На среднем образовании поставят крест?

Церковь настаивает на преподавании в школах “Основ православной культуры”

25 декабря 2007 в 17:20, просмотров: 786

С 1 сентября 2009 года в российских школах появится компонент “духовно-нравственное воспитание”, в рамках которого будут преподавать “Основы православной культуры” (ОПК). Об этом заявил Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй.

СПРАВКА "МК"

“Основы православной культуры” в том или ином объеме уже преподаются в 35 регионах страны, в восьми их изучают полномасштабно. Лидер — Белгородская область, где ОПК зубрят около 150 тыс. школьников.

Судя по заявлению патриарха, церковники вновь хотят (в который уже раз?) протащить ОПК в школу. И, скорее всего, это опять им не удастся. Ведь любое преподавание религии в наших учебных заведениях противоречит Конституции (государство отделено от церкви, а церковь — от школы).

Так стоит ли снова начинать весь этот сыр-бор? Как выяснилось, стоит. Недавно был принят новый госстандарт образования. Согласно ему, в школе уже не будет регионального компонента (а именно в его рамках преподавали ОПК), останется один федеральный. Зато появится некое “духовно-нравственное воспитание”. В него-то, очевидно, и хотят втиснуть ОПК, причем в обязательном порядке. Для католиков, мусульман, иудаистов и пр. будут преподавать основы соответствующих вероучений, а для атеистов разработают курс “Основы нравственной этики”.

Непонятно, правда, что делать, если в классе соберутся ученики разных вероисповеданий (что уже нередко в Москве, Петербурге и ряде национальных республик). Придется, наверное, делить их на подгруппы и заниматься с каждой отдельно. Но где найти столько учителей? И не приведет ли это к расколу? Не хватало нам еще религиозного противостояния в школе…

— Давать историю религии следует только как светскую науку, как часть российской истории, — заявил министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко. — Я поддерживаю идею преподавания истории религий, а не истории православия. Речь идет об изучении всех традиционных российских конфессий.

— Мы против введения “Основ православной культуры” как обязательного компонента, — поддержала министра начальник отдела региональной и этнокультурной политики Минобрнауки Татьяна Петрова. — Школьная программа не резиновая, не надо ее перегружать. Особенности конкретных конфессий должны изучаться в рамках истории, обществознания, литературы, МХК. В старших классах религиоведение можно взять как профильный предмет. Но только по выбору самого ученика.

Позицию Минобрнауки разделяют и в Департаменте образования Москвы.

— В столичных школах допускается преподавание “Религий мира” как факультативного предмета, — пояснила глава департамента Ольга Ларионова. — Кстати, в 2007 году вышел учебник по этой дисциплине под редакцией академика РАН Чубарьяна. По нему и надо проводить занятия.

Член Комиссии по интеллектуальному потенциалу наций, педагог Александр АДАМСКИЙ: “Если “Основы православной культуры” будут обязательным предметом, то они станут вызывать у школьников такое же отвращение, как сейчас литература”.



Партнеры