АРМЕИСКИИ АФОРИЗМ

Зачастую в футбольной прессе смешивают два понятия: начало чемпионата и начало сезона. «Спартак» и «Локомотив» до старта в премьер-лиге уже успели сыграть официальные матчи в Кубке УЕФА и Суперкубке России соответственно, а вот для ЦСКА, «Москвы» и «Динамо» два события действительно совпадут.

В ноябре на открытии памятника Константину Бескову на Ваганьковском кладбище глава Счетной палаты Сергей Степашин произнес: «Обещаю, что в будущем году за «Динамо» будет не стыдно».

После чемпионства «Зенита», в любви к которому публично высказывались многие государственные мужи, подобное откровение заставило полушутя-полусерьезно задуматься: а не появился ли у нас, грешным делом, новый официальный фаворит?

Разумеется, для взлета питерцев было немало иных предпосылок, был фундамент, который в Петровском парке только-только начали закладывать. Например, у Дика Адвоката был немалый выбор результативных форвардов, а Андрей Кобелев лишь недавно наконец-то получил в свое распоряжение истинного бомбардира в лице Александра Кержакова. Узнав о переходе из «Севильи», давний зенитовский поклонник Михаил Боярский вздохнул: «Усиливаем московских конкурентов…»

Но это только из Санкт-Петербурга, где болеют по территориальному принципу, московский футбол видится единым целым. В Белокаменной пристрастия издавна сложились, скажем так, согласно административному делению. Клубы могут объединиться в пул по части рекламной политики, но не будут совместно выводить кого-то из земляков на вершину пьедестала. И на фанатском сленге прошлогоднее мнение красно-синих или бело-голубых секторов звучало характерно: «Уж лучше бомжи, чем мясо».

Вот что касается спасения от вылета из класса сильнейших, прецеденты были: зиловцы или динамовцы, барахтавшиеся в самом низу таблицы, добирали важные очки как раз в столичных междусобойчиках. Впрочем, снисхождение шло не по любви, а по расчету: зачем в следующем чемпионате лететь куда-то в Элисту, если можно получить лишний матч в пределах автобусной поездки? А «Торпедо» в 2006-м не повезло лишь потому, что его прямым конкурентом оказалось «Динамо», а не кто-то с периферии.

К слову, в возведении памятника Бескову поучаствовали и «Динамо», и «Спартак». Но великий тренер успел оставить след и в других московских коллективах, то есть его творчество воистину имело общегородское значение. И впоследствии футбольная жизнь аналогичной фигуры так и не выдвинула. Пробовали свои силы больше чем на одном месте многие – Олег Романцев, Валерий Газзаев, Юрий Семин, но если и завоевывали титулы в пределах МКАД, то только в каком-то конкретном клубе.

В свое время Бескова откомандировали из «Динамо» спасать «Спартак», а в придачу сменили бело-голубую форму на красно-белую Юрий Гаврилов с Вадимом Павленко. В XXI веке о такой братской помощи говорить не приходится.

Несколько лет назад ЦСКА получил права на самых перспективных игроков «Торпедо-ЗИЛ», воспользовавшись бедственной ситуацией автозаводцев. Ивицу Олича Евгений Гинер предпочел продать за рубеж: не дай Бог, он останется в российском чемпионате в рядах прямых конкурентов.

Или вот свежие образцы спартаковской кадровой политики. За Алексея Ребко «Москве» была выставлена неподъемная сумма, зато «Локо» смог воспользоваться ситуацией и увести Дмитрия Торбинского в качестве свободного агента.

Волей-неволей пришел на ум старый и грубый армейский афоризм: земляка поиметь – как будто в отпуск съездить.

Возвращаясь к Торбинскому: в воскресном матче за Суперкубок полузащитник сборной России невольно подтвердил, что не все в футболе решают деньги. Что в прежнем клубе за пятерку с тремя нулями, что в нынешнем за сумму, подобающую статусу, он продемонстрировал умение в кратчайшие сроки превращать две желтые карточки в красную в самый разгар борьбы. А может, просто день был такой, что именно дебютантам железнодорожников не катило, недаром Иван Левенец стал соучастником едва ли не самого курьезного гола в российской истории. Хоть Давид Муджири ничего не испортил, правда, ничего и не создав. Как следствие, Рашиду Рахимову пришлось начать на тренерском мостике красно-зеленых с поражения.

Отдавая предпочтение этому специалисту, руководство клуба не преминуло отметить, что Рахимов когда-то играл за «Локомотив». Там, где традиции давние и богатые, родословную кандидатов привыкли изучать тщательно, а на пересечениях линий делать пометки. «Москва» по определению не могла пойти аналогичным путем, поскольку история пока коротка. А коли так, личность Олега Блохина априори не выглядела на Восточной улице чужеродной – в отличие, скажем, от Александра Старкова в Сокольниках в недалеком прошлом.

Приезд Блохина в Москву почти совпал с отъездом Семина в Киев. Можно посетовать, что российской столице последний оказался не нужен, но есть здесь одно обстоятельство, на котором акцент почему-то не делается. Семин продолжает оставаться акционером «Локомотива», и возглавь он, к примеру, тех же «горожан», формально ситуация получилась бы щекотливой: наемный работник клуба заинтересован в процветании конкурентов.

Нет-нет, да раздаются голоса из провинции: а не много ли Москве пять-шесть клубов в премьер-лиге? В таких случаях я всегда вспоминаю разговор с Гавриилом Качалиным. «Смотрите, – сказал он мне, – в столице проживает десять миллионов человек. А сколько в Камышине? И почему тогда у этих двух городов команд должно быть поровну? » Победитель Олимпиады и обладатель Кубка Европы приводил количественные аргументы. Качественные же – о непримиримости соперничества – подразумевались сами собой.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру