Центр Москвы станет концептуальным

“МК” проник в будущее на пятилетку вперед

Центральный округ Москвы заканчивает подготовку грандиозного документа — концепции своего развития до 2012 года. Проанализировав ситуацию в каждом из 10 районов ЦАО, специалисты выяснили: самый благополучный для проживания — Мещанский район. А наиболее проблемными оказались Арбат и Тверской (прежде всего из-за низких показателей по озеленению и гаражному строительству).
Конечно, риэлторы вряд ли согласятся с этими выводами. Зато для архитекторов такие сведения — прямое руководство к действию.

Какие изменения произойдут в сердце Москвы в ближайшее время — узнал “МК”.

Жители предлагают построить новую столицу

Советская власть, мыслившая исключительно пятилетками, была права, считают современные чиновники. Жить сегодняшним днем — непозволительно. Равно как и составлять детальные программы на долгие годы вперед.

Не менее важно, по мнению продвинутых руководителей, прислушиваться к гласу народа. Москвичи — люди опытные, плохого не посоветуют. Поэтому в префектуре ЦАО решили: надо не просто рассказать жителям о перспективах развития округа, но и попросить их высказать свое мнение.

Москвичи оказались людьми не только опытными, но и весьма активными. Выставку, на которой были представлены градостроительные планы всех районов ЦАО, посетили почти 20 тысяч человек, то есть каждый тридцатый житель округа.

— Посетители могли оставить отзыв, высказать замечания, связанные с планами и преобразованиями в историческом центре Москвы, — сказал первый заместитель префекта ЦАО Сергей Федоров. — Для этого на стенде каждого района лежала книга отзывов и предложений.

От москвичей поступило более 1400 обращений. Большинство касалось транспорта и экологии. Но попадались настоящие перлы и по другим поводам.

“Москва в принципе как столица изжила себя, — написал в книге отзывов ветеран труда Юрий Николаевич Климов. — Слишком разношерстные здания, город задыхается от транспорта. Давно пора построить новую столицу по единому архитектурному стилю”.

“Надо категорически запретить открытие увеселительных заведений (кафе, баров и т.д.) с ночным графиком работы, т.к. это мешает жителям отдыхать”, — высказала пожелание Светлана Сергеевна Волкова.

ЦАО сделают велотранспортным

Некоторые москвичи брали быка за рога — требовали от властей сначала решить насущные проблемы, а потом уж замахиваться на глобальные. “Просьба привести в порядок подъезд №1. А также заменить трубы отопления на 6-м этаже”, — попросила группа жителей дома №19 по 1-му Спасоналивковскому переулку.

“Попробуйте хоть раз пройти с коляской — бордюры такой высоты, что просто невозможно. Планируется ли оборудовать съезды с бордюров? Ведь это касается не только мам с колясками, но и пожилых людей, инвалидов и велосипедистов”, — высказалась будущая мать-героиня.

“Нам очень нравится идея развития системы нетрадиционных способов передвижения по центру. Предусматривается ли появление велостоянок, хотя бы у станций метро?” — задалась вопросом инициативная группа молодых москвичей.

Два последних отзыва руководство округа не оставило без внимания. Как пообещал лично префект ЦАО Сергей Байдаков, впредь в ходе ремонта тротуаров и дорог бордюры станут оборудовать съездами. Ближе к лету появятся велосипедные стоянки, а впоследствии — непрерывная сеть веломаршрутов по всему центру.

Очень много людей попросили организовать выделенные полосы для автобусов-троллейбусов и спецтранспорта (“скорая помощь”, пожарные и др.). “Такое количество сообщений по этой тематике означает, что этот вопрос действительно волнует людей. И я рад, что мы можем это решить: в плане реализации Концепции предусмотрены меры для выделения специальных полос”, — отметил Байдаков.

В общем, чиновникам так понравилось общаться с народом, что одной выставкой и публичными слушаниями решили не ограничиваться. Префект велел архитекторам сделать трехмерный макет округа и установить его в Окружном центре по работе с населением (он вот-вот должен открыться).

