваров и кондитеров или сноуборд-лагерь Free Camp. В апреле на одном из лучших горнолыжных курортов Финляндии состоится Второй международный сноуборд-фестиваль. В рамках мероприятия пройдут не только соревнования, вечеринки и мастер-классы, но и демонстрация сноуборд-фильмов.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру