Точки над четырьмя “и”

расставил в Красноярске Дмитрий Медведев

Первый вице-премьер Дмитрий Медведев не скрывал, что на Пятом Красноярском экономическом форуме озвучит свою кандидатско-президентскую программу. Правда, неделю назад, на встрече с региональными СМИ в Хабаровске, он рассказал об “экономической части” (мол, социально-политическую он донес до народа на Общественном гражданском форуме). На деле же сообщил детальный план на четыре года. Который сам же свел к четырем “И”: институты, инфраструктура, инновации и инвестиции.

Неделю назад свой план, который уже получил название “Программа-2020”, озвучил Владимир Путин. Было интересно, найдутся ли отличия “Плана Путина” от “Плана Медведева” (кроме сроков, конечно: кандидатская программа рассчитана до 2012 года). Выйдя на сцену форума, первый вице-премьер тут же расставил все точки над “и”: президент говорил о построении экономики инновационного типа, ориентированности на человеческий капитал и превращении России в мировой финансовый центр, а преемник остановился на конкретных методах достижения этих целей.

“Свобода — лучше, чем несвобода” — принцип, имеющий мало общего с тематикой форума, зато много — с профессией Медведева и его глобальными планами. В устах первого вице-премьера это означает не просто личную и экономическую свободу, а “достижение гармонии с правопорядком”. Россияне отныне обязаны уважать закон, а не относиться к нему как к чему-то, что можно всегда обойти. “Верховенство закона” — госприоритет, но это будет “законом не рабов”. Нужно повысить качество законов, а наиболее значимые документы, по мнению Медведева, стоит выносить на общественную экспертизу.

Первыми чтить закон должны чиновники: “Начинать надо с себя — чиновникам и милиционерам, судьям и прокурорам, предпринимателям, нам всем, каждому на своем рабочем месте”. “Для этого нужны политическая воля и гражданское мужество, — воодушевленно продолжал Медведев. — И такая политическая воля и у меня, и у руководства страны есть. И так будет”.

От правопорядка оратор перешел к судам. И активно выступил за независимость судов и судей и ускорение рассмотрения дел. Вплоть до того, что компенсации за проволочки будут выплачиваться из специального госфонда.

Судебную тематику весьма символично сменили нерадивые чиновники. Впрочем, на этот раз Медведев никого особо не ругал — он все больше задавал темп на будущее. По его мнению, практически все действия чиновников должны быть четко регламентированы — не для того, чтобы плодить бумажки, а для того, чтобы граждане знали, что именно с них требовать. В госаппарат будут привлекать профессионалов, а вот в советах директоров компаний им делать совершенно нечего (напомню, сам Медведев как раз возглавляет совет директоров “Газпрома”).

И вновь не обошлось без “Программы-2020”: в Кремле Путин поражался тому, что для того, дабы открыть свое дело, нужно ходить со взяткой даже к гинекологам. Медведев же предложил конкретное решение проблемы: большинство процедур для малого бизнеса должно носить уведомительный характер.

Наконец, Дмитрий Анатольевич объявил войну коррупции и перешел к обещанной экономической части. И тут началось самое интересное. Даже декларации из уст Медведева звучали как конкретные предложения.

Например, частную собственность нужно не просто уважать — к ней больше не применяется советский принцип “все свое — все общее”. Она, с точки зрения первого вице-премьера, должна со временем восприниматься “как заработанная своим трудом ценность”. Этот пункт и следующий — снижение налогов — бизнесмены, сидевшие в зале, восприняли особенно одобрительно. Наконец, Дмитрий Анатольевич пообещал и снижение НДС. Закон, определяющий сроки перехода на пониженную ставку этого налога, по его мнению, “нужно принять как можно быстрее”. Еще он повторил озвученную Путиным идею — освободить от налогов расходы компаний и граждан на образование и медицину. Правда, подчеркнул, что и работодателям  следует сделать шаг навстречу и не занижать базу для единого соцналога, поскольку “сокрытие реальных доходов — это кража из кошелька любого гражданина”.

В выступлении прозвучала идея, также высказанная ранее Путиным: превратить Россию в один из мировых финансовых центров. Причем за счет основного национального ресурса — рубля. Его Медведев рассчитывает превратить в “одну из региональных резервных валют”. Позднее, комментируя эту часть выступления, глава Минфина Алексей Кудрин отметил: ничего нереального в такой инициативе нет. Первый шаг в достижении свободной конвертируемости рубля (то есть в сторону его “валютности”) уже сделан — сняты ограничения на движение капитала. Еще один этап указал Медведев — переход на оплату в рублях при экспорте российского сырья.