Главная цель — парковки

— Анализ районов ЦАО выявил ряд проблем и нарушений баланса застройки центра Москвы, — говорит заместитель гендиректора “Моспроекта-2” Владимир Остапенко. — Наблюдается избыток офисов, дисбаланс между развитием дорог и строительством зданий, дефицит магазинов, детских садов, спортивных учреждений и т.д.

Чтобы привести округ в состояние равновесия, власти определили семь основных направлений его развития.

Первое — транспорт. Организация велосипедных маршрутов и выделенных полос для автобусов — только малая часть задуманного. Как уже писал “МК”, в течение следующего года будут построены все недостающие подземные переходы на Садовом кольце и крупных улицах. Также власти намерены жестко ограничить въезд в пределы центра грузовиков и автомобилей со старыми двигателями.

Достаточно сильно могут измениться и маршруты общественного транспорта. По идее их передвинут ближе к собесам и поликлиникам. Кстати, ЦАО может стать первым округом, где общественный транспорт будет ездить на альтернативных видах топлива. А для АЗС на основе добровольной сертификации начнут внедрять “экознак”.

Апофеоз транспортной революции — к 2012 году по планам округ должен быть обеспечен парковками на 95%. Для достижения этой великой идеи спецы предлагают строить гаражи под землей (в частности, под Тверской улицей и “Золотым островом”), переводить ведомственные и офисные парковки в общедоступные, а на месте промзон строить не офисы, как раньше, а многоярусные автостоянки. Тем же работникам, которые не будут пользоваться личными машинами при дороге на работу и обратно, полагаются бонусы.

Второе направление — экология. Чиновники признали, что нынешнее состояние окружающей среды потенциально опасно для здоровья людей. И намерены провести детальное обследование территории ЦАО.

Будет разработана программа развития и очистки Москвы-реки и Яузы. Из акватории уберут дебаркадеры, приведут в порядок набережные. Самое пристальное внимание уделят “зеленым” проектам. И недаром: по количеству зеленых насаждений на душу населения Центральный округ занимает последнее место. Очень важна и т.н. визуальная экология — оптимальное размещение рекламных и информационных щитов, окраска фасадов зданий в приятные глазу цвета. Ученые давно выяснили, что подобные “мелочи” заметно улучшают настроение горожан и влияют на производительность труда (естественно, в лучшую сторону). И тут самое время поговорить о третьем направлении развития центра Москвы — качестве жизни.

Дешевые пельменные возвращаются!

Хорошо или плохо жить в центре столицы? Конечно, хорошо, скажут обитатели Жулебина или Бирюлева. Всё рядом — театры, выставки, клубы, Кремль. “Да что ж в этом хорошего?” — воскликнут жители центра.

Продуктовых магазинов мало, а в тех, что есть, бешеные цены. Суетно, машин много, бомжи, дышать нечем. Правда, если жулебинец предложит арбатскому старожилу махнуться квартирами, тот откажется — к гадалке не ходи.

Уже не первый год власти стараются переселять жителей сносимых в ЦАО домов если не в тот же район, то хотя бы в пределы округа. Выявилась очевидная тенденция: добровольно из центра люди не уезжают — 98% москвичей вопреки своим же словам предпочитают суету и загазованность. И лишь два оставшихся процента соглашаются переехать на окраину с условием расширения жилплощади.

С учетом этого руководство ЦАО приняло непростое решение: резко сократить строительство коммерческих домов и активно возводить муниципальные. Только в этом году в округе построят свыше 100 тысяч кв.м городского жилья — почти в два раза больше, чем прежде. Новые квартиры получат не только очередники и переселенцы из ветхих зданий: в течение пяти лет чиновники намерены расселить жителей коммуналок. В ближайшую пятилетку реконструироуют и оснастят новым оборудованием больницы и поликлиники.

