В “деле Гонгадзе” нет главного

Киллер в бегах, а заказчик вообще неизвестен

Единственная в Украине “красная зона” — Менская колония, где отбывают срок бывшие милиционеры, гаишники, судьи, прокуроры, военные и сотрудники СБУ, — готовится вскоре принять троих “новичков”. Лица этих экс-правоохранителей знакомы всей Украине. Их обвиняют в убийстве журналиста Георгия Гонгадзе.

Слушание дела Гонгадзе вступает в завершающую фазу. Апелляционный суд Киева приступает к вынесению приговора… Подсудимым светит от 12 до 14 лет лишения свободы в зависимости от роли каждого из них в совершении преступлении и степени раскаяния. Обвиняемые в похищении и убийстве оппозиционного интернет-журналиста Георгия Гонгадзе Валерий Костенко, Николай Протасов и Александр Попович на заседаниях суда свое участие в совершении тяжкого преступления не отрицали. Как следует из материалов дела, получив приказ от главы департамента криминального поиска (милицейской разведки) генерала Алексея Пукача, милиционеры вечером 16 сентября 2000 года заняли “исходную позицию” вблизи дома, где проживала коллега Гонгадзе Елена Притула. Примерно в 22.30 Георгий вышел из дома, попытался тормознуть проходящую машину, чтобы ехать домой. К нему без промедления подъехала иномарка, в которой уже сидели его будущие палачи…

Так выглядит официальная версия Генеральной прокуратуры Украины, обнародованная весной 2005 года, вскоре после победы так называемой “оранжевой революции”. Генерал Пукач, сбежавший из Украины (говорят, его видели в Израиле), по понятной причине не мог рассказать суду о своих высоких покровителях-заказчиках. Один из них, экс-глава МВД Юрий Кравченко, ушел из жизни при сомнительных обстоятельствах —  в тот день, когда был вызван в ГПУ для дачи показаний. В версию самоубийства генерала в стране не верили с самого начала… Наверное, потому, что генерал убил себя… двумя выстрелами.

У истории с похищением Гонгадзе был и ярко выраженный политический подтекст. Первым, кто  ее раскрутил с использованием трибуны Верховной рады, был лидер Социалистической партии Украины Александр Мороз. Из его выступления следовало, что Гонгадзе заказал чуть ли не сам тогдашний президент страны Леонид Кучма. Разоблачение Кучмы стало возможным благодаря так называемым “пленкам Мельниченко” — офицера УДО (Управления державной охраны), якобы разместившего  диктофон… под диваном главы государства.

Майор Мельниченко, вывезенный к тому времени  в Австрию, одно время даже  был на содержании Бориса Березовского. Когда персонажи поссорились, в Фонде гражданских свобод нехотя признались: мол, расшифровка мини-дисков Мельниченко показала, что их содержимое “корректировалось”. То есть поверх  записанных бесед в кабинете Кучмы накладывали нужные  компрометирующие тексты.

Исходя из этого, можно предположить, что и фрагменты, посвященные Георгию Гонгадзе, тоже частично подтасованы…

Как бы там ни было,  семилетняя история с похищением, убийством и периодически реанимируемым расследованием для многих сейчас стала ненужным балластом. Президент, обещавший на майдане “тщательное и объективное расследование”, формально свое слово сдержал. Разве что увел от удара высокопоставленных заказчиков убийства.

Вдова журналиста Мирослава Гонгадзе уже несколько лет живет и работает в Вашингтоне на телевидении “Голос Америки”. У нее своя версия относительно виновников трагедии, однако обнародует ее Мирослава только по окончании судебного процесса.  А по мнению матери Гонгадзе, обвиняемые в убийстве сына милиционеры искусно играют роли, расписанные для каждого прокуратурой.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру