Школьник в виртуале

Компьютер заменит учителя в классе?

26 декабря 2007 в 19:08, просмотров: 587

Один из первых итогов нацпроекта “Образование”: все российские школы подключены к Интернету. Значит, наши альма-матер перешли на виртуальный уровень обучения. Но Сеть не только облегчила жизнь ученикам и педагогам, она породила новые проблемы. О них шла речь на конференции “Школьная информатизация: образовательные ресурсы, программное обеспечение, Интернет”, организованной сайтом Совета при Президенте России по реализации приоритетных национальных проектов rost.ru.

— Компьютер никогда не заменит живого учителя, — сказал на конференции гендиректор Республиканского мультимедиа центра Александр Осин, — но он должен стать его помощником. Кроме того, учитель в школе — это еще и воспитатель, ни один компьютер не может взять на себя эту функцию. Поэтому педагог — это непреходящая школьная ценность.

Но мы живем в ХХI веке и, по словам Осина, не можем учить по старинке. Сегодня, чтобы идти в ногу со временем, нужно обновлять свои знания. Но для этого требуется огромное количество преподавателей, а где их взять?

Рабовладельческий строй, как заметил Александр Васильевич, потерпел крах потому, что число надсмотрщиков сравнялось с количеством рабов. Примерно та же ситуация ожидает и наше образование, если мы продолжим пользоваться старыми педагогическими приемами. Поэтому необходимо как можно скорее перейти на новый уровень обучения — с использованием IT-технологий.

Научи учителя

Благо сегодня такая возможность имеется: компьютеры появились в каждой школе, даже в самой глубинке. Правда, осталась еще проблема переподготовки учителей… Далеко не все педагоги, особенно старшего возраста, могут общаться с компом на “ты”. Но это вполне решаемая задача. В Москве уже вовсю учат преподавателей-тьютеров. Это “учителя учителей” — педагоги получают знания в столице, а потом передают их своим коллегам в регионах. По этой схеме уже подготовлено более 800 человек.

Другая проблема — школа не везде может быть подключена к скоростному Интернету. К сожалению, в России все еще плохо со связью. Что в принципе понятно — это не Европа с ее крошечными расстояниями. Во многих деревнях до сих пор нет простой телефонной связи… А там, где она имеется, возможен только медленный Интернет — 5—10 кб/с вместо 128 кб/с.

Третья проблема Интернета — его опасность для детей. Не секрет, что в Сети найдется практически все — от порносайтов до инструкций по изготовлению взрывчатки. В некоторых российских школах уже были случаи, когда старшеклассники вместо учебных страниц изучали секс-разделы. Администрация школ, конечно, пытается оградить неокрепшие детские души от тлетворного влияния, но получается это плохо. Закроют доступ к одним развлекательным ресурсам — юные хакеры находят ключ к другим. Учитель ведь не может весь урок стоять за спиной у ученика, чем и пользуются сообразительные подростки.

Но это вовсе не означает, что Интернет в школе — это только опасность. Сеть позволяет использовать практически неисчерпаемые образовательные ресурсы. В этом смысле компьютер — первый друг и помощник учителя. “Мне приходит в голову такая аналогия, — рассказал Александр Осин. — В 1930-е годы каналы строились с помощью лопат, а сегодня есть экскаваторы. Земля удаляется намного быстрее, но при этом мелкие детали, шлифовку все равно приходится делать вручную — ковш грубоват. С помощью электронных образовательных ресурсов мы даем учителю в помощь экскаватор, а тонкая шлифовка — это уже его дело”.

Урок для двоечника

Означает ли это, что ученику вскоре разрешат не ходить в школу, а являться раз в неделю на консультации? Нет, конечно. Электронные ресурсы призваны сделать урок интереснее, насыщеннее, но совсем его не отменяют. Интернет-образование — это не фильм “Матрица”, где надел шлем — и уже все знаешь. Учиться все равно придется.

Но, как показал опыт, даже отпетый двоечник проявляет интерес к виртуальной учебе. А педагогу не нужно больше повторять одно и то же по несколько раз в параллельных классах. Основные знания школьники получают из электронной книги, а более углубленно им объясняет учитель. Освободившиеся же часы ученики тратят на выполнение творческих заданий.

Школьникам, между прочим, уже не придется тупо переписывать задания для уроков. Скачал их из виртуала, выполнил, переслал учителю. Тот проверил и поставил оценку в электронный журнал. Быстро и легко. И у педагога появляется время на самоподготовку и повышение квалификации.

Кроме того, с помощью электронных уроков можно выполнить любую лабораторную работу (что особенно актуально для сельских школ, где нет нужного оборудования), а также практиковаться на тренажерах и проводить самоподготовку. К тому же виртуальный урок, как показал опыт, запоминается намного легче и надежней, чем обычный.

— Есть такая китайская пословица, — говорит Осин. — “Расскажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне попробовать — и я научусь”. Она прекрасно отражает суть электронного образования.

Связанные одной Сетью

Еще одна задача, стоящая перед нашими школами, — объединение в общую Сеть. И она уже частично решена. На прошлой неделе состоялась презентация “Школьного портала”, созданного в рамках нацпроекта “Образование”. Это интернет-ресурс, предназначенный для детей, родителей и учителей. Его единая стартовая страница, как полагают разработчики, станет общей для всех учебных заведений. На ней размещены форумы для родителей и детей (последний, кстати, защищен от взрослого контента), почта, блогосфера, новостная лента и, конечно же, обширная электронная библиотека, в которую уже вошло 1500 учебных сайтов. “Школьный портал” не только объединяет все российские альма-матер, но и помогает ученикам и учителям находить нужные материалы, общаться, делиться опытом, решать проблемы и т.д. К сожалению, через два дня портал пришлось закрыть — обнаружились недоработки. Посетить его можно будет только в конце января…

Задача, которую еще предстоит решить, — обеспечение всех школ компьютерными программами. Все помнят, какой скандал разгорелся вокруг Сепычевской сельской школы Верещагинского района Пермского края. Ее директора, Александра Поносова, обвинили в том, что он нанес убыток аж самому Биллу Гейтсу! И все потому, что недобросовестные фирмачи поставили на школьные компы нелицензионное ПО. Директора приговорили к 5000 рублей штрафа, теперь он оспаривает это решение в Страсбургском суде. Чтобы такого больше не повторилось, Правительство РФ выделило деньги на закупку и установку легальных программ. Причем школам это не будет стоить ни копейки — за все заплатит государство (как и за пользование Интернетом в течение двух лет).

Открытый мир

Недавно завершился конкурс на разработку программного обеспечения с открытым кодом. Он должен прийти на смену Windows, требующей значительных затрат на лицензирование. По словам министра информационных технологий и связи Леонида Реймана, к 2009 году будет создана отечественная операционная система и пакет прикладных программ к ней. “Уже в 2008 году российские программные продукты пройдут тестирование в трех пилотных регионах — Томской области, Пермском крае и Республике Татарстан, — пояснил Рейман. — А в 2009 году их установят на всех школьных компьютерах”.

В конкурсе приняли участие шесть IT-компаний. Победитель получил на реализацию проекта 59,5 млн. руб. На эти деньги он создаст, как ожидается, программное обеспечение, включающее операционную систему Linux, программы для написания и редактирования электронных таблиц, подготовки презентаций и управления базами данных, электронную почту, графические приложения и ПО для программирования на языке Pascal, а также софт для обеспечения безопасности, работы с музыкой и пр. Все это обойдется гораздо дешевле, чем закупки зарубежных ОС, а главное — они станут абсолютно легальными и доступными для всех.



Партнеры