От чего отказаться и куда расти

Портрет В Интерьере. Столичные малые предприятия вошли в новый год со старыми бедами

10 февраля 2008 в 17:21, просмотров: 529

Сегодня мэр Москвы Юрий Лужков, представители столичного правительства и федеральных органов власти проведут актив работников малого и среднего предпринимательства, на котором будут подведены итоги работы в 2007 году и сформированы задачи на 2008 год. Основными вопросами для обсуждения станут: поддержка малого и среднего инновационного предпринимательства, социальность малого бизнеса столицы, госконтроль за деятельностью субъектов малого предпринимательства. В преддверии совещания “МБ” решил провести мини-опрос на эти темы.

Высокие арендные ставки, налоги, рост закупочных цен, недостаток денежных средств для развития предприятий и инвестиционных проектов, нехватка квалифицированных кадров, слишком высокие процентные ставки кредитования — таков список основных проблем, с которыми приходилось ежедневно сталкиваться представителям малого бизнеса столицы в минувшем году. Как подчеркнуто в недавно проведенном Межрегиональном маркетинговым центром (ММЦ) Москвы социсследовании, рейтинг и острота основных бед, характерных для этой сферы бизнеса, увы, неизменен на протяжении последних трех лет.

Наиболее проблемными отраслями малого бизнеса являются оптовая торговля и производство. В производстве более остро стоят такие проблемы, как рост закупочных цен, высокие налоги и нехватка оборотных средств. Для предприятий оптовой торговли более значимыми являются такие проблемы, как высокая арендная плата, трудности с привлечением и удержанием клиентуры, рост конкуренции и соответственно давление со стороны крупных компаний. В розничной торговле заметнее проблемы, связанные с ростом закупочных цен и проверками со стороны контролирующих органов. В строительстве выделяется проблема нехватки квалифицированного персонала. Наименее проблемными являются предприятия, связанные со сферой услуг и научными разработками. Для более молодых предприятий характерно то, что острота большинства из перечисленных проблем для них заметно выше.

Пока такие виды малого бизнеса, как торговля, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг и финансовая деятельность, формируют общую картину развития малого бизнеса и являются наиболее показательными и значимыми. Однако два первых раздела обеспечивают свое влияние во многом за счет количества предприятий.

Один из основных экономических показателей — рост валовой добавленной стоимости, произведенной малыми предприятиями, — за три квартала 2007 года оценивается на уровне не менее 515 млрд. руб. (около 74% от планового показателя за год), что обеспечивает достижение плановых показателей 2007 года в 700,8 млрд. руб. в ценах 2002 года, или прирост не менее 10,7% за год.

В абсолютном значении средний годовой оборот ММП (945 тыс. USD) демонстрирует в 2007 году 60% рост по сравнению с 40%-ным ростом в 2006 году. В то же время в основном такое заметное изменение обусловлено значительным ростом оборотов предприятий с высоким (более 1 млн USD) для малых предприятий годовым оборотом. Тогда как обороты более “маленьких” предприятий значительно чаще остаются на прежнем уровне.
Данная тенденция повторяет показатели прошлого года и свидетельствует о все большем укрупнении московского малого бизнеса.

Рост объема выручки субъектов малого предпринимательства в сопоставимых ценах в третьем квартале оценивается на уровне 70% от суммы выручки за 2006 год, что позволяет прогнозировать достижение планового прироста выручки в 11% на конец 2007 года.

Основная часть налоговых платежей от МП Москвы поступает в федеральный бюджет. В бюджет города идет только 20% налоговых отчислений МП, а во внебюджетные фонды — 3%.

Только налог на прибыль, отчисляемый малыми предприятиями Москвы во все уровни бюджета, превысил 47 млрд. руб., а уровень ежегодных суммарных налоговых отчислений МП из расчета количества МП по данным МГС превышает 295 млрд. руб.

Количество занятых в малом бизнесе без учета зарегистрированных индивидуальных предпринимателей — более двух миллионов человек, с учетом зарегистрированных индивидуальных предпринимателей — более 2,6 миллиона человек. На 50 тыс. единиц в 2007 году выросло количество созданных новых рабочих мест за 2007 год.

Производительность труда на малых предприятиях Москвы превышает производительность труда на МП в среднем по России более чем на 20%.

По данным Мосгорстата, средняя зарплата работников составила 7,5 тыс. рублей. Сохраняется тенденция роста этого показателя, однако он остался ниже среднего уровня по городу почти на 70%.

В Москве заметно увеличивается стоимость открытия нового бизнеса. По сравнению с 2006 годом стартовая сумма для открытия малого бизнеса выросла на 30% — с 280 тыс. USD до 375 тыс. USD. Самым “дорогим” бизнесом в 2007 г., так же как и в прошлом году, является производственный бизнес (520 тыс. USD).

Вместе с тем кредитами в 2007 пользовались только 15% ММП. Основной причиной отказа от банковского кредитования являются слишком высокие, по мнению предпринимателей, процентные ставки. В качестве оптимальных и приемлемых кредитных ставок им видятся 7—10%.

В 2007 году несколько увеличилась острота такой проблемы, как нехватка квалифицированных кадров. В то же время острота таких проблем, как трудности при удержании/привлечении клиентуры, сложности при оформлении бухгалтерской отчетности и давление местных органов власти несколько снизилась.

Хотя сами предприниматели склонны считать, что количество проверок со стороны контролирующих и проверяющих органов остается без изменений, результаты 2007-го показывают некоторое снижение (с 4 до 3) среднего количества проверок по сравнению с 2006 годом.

По оценкам руководителей, налоговая нагрузка на их предприятия практически не меняется на протяжении последних трех лет. Треть респондентов оценивает ее как угнетающую, оставшаяся часть респондентов все же склонна давать нейтральные оценки.

В то же время за три последних года “теневая составляющая” снизилась практически во всех сферах деятельности ММП с 39% до 27%. По сравнению с 2006 годом наиболее заметное снижение характерно для предприятий из сферы строительства и услуг.

Следует отметить заметное улучшение положения МП, занятых в производстве. Об этом свидетельствуют как общие оценки предпринимателей, так и самый высокий на фоне остальных отраслей двукратный рост годовых оборотов малых производственных предприятий.

Только 35% ММП пользуются упрощенной системой налогообложения. Основными причинами, по которым МП не пользуются УСН, являются недостаточный для них 20-миллионный порог по обороту (на протяжении последних трех лет такой уровень недовольства растет).

В среднем оптимальным порогом для использования УСН МП считают 50 млн. рублей. В то же время для строительных организаций такой порог составляет около 90 млн. рублей, а для производственных — 70 млн. рублей.

По оценкам руководителей малых предприятий, уровень поддержки малых предприятий со стороны московских государственных органов и организаций при правительстве Москвы остается на том же уровне. Около 30% опрошенных руководителей, чьи предприятия входят в столичный реестр МП, отметили, что они получали такую поддержку. С точки зрения поддержки со стороны города немного более благоприятной стала ситуация в области производства и научных исследований. В то время как представители строительных организаций, наоборот, склонны к более скептическим оценкам. Самыми востребованными видами поддержки для ММП являются помощь в аренде или приобретении помещений и содействие в получении финансовой поддержки/компенсация кредитных ставок.

Результаты социологических исследований устойчиво показывают, что, по мнению предпринимателей, в Москве делается значительно больше для становления малого бизнеса, чем в стране в целом. Удовлетворенность развитием малого бизнеса в 2007 году отмечали 52% респондентов, тогда как в 2006 году их было 48%, в 2005-м — 40%.

Ольга ЦЫБУЛЕВСКАЯ.

Материал подготовлен при
поддержке информационно-
аналитического управления
Московского центра развития
предпринимательства.
2/3 малых предприятий будут вынуждены закрыться, если придется платить все налоги, которые вменяет им государство

— Как реально можно ослабить государственный контроль за малым бизнесом, разгрузить его от слишком пристального внимания государства?

— Помочь малому бизнесу можно только одним способом — ввести в действие комплексные проверки. Предприятие проверяют один раз и сразу по всем направлениям. При этом проверки следует четко ограничить по времени, по полномочиям. В общем, абсолютно не новая, но очень правильная и на деле эффективная идея.

— Как вы прогнозируете ситуацию с налогами?

— Угадывать — дело неблагодарное. Мы постоянно проводим исследования малого бизнеса, организуем различные мониторинги, опросы. И результат исследований таков: 2/3 малых предприятий будут вынуждены закрыться в том случае, если придется платить все налоги, которые вменяет им государство. Быть добросовестным налогоплательщиком невозможно!

При этом любой вариант оптимизации налоговых схем воспринимается государственными структурами как способ ухода от налога.

