Горожан в еде не бросим!

В нашей новой рубрике мы начинаем слежку за ценами на продукты

3 марта 2008 в 16:53, просмотров: 332

Рост цен является для россиян одной из самых значимых и в то же время больных тем. При этом, кого ни спроси, никто не верит официальной статистике. И дело здесь не только в традиционном недоверии, но и в том, что у каждой отдельно взятой семьи — своя инфляция. Для кого-то рост коммуналки на 14% — это 14% от получаемых доходов. А для кого-то — 2%. А кому-то и все 26%. И потому до недавних пор, как подорожала жизнь, знали лишь те, кто изо дня в день ведет подсчет потраченному.

Но теперь все изменится. Росстат ввел новый сервис для населения — персональный калькулятор инфляции. А “МК” начал свой новый проект для москвичей, который мы назвали “МК-ценник”.

Мы привыкли считать, что статистика не отражает реальности. Что на самом деле ситуация с теми же ценами на продукты совершенно иная, чем нам сообщают чиновники. Но что делать? Ведь других данных нет… Точнее, их не было. А теперь — будут.

Сегодня “МК” начинает новый проект. Отныне раз в месяц мы будем доводить до сведения читателей конкретные цифры, наглядно показывающие, как меняются цены в одних и тех же торговых точках и на одни и те же товары.

На репрезентативность мы не претендуем. Наши данные — не статистика, а картинка, увиденная корреспондентами. Зато соответствующая действительности. И позволяющая сделать ясные выводы.

Вооружившись цифрами Мосстата по ценовой ситуации в декабре-2007, корреспонденты “МК” прошлись по торговым площадкам четырех основных для столицы видов:

1. Небольшой районный рынок.

2. Магазин шаговой доступности.

3. Супермаркет эконом-класса.

4. Супермаркет для более состоятельных.

Принцип сравнения цен прост и понятен: отныне и впредь, чтобы избежать упреков в некорректности сравнения изделий разных производителей, мы будем вставлять в таблицу наименьшую цену продукта конкретного наименования (например, “Масло сливочное”), соответствующего ГОСТу. Дабы не сравнивать настоящий продукт с похожим по виду на него суррогатом. Только подобное с подобным и только аналогичного качества.

И еще одно. В гипермаркеты мы не пошли, поскольку туда москвичи приезжают преимущественно по выходным, закупаясь на неделю вперед. Нас интересовали точки, в которые мы заходим почти каждый день.

Картинка оказалась весьма неоднозначной. Первый факт, который нас удивил после сравнения со средними цифрами цен на те же продукты, выведенными Мосстатом за декабрь, таков: по ряду позиций цены февраля оказались… ниже. Впрочем, это не означает, что цены опустились, просто мы старались выбрать наиболее доступные продукты, которые отвечали заданным стандартам.

К примеру, сливочное масло в супермаркете эконом-класса (82% жирности, как и положено по ГОСТу) имело настолько бледный и сморщенный вид, что было понятно: без уценки здесь не обошлось. Но поскольку срок хранения (судя по этикетке) еще не истек, а по остальным параметрам все было в порядке, игнорировать его наличие в продаже мы не могли. Та же история и с колбасой в магазине шаговой доступности, и с молоком в супермаркетах. Будем откровенны: выбранные образцы далеко не образцовые, но в ассортименте присутствуют.

Поразила морковь — почти по 80 рублей за кг. Но тут тоже ларчик открывается просто: она импортная, отечественной продукции на момент проверки просто не было. И очень огорчил хлеб. Сколько разговоров было о заморозке цен на социально значимые товары, а этот самый-самый социальный продукт все растет в цене. Почему? Попробуем в ближайшее время прояснить этот нонсенс у специалистов. А вот с овощами и корнеплодами все легко объяснимо: традиционное сезонное подорожание из-за истощения запасов.

Но самый главный вывод, который можно сделать даже по первой, исходной в нашем исследовании таблице, заключается в том, что в столице нет каких-то определенных торговых площадок, где продукты заведомо дешевле, чем в других местах. То есть фраза: “Пойду на рынок, куплю подешевле” — больше не актуальна.

Рухнул и еще один распространенный обывательский миф: определение “супермаркет эконом-класса” — всего лишь рекламный ход для привлечения покупателей, желающих сэкономить. Ибо — проверено! — в соседнем  супермаркете цены на ряд продуктов оказались ниже, чем в “экономе”.

А теперь — смотрите, изучайте, сравнивайте и делайте выводы сами. Встретимся через месяц и проследим изменения цен в тех же самых местах. Да еще привлечем к этому делу экспертов.



Партнеры