Премьера стройки в Большом (ФОТО)

Михаил Швыдкой: “Сейчас аварийности нет. А театр откроем к 1 ноября 2009 года!”

31 января 2008 в 17:55, просмотров: 462

О господи! Хоть предупредили бы, что похуже одеться надо — а то пришли все в галстучках да туфлях! Все в сборе? Генподрядчик “стройки века” Азарий Лапидус выдает Михаилу Швыдкому (глава Роскультуры) и Геннадию Иксанову (директор Большого) каски, сапоги и комбинезоны. А нам?! “А вы будьте осторожнее!” Да как бы не так! На первом же повороте зазевался и получил куском арматуры по лбу. Кра-со-та! Когда еще так сходишь в Большой, чтоб потом приклеивать пластыри да отправлять всю одежку в чистку. Итак, торжественное вступление журналистов в фундаменты главного театра страны за полтора года до официального открытия. Фанфары…

Экскурсия воистину эпохальная. От дома Хомякова (что за Большим театром) по узким мосткам вся честная компания спускается в подземелье… Искры из глаз, идет сварка, шум неимоверный от работающих движков. Лапидус орет рабочим: “Эй, ударник! Приглуши музыку на пять минут! Покури!” Действо начинается, занавес пошел…

— Аварийность была угрожающей! — говорит воодушевленный Швыдкой. — Трещины буквально разбили здание на отдельные сегменты, часть фундаментов была просто размыта, непонятно вообще, на чем дом висел! Вот и занимались весь 2007 год его укреплением! Часто спрашивают — почему произошел сдвиг работ по реконструкции? Да потому что 7 месяцев занимались консервацией!

...Еще в декабре “открывались” трещины, и лишь недавно был снят запрет на строительные работы. Что же сделано на сей момент?

— Вокруг театра на глубине почти 26 метров мы выполнили “стену в грунте”, — кричит Лапидус, — потом все наружные стены театра проинъектировали специальным раствором, что позволило укрепить их несущую способность. А после…

После — началось самое сложное. А именно: под каждую стену по всему периметру были подведены бетонные “подушки”, которые должны были принять на себя нагрузку стен. Причем все это делалось вручную, “на животе”. Но чтобы передать эту нагрузку ниже, впервые в мире была использована в таком объеме технология “задавливаемых свай”. То есть сваи (всего их около 2200) забуриваются на один метр, а потом вдавливаются на глубину от 20 до 26 метров специальными домкратами. И каждая бетонная свая задавливается 3—5 дней.

Так Большому театру обеспечили устойчивость, и уже 10 недель — согласно ежедневному мониторингу — деформация всех конструкций равна нулю: ни одного миллиметра усадки, ни одной трещины! Итак, сваи упираются в грунт, который “не течет”, на сваях — “подушки”, на “подушках” — ростверки, а на ростверках — распределительная плита, на которой и покоится здание театра. С ума можно сойти. А вот и наша первая остановка:

“Трюмная часть” — оркестровая яма

…Итак, “вид Большого сзади”: мы в той части, что зовется арьерсценой. С улицы просматривается будущая оркестровая яма, которая явно увеличится в размерах. Еще недавно здесь была новодельная пристройка, ныне она разобрана. И к апрелю на этом месте возведут бетонные этажерки, на них же смонтируют новую балетную репсцену.

— Что же останется от старого Большого театра?

— Останется все, и даже больше. Эта зона “этажерок” — единственная, где разрешено вести новое строительство. Через два месяца мы передадим помещение немцам для размещения здесь технологического оборудования. Все остальное — стены, деревянные фрагменты — все прежнее. Не трогается ни одна историческая деталь.

Подземное пространство за Большим театром


(перед домом Хомякова)

…Над ним скоро будут ездить машины. Все оно рукотворное, т.е. создано без использования тяжелой техники. Тут же — находка для археологов — случайно обнаружен дореволюционный каменный колодец. В этой зоне будут складские помещения для хранения декораций. Иксанов заходится от восторга:

— Ведь раньше как было? Москвичи шли и видели, как наши декорации свалены прямо на улице. Теперь же все это переместится сюда, и нам не нужно будет каждую ночь возить декорации со складов в других частях города…

Склад и вправду просторный: здесь можно оставлять декорации аж для семи спектаклей, что стоят “в очереди” в репертуаре. Впрочем, рабочие уже бросают неодобрительные взгляды, и мы проходим сквозь фундаменты Большого, приближаясь к фасаду. Итак —

Будущие вестибюли и гардеробные

(подземная часть под Театральной площадью)

Ого! Видим углубления в стене — здесь основная и новая сцены будут соединяться между собой подземными ходами. Кстати, мониторится не только Большой, но и все прилегающие здания: не приводят ли подземные работы к каким-либо деформациям и там? Нет, все спокойно.

Лапидус:

— Вот здесь, кстати, под Театральной площадью, вы можете увидеть совершенно размытые фундаменты. Их попросту нет!

Но что теперь о грустном? Фундаменты-то укреплены! Будущее фойе потрясает своим размахом. “Мы поднимем потолки до 5 метров, — рапортует Иксанов, — чтобы люди даже в гардеробе чувствовали себя в дворцовой атмосфере!” Любопытно, что здесь же, на глубине более 20 метров, обустроят и камерный зал, к концу 2009-го его сделают “вчерне”, вся последующая отделка — уж после, как только будет выделено спецфинансирование. Но довольно шататься по оперно-балетной преисподней. Пора и в сам театр зайти как белым людям!

Хоровой зал

“Берегите головы! Берегите ноги — порожек!”. Какие там “белые люди”… Впрочем, хоровой — единственный зал, уже подготовленный для “чистовой реставрации”. Г-н Лапидус:

— В зале уж сделано все: разводка по электрике, по слабым токам, гипсовые работы, оконные рамы скоро вставим… А мы стоим на “черновом полу”. А это фрагмент уникального паркета из дуба. Представляете размах?

Именно по этому залу видно, сколь трепетно строители отнеслись к аутентичным интерьерам — все аккуратно, все на месте, кирпичик к кирпичику. Но мы приближаемся к “главной изюминке” —

Большой зал

…Впрочем, легкое разочарование. Зал просматривается едва-едва, видна лишь фантасмагория нагроможденных лесов в полумраке, мы же ютимся в некогда дорогой ложе — ныне облезшей и неприглядной. Хотя в неприглядности этой хорошо заметны все инженерные “трюки”. Ведь ложи укреплены “историческими балками”, правда, при помощи специальных, технологически выдержанных современных досок.

— Когда же приступите к залу?

— О, раньше 1 марта сюда не войдем, — г-н Лапидус качает головой, — пока реставраторы не дают разрешения. Но закончить все работы по залу обязуемся до декабря этого года.

Правда, кое-что уже делается. Штука в том, что первая аварийная ситуация в Большом возникла еще в 20-е годы XX века. Стены стали как бы расходиться в стороны. И тогда знаменитый инженер Рерберг придумал подвести бетонную плиту, чтобы стены сдержать. Для этого разобрали деревянную деку. С точки зрения конструкции дома — шаг положительный, но с точки зрения акустики… опера отдыхает, а оркестр сам себя не слышит. Сейчас плиту эту опустили на 3,5 метра, а над нею — как когда-то в императорском театре — соберут деревянную деку. Что касается самой сцены…

— Она увеличится в два раза вглубь за счет ранее располагавшейся за нею пристройки, — рассказывает Иксанов, — там будет вторая накатная сцена, равная по размеру основной. Что это дает? Во-первых, появляется возможность быстро менять декорации в двух плоскостях (горизонтально и вертикально). Во-вторых, монтировать декорации на второй сцене, не останавливая работы на первой. И, в-третьих, снижает травматизм среди артистов балета, поскольку раньше они неоднократно спотыкались о прикалачиваемые декорации.

С головы до пят в краске, побелке и строительной пыли мы спускаемся по главной лестнице, по которой еще каких-то три года назад спускались зрители, делясь впечатлениями от спектакля. Швыдкой уже торопится на совещание с немцами по сценическому оборудованию, но на пару вопросов, однако, отвечает:

— Так когда театр откроется?

— Когда? На 18—19 ноября 2009 года уже подписан контракт с оркестром и хором “Ла Скала”. Это будет первый иностранный коллектив, который “опробует” возрожденную основную сцену. Поэтому в феврале 2009 года общестроительные работы завершаются, затем начинается пусконаладочный период, и обещаю, что не позже 1 ноября 2009-го мы начнем новый сезон премьерой Большого театра!

— Это точно?

— Контроль ведется очень строгий. Вся дирекция Роскультуры сюда переезжает, чтобы мониторить сроки ежедневно!
А генподрядчик г-н Лапидус добавляет, что уже в марте 2009 года состоится первое “вселение” артистов на репетиционную сцену на “плюс-восьмом уровне”. Тогда же инженерным службам будут переданы помещения на “минус-втором уровне” под диспетчерские. Вопрос к Швыдкому:

— Сейчас денег хватает?

— Это сложный вопрос. Мы просим у МЭРТа, Минфина, Правительства РФ дополнить бюджет стройки с учетом инфляции (но не более того!). Понимаете, проектный расчет был сделан в ценах 2004 года, сегодня — 2008-й. За это время цены на цемент и металлы увеличились на 60%. Вот и думайте. Кроме того, целый ряд объектов в пространстве Большого театра спроектирован “на вырост”, поскольку объекты эти — камерный зал, складской комплекс, поликлиника БТ — не вписываются в изначальную финансовую схему. Чтобы обеспечить дальнейшее по ним финансирование, мы постараемся включить эти объекты в целевую программу “Культура России до 2015 года”.

На этом “премьера стройки” завершилась, и нас обещали позвать снова в апреле.



    Партнеры