Еще одна больная тема — предоставление юридических адресов. Благодаря содействию государства на сегодняшний день в стране сложился полулегальный рынок платных услуг по предоставлению юридических адресов. Все дело в том, что не всякий предприниматель хочет регистрировать свою коммерческую деятельность по месту своей прописки и реального проживания. И причины тут самые разные. Поэтому начинающие бизнесмены вынуждены прибегать к услугам непонятных компаний, которые за деньги предоставляют им юридические адреса. Причем большая часть этих адресов уже на заметке у налоговых инспекций. Поэтому, получая подобную “прописку”, фирма автоматически попадает в “черные списки” ГНИ.
Следует понять, что большая часть предпринимателей хочет быть легитимными, они никуда не собираются скрываться, уходить. Но и “засвечивать” место своего жительства им тоже не хочется. В то же время своего офиса на первых порах нет, и не все бизнес-центры предоставляют юридический адрес. Как в таких случаях поступать?

Наш центр пока официально предоставляет юридический адрес. А вместе с ним и целый пакет другого не менее важного для новичка-бизнесмена сервиса — учебу, повышение квалификации, участие в выставках, помощь при написании бизнес-плана и т.д. По нашим адресам зарегистрировано несколько тысяч малых фирм. И к этим предприятиям не возникает никаких претензий. Сколько бы их ни проверяли, количество выявленных, абсолютно незначительных и непринципиальных нарушений (это какие-то рабочие моменты, а не криминал или отказ от уплаты налогов и сдачи отчетности) не превышает 2%. Это очень хороший показатель. Он подтверждает, что если малая фирма регистрируется официально, получает юридический адрес легально и честно, то в дальнейшем никаких проблем с фискальными органами у нее не возникает — она ведет нормальную коммерческую деятельность.

Все говорит о том, что нужно менять схемы регистрации предприятий, системы контроля и налогообложения бизнеса. Все декларируют: малый бизнес необходим. С этим никто не спорит. Но никто не хочет понять, как и за счет чего выживают малые предприятия.

Игорь ГОРОДНИЧИЙ, президент Московского
центра развития предпринимательства.
Многое может измениться, если чиновники на деле будут принимать те законопроекты, о которых столько говорят

— Можно ли говорить о том, что государство постоянно ужесточает свой контроль за малым бизнесом?

— Нельзя говорить: раньше было лучше, сейчас — хуже, а завтра вообще плохо будет. Хуже не становится. Просто становится все более открыто. В прессе, в Интернете, по ТВ появляется больше информации. Чиновника теперь можно остановить, особенно после принятия закона “О защите юридических лиц и предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)”. Между тем и сам государственный контроль видоизменился: претерпели изменения лицензионные и налоговые проверки, контроль за контрафактной продукцией.

Главное для предпринимателей — это занимать активную позицию. Ведь МАП постоянно организует встречи предпринимателей с чиновниками. Но со стороны бизнесменов постоянно слышится “плачь Ярославны”: пока они не готовы конкретно называть факты, фамилии, имена. Я думаю, что со временем и это изменится.

— Насколько остра проблема аренды?

— Аренда в Москве — это вечно больной вопрос. Москва — это дорогой город. Возникли явные диспропорции. Какие-то предприятия имеют льготы, какие-то нет. Кто-то выкупил помещение, кто-то нет. Многое может измениться, если чиновники на деле будут принимать те законопроекты, о которых они столько раз говорили. Например, уже прошел в первом чтении проект федерального закона “Об особенностях участия субъектов малого предпринимательства в приватизации арендованного государственного и муниципального имущества”. Закон этот необходим малым фирмам как воздух, согласно ему малый бизнес получит преимущественное право при выкупе арендуемого государственного имущества. Но, как всегда, все сделано не до конца, и окончательное принятие и введение закона пока приостановлено.

— В целом, на ваш взгляд, каково состояние российского малого бизнеса на сегодняшний день?

— С одной стороны, все не так плохо. Существенно усилилась качественная составляющая малого бизнеса. Но, с другой стороны, за последние 10 лет в целом по России количественный рост малых фирм находится в стагнационном состоянии. Динамики роста предпринимательства в целом по стране не наблюдается. Как и везде, есть сферы, в которых малые предприятия процветают, — это торговля, услуги. И другое дело — промышленность. Для того чтобы оставаться конкурентоспособными, производственникам приходится уходить в тень. Ведь если промышленное предприятие будет платить все налоги, доведет заработную плату до того размера, которого от него требует государство, ни о какой конкурентоспособности с дешевыми товарами из Китая и Турции мы уже не сможем говорить. Не в пользу предпринимателей и земельно-имущественные отношения — земля, особенно в Москве, так дорога, что столичные предприятия становятся неконкурентоспособными даже по сравнению с фирмами из других регионов. Вполне понятно, что в такой ситуации уход в тень — вынужденная мера. Промышленникам необходима реальная помощь, такие условия, чтобы им и в тени невыгодно было оставаться, и место на рынке не было потеряно.

Но самое главное для предпринимателей — создание потребительского спроса. Именно спроса в реальном понимании. На Западе потребительский спрос — это новая машина раз в 3 года и новый дом или квартира раз в 7 лет. А у нас? Пока у нас нет даже “корзины выживания”. Так, для физиологического выживания человека необходимо 70 кг белка, т.е. мяса в год. В среднем же россиянин потребляет всего 17 кг мяса в год…

Необходимо увеличивать денежную массу в стране и создавать денежный спрос не путем давления на предприятия, а путем введения неучтенных активов в оборот страны. На Западе все имущественные активы учтены в имущественной составляющей страны. У нас же вся денежная масса в стране — это те деньги, которые выпущены под нефтедоллары и нефтеевро и совершенно не учитывают реальную имущественную составляющую.

Андрей ПОДЕНОК, президент Межрегиональной
 общественной организации “Московская
ассоциация предпринимателей”.

Без массового частного бизнеса конкуренция невозможна

— Владимир Путин обозначил приоритеты для развития малого бизнеса в России. Прежде всего упростить налогообложение. На ваш взгляд, от каких налогов можно освободить малый бизнес?

— Несмотря на то что в 2002 году была проведена реформа, сократившая количество налогов в разы, все равно само администрирование проходит очень тяжело. Я имею в виду процедуру самих выплат, сотни проверок. Минфин, правда, не очень-то с этим согласен. Но президент говорит — надо. Потому как мы не нефтяники. Для малого и среднего бизнеса — это серьезная налоговая нагрузка. Из нас вытягивают налоги все. Получается, что денег на развитие не хватает. НДС тоже надо снижать до минимума.

Мы живем в постиндустриальном обществе. А это значит, что на первый план выходит развитие медицины и образования, сельское хозяйство и перерабатывающая промышленность. И для людей, развивающих это, нужно обеспечить налоговые льготы. Налоги должны быть инструментом для стимулирования развития бизнеса, а не дубиной для его закрытия.

Дело в том, что сегодня у нас не развита конкуренция. Мы наблюдаем засилье больших компаний. Понимаю, что было время, когда нужно было разгребать завалы, но оно прошло. Теперь начался новый этап. У России нет другого пути, как встать на инновационные рельсы. Нужно уйти от сырьевой зависимости. Давно известно, без массового частного бизнеса конкуренция невозможна: слабые уходят, а сильные развиваются. И тогда и проблема рабочих мест может решиться, и уйдут пенсионные проблемы. Мы сейчас напоминаем Америку 30-х годов, когда у 1% населения сосредоточено 60% активов. А при развитой экономике до 70% активов сосредоточено как раз в руках малого и среднего бизнеса, который кормит до 40% населения.

Борис ТИТОВ, председатель общероссийской
общественной организации “Деловая Россия”.

В развитии инновационного направления без государства не обойтись

— С чего необходимо начать решение вопроса о дальнейшем развитии малого бизнеса в стране?

— Проблем много, куда ни копни. Президент уже не в первый раз в довольно резких выражениях выступил по поводу того, что федеральные органы власти в регионах ведут себя, мягко говоря, некорректно. Визиты СЭС, милиции, налоговые проверки — всего этого бесчисленное множество. Эта проблема остается, меньше ее не становится. И в этой области нужны радикальные меры.

Вторая не менее важная тема — развитие малого и среднего бизнеса в сфере инноваций. А тут с внятным решением явная проблема. Каковы взаимодействия с учебными заведениями, военным комплексом — единой схемы просто нет. И вся беда в том, что традиционный подход — “выделить денег, и все хорошо устроится” — тут не сработает. И подходы нужны инновационные.

Нужно понимать, что без государства в развитии этого направления не обойтись. Тут и вопрос финансового содействия, в том числе снижения тарифов, которые устанавливают отечественные естественные монополии.
Нужно сеть за “круглый стол” всем. Я имею в виду представителей науки, бизнеса и государства. Но главным в нем должно стать не просто дискуссионное обсуждение, а выработка реальных схем и мер для развития инноваций. Потому как у одного мнение может быть невнятное, а у другого и вовсе корыстное, процесс нужно глубоко забюрократизировать.