— Для качественного здравоохранения нужно не только новое оборудование, но и достойное обслуживание, профессионализм. Этого нам не хватает, — высказался на одном из заседаний общественного совета при префекте ЦАО главный врач НИИ детской хирургии и травматологии Леонид Рошаль. — А еще хочу заметить, что в городе нет доступных кафе. Мне иногда становится жалко, что ушли времена пельменных и закусочных. Правда, там висели липкие ленты с мухами. Я, кстати, сказал Лужкову об этих пельменных. “Вернем”, — пообещал Юрий Михайлович.

Так что у московского общепита, равно как и у любителей ностальгировать, большие перспективы. Интересно, мух-то в пельменные вернуть удастся?..

Музеи будут строить в подземных переходах

Четвертое важное направление — история и культура. Как выяснили спецы, культурный потенциал округа не всегда используется в равной мере. Некоторые исторические архитектурные комплексы (например, Красная и Пушкинская площади, Чистопрудный бульвар) чрезвычайно популярны, но это служит им плохую службу: площади подвергаются диким нагрузкам и требуют особого ухода. С другой стороны, немало памятников истории и архитектуры вполне привлекательны для жителей и туристов, но находятся вне их поля зрения. Значит, надо привлечь к ним внимание.

В идеале в рамках каждого крупного подземного проекта нужно создавать музей-выставку. Например, в переходе под Сухаревской площадью одна из стен будет стеклянной. Через нее пешеходы увидят фундамент Сухаревой башни и археологические находки, которые ученые обнаружили во время строительства перехода.

Другая интересная идея — создавать “памятники быта и досуга”. Например, есть предложение открыть музей-пятиэтажку (в память о хрущевках). Можно сделать “исторические” маршруты, по которым будет ходить устаревший транспорт. А поскольку действие многих фильмов и романов разворачивается на территории ЦАО, имеет смысл развивать туризм по сюжетам произведений. Прецедент есть: почитатели “Мастера и Маргариты” могут совершать ночные экскурсии вместе с героями романа.

Еще одно направление, которому власти будут уделять достойное внимание, — общественная безопасность. По мнению  жителей, хуже всего решаются проблемы с маргиналами. Куда ни глянь — или бомж, или алкаш, или еще какой асоциальный элемент. Все более раздражающим фактором в глазах москвичей становится неконтролируемая миграция. А посему чиновники собираются прививать горожанам толерантность со школьной скамьи.

Кто в округе живет, тот в нем и работает

В ЦАО расположены основные городские и федеральные учреждения, офисы крупнейших компаний. Здесь сосредоточена деловая активность не только столицы, но и всей России. И потому власти не смогли обойтись без такого направления, как экономика и финансы.

— В нашем округе очевиден перекос развития рынка труда, — говорит префект Байдаков. — Львиная доля специалистов, которые являются наиболее востребованными для предприятий округа (особенно в сфере потребительского рынка и услуг), живет за его пределами. Постоянное население ЦАО — около 700 тысяч человек. А “дневное” население (т.е. люди, которые каждый день приезжают на работу) — до 3,5 млн. Отсюда, в частности, и пробки.

Что предлагают профессионалы? Надо выносить административно-деловые центры за пределы исторической части города — это очевидно. Плюс создавать такую систему льгот и стимулов, чтобы работодатели были заинтересованы брать на работу коренное население округа. Возможно, чиновники вместе с руководителями предприятий сформируют специальный банк вакансий для постоянных жителей ЦАО.

Наболевший вопрос — взаимодействие власти и жителей — руководители Центрального округа хотят решать по принципу “чтобы и низы хотели, и верхи могли”. Эффективное самоуправление — вот, по их мысли, определяющий фактор развития округа и города. Чиновники сейчас корпят над концепцией программы под говорящим названием “Работа с населением в ЦАО”.

— Основная миссия власти — оказание услуг населению, — заявил на одном из совещаний Сергей Байдаков. — Поэтому мы при составлении планов должны учитывать интересы всех жителей.
Золотые слова! Их бы — да всем подчиненным в уши. И тогда рай наступит хотя бы в одном отдельно взятом округе.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру