Капитализация человека

Президентский совет по нацпроектам подвел итоги за 2005—2007 годы и наметил планы до 2010 года

26 декабря 2007 в 18:51, просмотров: 948

Нацпроекты продолжатся и после официального окончания их срока. “Это — долгоиграющая программа”, — заявил на заседании президентского совета по нацпроектам первый вице-премьер Дмитрий Медведев.

Идеология приоритетных нацпроектов — вложиться в человеческий капитал — оказалась верной, убежден первый вице-премьер Правительства России Дмитрий Медведев. “Наша позиция — свободный, образованный, здоровый человек как главный фактор развития страны — себя оправдала. По всем четырем направлениям нацпроекта достигнута положительная динамика. Инвестирование в человеческий капитал оказалось крайне эффективным и привело к подъему не только социальной сферы, но всей экономики в целом”, — заявил он на итоговом заседании президентского совета по нацпроектам в понедельник.

О том, что каждый из нацпроектов принес в свою отрасль, отчитались четыре федеральных министра: глава Рособрнауки Андрей Фурсенко, Минрегионразвития — Дмитрий Козак, Минсоцздравразвития — Татьяна Голикова и министр сельского хозяйства Алексей Гордеев. И каждый из них объявил свое направление успешным.

Один из важнейших приоритетных национальных проектов — “Образование”. Так или иначе, сделанное в его рамках касается подавляющего большинства жителей страны, а потому именно вокруг него за два последних года в обществе развернулось больше всего дискуссий. Главное, по словам Андрея Фурсенко, что нацпроект “Образование” позволил наконец запустить модернизацию всей системы образования. Уже сейчас, отметил он, “впервые достигнута адекватность образования современным потребностям страны”.

Основная ставка в модернизации делалась на лидеров образования. Именно они, по словам министра, должны стать локомотивом, с помощью которого в новую модель образования “втащат” остальных. Однако до тех пор, пока это произойдет, “нелидеры”, к которым принадлежит подавляющее большинство участников образовательного процесса, преимуществ новой системы не почувствуют. Так, благодаря нацпроекту “Образование” “в современных условиях стали учиться 30% российских школьников против 15% в 2005 году”, и лишь “к 2010 году их будет 70%”, сообщил Фурсенко.

Та же ситуация и с реформой оплаты труда преподавателей. Зарплаты самых квалифицированных педагогов растут опережающими темпами, и это хорошо. По данным Минобрнауки, с переходом на нормативно-подушевое финансирование школы и новую систему оплаты труда зарплаты 15% лучших из лучших выросли чуть ли не вдвое и переросли среднестатистический уровень по экономике сразу на 25%. Зарплаты же подавляющего большинства учителей увеличились лишь на 15—20% и по-прежнему вдвое меньше, чем у врачей.

Конечно, хороший учитель должен получать больше посредственного. Однако нынешний расклад свидетельствует: либо 85% наших учителей плохие, либо учительский труд по-прежнему недофинансируется. Решать эту дилемму надо срочно: после 2008 года, рассказал глава Минобрнауки, ведущая роль в модернизации, до сих пор принадлежавшая федеральному центру, перейдет к регионам. Тогда нацпроект “Образование” сменят федеральные, а по большей части — региональные целевые программы развития образования, за счет которых и продолжатся увеличение учительских зарплат, поставки в школы нового оборудования и поддержка лучших преподавателей и школ. Дотационным регионам, коих в России большинство, выполнить эту задачу своими силами будет нелегко.

Крупных успехов, “несмотря на все сомнения”, достиг, по словам Дмитрия Козака, и нацпроект “Доступное и комфортное жилье”.

Тем не менее, признал Козак, наполовину рост жилстроительства происходит за счет десятка регионов. Все остальные не смогли с толком распорядиться выделенными федеральными средствами, да и те выделялись подчас без учета реальных потребностей, признал он. “Беда в том, что у нас нет механизма стимуляции регионов к эффективному использованию бюджетных средств”, — посетовал он. Впрочем, уже в 2008 году он появится, сурово пообещал Козак.

Другая сложность — административные барьеры для строительства, и прежде всего при оформлении земельных участков под застройку. Многие из них, выведенные из строительного оборота из-за несовершенства прежнего законодательства, удалось вернуть под муниципальную застройку (особенно много неиспользованных земель скопилось в сельском хозяйстве и в Минобороны). Однако сложности с получением под них кредитов на прокладку коммуникаций остаются. Как раз сейчас, отметил он, решается вопрос, как стимулировать регионы к строительству инфраструктур и дорог.

Недоступной для большинства семей остается ипотека. Медленно растет программа помощи молодым семьям в приобретении жилья — в 2006 году ею смогли воспользоваться всего 40 тыс. семей. Зато в здравоохранении дела молодых семей явно пошли на лад. Благодаря нацпроекту “Здоровье”, рассказала Татьяна Голикова, в отрасль пошли деньги: в 1,6 раза увеличились зарплаты 690 тыс. работников первичного звена отечественной медицины, средние зарплаты которых поднялись до 22,6 тыс. рублей (у сотрудников амбулаторно-клинической отрасли — до 15,6 тыс. рублей). В результате в здравоохранение пришли 7,7 тыс. врачей, полностью укомплектовав штаты поликлиник и больниц. На 26 тыс. человек увеличилось количество педиатров.

За счет введения родовых сертификатов, охвативших уже 92% рожениц, на 7,6 млрд. рублей увеличилось финансирование роддомов. Еще 2,6 млрд. рублей дополнительно получили женские консультации. В результате реформы системы родовспоможения за два года Россия впервые достигла уровня обслуживания новорожденных в развитых странах, а детская смертность снизилась сразу на 15%.

Обновился парк медпомощи, и время ожидания снизилось с 35 до 25 минут. Одновременно появилась возможность оказывать пациентам активную медпомощь уже по дороге в больницу. Впервые за последнее десятилетие началась профилактическая работа: в 2006 году профилактику прошли 10 млн. человек, а в 2007-м пройдут еще 9 млн.

В итоге начали меняться демографические показатели, подчеркнула Голикова: коэффициент рождаемости увеличился на 11%, а смертность снизилась на 9%. Тем не менее, признала она, до решения демографической проблемы в России еще далеко — в лучшем случае основные негативные тенденции будут преодолены только в 2011 году. Пока же Россия удерживает мировое лидерство по количеству смертей из-за сердечно-сосудистых заболеваний (более 1 млн. смертей в год), а заодно — и в результате дорожно-транспортных происшествий (еще около 40 тыс. смертей в год). Оба этих направления станут приоритетными для медиков уже в 2008 году, сообщила Голикова.

На борьбу с инфарктами и инсультами на 2008—2010 годы государство выделяет 8 млрд. рублей, в том числе 3,6 млрд. в 2008 году. Борьба за жизни и здоровье жертв ДТП обойдется казне еще в 7,4 млрд. рублей, в том числе 2,8 млрд. — в 2008 году. Вести ее будут на самых опасных автотрассах, и прежде всего — южного направления, уточнила она.

Наконец, в аграрной сфере, по словам Алексея Гордеева, также появились положительные сдвиги. Главный — рост производства мяса и птицы: вместо запланированных 7% он составил 14%, в результате чего россияне съели на 1 млн тонн мяса больше. По остальным показателям сельхозпродукции, сообщил министр, планы также выполнены или перевыполнены. И в том числе — по молоку, проблемы с которым вызвали в 2007 году повышение цен на молочные продукты.

Таким образом, подытожил обсуждение Медведев, “точечный”, проектный подход нацпроектов оказался оправданным. Однако теперь, подчеркнул он, “эта возможность себя исчерпала. Настало время переходить к комплексным мерам по модернизации отраслей. Как именно это делать — подскажет пилотный опыт, накопленный в регионах. Главным же критерием должна быть конкурентоспособность”, подчеркнул он.

Так, “в образовании модернизация будет основана на принципе нормативно-подушевого финансирования, а в здравоохранении — на обязательном медицинском страховании. Мы на пороге новой финансово-экономической модели в образовании и здравоохранении. Это — наша цель”, разъяснил первый вице-премьер. В градостроении, пообещал он, “мы будем ориентироваться на амбициозную задачу довести строительство жилья до 1 кв. м на человека в год (то есть около 140 млн. кв. м в год)”, а в сельском хозяйстве — упрочим “темпы роста, которые уже сейчас вдвое выше, чем по экономике в целом”. “Механизм модернизации уже отлажен. Набор проектов может поменяться, но приоритеты останутся”, — пообещал он.

Некоторые из них тут же подсказал глава Совета Федерации Сергей Миронов. По его словам, нацпроекты так и не решили многие проблемы, и в том числе такие, как охрана труда и борьба с травматизмом; борьба с алкоголизацией, табакокурением и наркоманией, из-за которых россияне умирают на 15—20 лет раньше жителей развитых стран; дремучая безграмотность россиян в вопросах санитарии и гигиены, а также пренебрежение правами инвалидов, включая право на работу. Что же касается проблем сельского хозяйства и жилстроительства, то при нынешнем уровне госфинансирования их не решить в принципе, убежден Миронов.

СПРАВКА

Благодаря приоритетным нацпроектам с 2005 по 2007 год государство дополнительно профинансировало социальную сферу на 400 млрд. рублей, а в 2008 году вложит еще 300 млрд. Значительные суммы в реализацию нацпроектов дополнительно добавили регионы и местный бизнес.

За два года финансирование жилищного строительства увеличилось сразу на 100 млрд. рублей: 62 млрд. из федерального бюджета и еще 40 млрд. — из региональных. В результате только за 11 месяцев 2007 года были введены в эксплуатацию 44 млн. кв. м жилья, что составило 129% по сравнению с 2006 годом.



Партнеры