Александр ИОФФЕ, советник мэра,
председатель Экспертного совета по поддержке
малого предпринимательства при мэре
и правительстве Москвы.

Есть четкое осознание того, что жать уже некуда

— Следует ли малым предприятиям ждать усиления государственного контроля?

— Наверху есть четкое осознание того, что жать уже некуда. Другое дело, что должно быть наконец достигнуто единое согласие по поводу проекта о комплексных проверках. Предприятие должны проверять не каждый день и разные организации. А должна проходить периодическая и комплексная проверка, после которой бизнес продолжает свою работу, а не ждет новых “гостей”. Кроме того, в Москве начала работать неотложная правовая помощь для малого бизнеса, в которую можно обратиться в случае неправомерных проверок, притеснений, рейдерских захватов. Я надеюсь, что этот опыт Москвы распространится и в другие регионы.

— Что происходит с налоговой нагрузкой на малый бизнес? Можно ли надеяться на ее ослабление?

— Есть ощущение и понимание того, что некоторые виды налогов, например тот же НДС, администрируются очень плохо. Разговоры о видоизменении или упрощении этого закона ведутся давно. На заседании Госсовета Владимир Владимирович Путин сказал, что этот налог надо радикально снижать и унифицировать. Но я думаю, что чиновники будут сопротивляться.

Не совсем правильна политика налоговых органов с введением единых средних заработных плат по отраслям. Нельзя выводить “среднюю температуру по больнице” и равнять заработную плату крупных и малых компаний. В связи с введением средних заработных плат предпринимателей вызывают на комиссию, объявляют им, какая должна быть средняя заработная плата в их отрасли и, если они не предпринимают никаких действий, грозят проверками. На мой взгляд, конечно, необходимо уходить от серых схем выплаты заработных плат в конвертах, но делать это следует правовыми методами.

— Аренда нежилых помещений — что может произойти в данной сфере положительного для предпринимательства?

— В Москве принято решение о создании фонда нежилых помещений. Что это такое? Определенное число объектов, которые в данный момент сдаются в аренду малым предприятиям городом, вносится в специальный перечень. Эти помещения уже не подлежат выставлению на аукцион. И даже если малое предприятие покидает помещение, то его вновь передают только малой фирме. Помимо этого в Москве принята программа строительства бизнес-центров, офисных помещений и т.д., где малые предприятия выступают в качестве соинвесторов. Таким образом, они становятся собственниками недвижимости. Это очень позитивный процесс. Так как увеличивается капитализация малых фирм. Им будет легче получить кредит под залог собственной недвижимости.

Елена ЕМЕЛЬЯНОВА, президент
Международной ассоциации
“Система ММЦ”.

* * *

Количество малых предприятий в 2007 году составило 214,5 тыс. без учета индивидуальных предпринимателей и превысило уровень, прогнозировавшийся Комплексной программой, более чем на 6 тыс.

Среднегодовой темп прироста по этому показателю — более 3%. Рост количества работников списочного состава (без внешних совместителей и работников на договорной основе) за 1-е полугодие 2007 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 31,9 тыс. человек, или около 64% от ожидаемого прироста на конец года.

Наибольшее количество (около 37%) МП зарегистрировано в ЦАО, 11% — в САО и ЮАО, от 6 до 8% — в СВАО, ВАО, ЮВАО, ЮЗАО, ЗАО, 4% в СЗАО, 2% в ЗелАО.

* * *


В 2007 году Фонду содействия кредитованию малого бизнеса Москвы из бюджета города Москвы были предоставлены субвенции в размере 800,00 млн. рублей. По итогам проведенных Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации конкурсов фонд получил дополнительное финансирование из федерального бюджета на общую сумму 342,858 млн. рублей. В настоящее время активы фонда составляют около 1,9 млрд. рублей. С момента начала деятельности фондом было предоставлено 415 поручительств на общую сумму свыше 1424 млн. рублей, что позволило привлечь кредитных ресурсов в объеме свыше 3 млрд. рублей. Более чем 20 субъектов малого предпринимательства обратилось за поддержкой фонда повторно.
* * *

Всего за 2007 год на заседаниях научно-технического совета по комплексной оценке инновационных проектов было рассмотрено 50 инновационных проектов, 48 из них были вынесены на рассмотрение комиссии правительства Москвы по финансовой и имущественной поддержке субъектов малого предпринимательства города Москвы. 20 проектов получили положительное заключение о финансировании в виде субсидии. Общий объем финансирования составил 11,3 млн. рублей. Объем привлеченных средств составит около 5,5 млн. рублей.




Партнеры