Но, еще более амбициозная задача — улучшение состояния дорог. “Чтобы одной известной бедой в России стало меньше”, — пояснил Медведев. Координацией строительства и эксплуатацией дорог, по идее первого вице-премьера, должно заниматься специальное акционерное общество. Причем действовать оно должно в рамках спецзакона и на основе госзаказа.

Очевидно, второй главной российской беде — дуракам — никакие АО не помогут. Зато от нее поможет избавиться новый формат образования. Оратор обещал этой сфере привлечение “лучших профессоров”.

В общем, речь Медведева выглядела как что угодно, но не как выступление первого вице-премьера перед бизнесменами и даже не как программа кандидата в президенты. Если закрыть глаза, создавалось ощущение, что находишься не в Красноярске на экономическом форуме, где выступает первый вице-премьер, а слушаешь послание Путина Федеральному собранию…

Виктория ПРИХОДЬКО, Красноярск.
 

P.S. Очень интересный момент программы Медведева — превращение рубля в одну из региональных резервных валют. И эта задача выглядит достаточно реальной. Напомним, что раньше из высших эшелонов российской власти звучали пожелания сделать наш рубль одной из мировых резервных валют. Впрочем, если нашему “деревянному” удастся стать международным резервом хотя бы в Азиатско-Тихоокеанском регионе — это будет равнозначно мировому признанию.

Первого вице-премьера в финансовой части его программы поддержал просто вице-премьер, зато какой — министр финансов Алексей Кудрин. Он подтвердил, что статусно свободно конвертируемый рубль (после отмены ограничений на его обращение) в течение ближайших 4—5 лет может стать устойчивой валютой.

Одним из способов достижения этого статуса может стать реализация другого предложения Медведева — продажа наших углеводородов на экспорт за рубли. Это, кстати, не менее 5 лет назад предлагал еще Сергей Глазьев.

Неожиданную поддержку Медведев получил от Ирана. Посол этого государства в России Голямреза Ансари, выступая в эфире “Эхо Москвы”, заявил, что на нефтяной бирже Ирана, которая начинает работу в тестовом режиме в конце февраля, наша валюта может быть использована для расчетов по торговым операциям.

Остается ждать реакции госдепа США или изменений курса доллара.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Сергей СМИРНОВ, директор Института социальной политики и социально-экономических программ:

— Принципиально там ничего нового не было сказано, потому что все эти проблемы стоят перед страной из года в год. С другой стороны, сказанное и Медведевым, и Путиным абсолютно четко свидетельствует об опасностях, возникших на фоне относительно стабильного развития страны. Потенциал и ресурсы стабильности, позволившей нам просуществовать 8—9 лет, исчерпаны. Мы рискуем навсегда отстать и сохранить сырьевую структуру экономики. Поэтому сейчас с приходом нового президента, в том числе и за счет административного ресурса, будет сделан толчок в пользу создания неких новых возможностей для будущего экономического роста.

Главное, что сдерживает Медведева, — это коррупция. Когда какой-то высокопоставленный чиновник говорит, что у него нет большого состояния и он ездит на автомобиле “ГАЗ-69”. Тут, как говорил Станиславский, — не верю. Потому что вопросы дробления собственности хорошо известны на примере Абрамовича. И нужно перевести это все в правовое поле — кто относится к членам семьи чиновника. Может, на них переведены все деньги. И не случайно, что это озвучивается Медведевым. Посмотрите, что происходит в конторах, ориентированных на обслуживание населения. А ведь коррупция ведет к неуважению к стране со стороны собственных граждан. Этот сюжет очень важный, и если Медведеву удастся хоть немножко подвинуть это в положительную сторону — в значительной степени ресурсы нормального роста будут обеспечены.

Но основной упор делается им на технологические прорывы, инновационные технологии. Но тут остается проблема внедрения, которая была и при советской власти. Это тоже существенный ресурс роста.

ЕСН. Его реформа необходима, потому что по пенсионной системе у нас полный провал. Правильная идеология и абсолютно негодное воплощение. Льготы по ЕСН не дали должной отдачи, поэтому мы и имеем такие низкие пенсии с постоянно снижающимся коэффициентом замещения. А он должен был расти до 60%, а в дальнейшем — до 70% от средней зарплаты. С этим преемнику придется столкнуться.

Денис ЕРМАКОВ.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру