Поколение “экс”

“МК” провел ревизию культовых штучек 1990-х.

10 апреля 2008 в 16:52, просмотров: 1642

“Записывай. Отдаем даром: коллекцию игрушек из “Киндер-сюрприза”, “Полароид”, тетрис, 5 постеров “Спайс герлз”. Самовывоз из Чертанова”, — диктовала мне мама по телефону. Все эти вещи были низвержены с антресолей. Теперь какой-нибудь сумасшедший коллекционер увидит объявление в журнале и станет новым хозяином наших символов постсоветского прошлого.
Атрибутика последнего перед Миллениумом десятилетия не канула в Лету. Сейчас она именуется модным словом “олдскул” и почитается не меньше, чем добытый из родительских закромов “Зенит” и диафильмы. Что неудивительно, ведь впадать в детство — вполне в духе времени.

Недавно “МК” писал об ушедших от нас вещах второй половины ХХ века. А теперь собрал коллекцию вещей, на которых выросло поколение, чье детство прошло в лихие 1990-е, и сравнил вещдоки того времени с увлечениями нынешних детей.

Тетрис и тамагочи

Тетрис — альтернатива появившейся ранее электронной игре “Ну, погоди!”. Вместо волка, пытающегося словить яйца, надо правильно уложить в ряд различные геометрические фигуры. Создатель сего культового развлечения — советский программист Алексей Пажитнов. Игра обрела жизнь в 1985 году и с тех пор стала неизменным спутником увлекающейся молодежи. Наиболее известная мелодия, которая используется в тетрисе, — русская народная песня “Коробейники”. В некоторых версиях играет “Калинка”, а в более продвинутых и вовсе встроен голос, сообщающий о проигрыше словами “давай-давай!” и поощряющий удачный ход возгласом: “Очень хорошо!”

Однако тетрис сдал свои позиции, как только умами детей и подростков завладел тамагочи. Японское чудо со встроенным в яйцо питомцем появилось в столичных киосках во второй половине 90-х. За три года было продано более 40 миллионов игрушек по всему миру. Тамагочи вызвал безумный интерес у подростков и жуткую ненависть у учителей. Еще бы! Вместо того чтобы решать задачки, ученики с возгласами: “Он заболел!” — бросались лечить любимца.

Благодарить за тамагочи надо находчивую женщину Аки Маита. Она обожала животных и мечтала о питомце, который мог бы сопровождать ее повсюду и, кроме того, помещался в кармане или сумке. Так как чихуахуа в моду тогда еще не вошли, она озвучила свою идею одной из компаний, и на свет родился зверек в яйце. Скоро пластмассовые яйца всем надоели. Зато сейчас ностальгирующие граждане могут найти их в некоторых детских магазинах.

ЧТО СЕЙЧАС?

Сейчас среди молодняка забава №1 — портативные игровые приставки различных фирм. Впрочем, они существовали и раньше, но играть на них можно было только дома, да и то в примитивные игры. Нынче ассортимент расширился в тысячи раз! Правда, такой же популярности, как и тамагочи, приставкам не видать, хотя бы из-за того, что цена одного экземпляра равняется среднему прожиточному минимуму в Москве. Так что если купить тамагочи школьник мог, просто потратив свою школьную дотацию за несъеденные обеды — 60 рублей, то тут статус обладателя модной консоли зависит целиком от дохода родителей.

“Сейлор Мун” и “Бивис и Батхед”


Не было ни одной девочки, которая не примерила бы на себя один из образов великолепной четверки. Длинные волосы и ноги, короткие юбчонки и огро-о-омные, на пол-лица глаза. По секрету уже повзрослевшие мальчики признавались, что и сами были без ума от анимешных барышень. Но ведь смотреть девчачьи мультики несолидно! Поэтому в числе развлечений “для настоящих мужчин” среднего школьного возраста обязательным пунктом значился ежедневный просмотр короткометражек, повествующих о слабоумных подростках Бивисе и Батхеде. Для юношей, до этого знавших только черепашек-ниндзя и Человека-паука, мультик о двух “крутых перцах” стал настоящим откровением: идиотское хихиканье приводило ребят в щенячий восторг, а умение ему подражать открывало доступ на самые крутые тусовки. К счастью, ненадолго.

ЧТО СЕЙЧАС?

“Построй свою любовь!” — этим все сказано. Многочисленные реалити-шоу во главе с детищем Ксюши Собчак и Ксюши Бородиной для подрастающего поколения уж точно останутся непременным атрибутом первой десятилетки Миллениума.

Журналы с наклейками

“Это дешево и вкусно, это чудо — “Куку-руку”! Подарите встречу с нею, мама, папа, поскорее!” Слова этой песенки из рекламы как только не переделывали. Самое безобидное: “Куку-руку” — это чудо, это пища для верблюда”. От вкусных вафель с наклейкой внутри фанатели буквально все. Самые верные поклонники вклеивали картинки с жирафами, бегемотами и кенгурятами в специальный альбом, остальные же усердно украшали ими холодильники “ЗИЛ”. Некоторым счастливчикам попадались вафли с подарочным купоном внутри, который можно было обменять на футболку, кепку или альбом для наклеек.

Уже к середине 90-х увлечение чудо-вафлями сошло на нет, а им на смену пришли журналы с наклейками по мотивам популярных мультиков и модных музыкальных групп: “Русалочка”, “Король Лев”, “Барби”, “Том и Джерри”, “Спайс герлз”… Самыми продвинутыми считались обладатели журналов “Аладдин”: в них наклейки можно было переклеивать по нескольку раз! Единственным важным занятием в школе было побыстрее дождаться перемены, чтобы разложить на парте свои сокровища и приступить к взаимовыгодному обмену. Впрочем, мультяшные альбомы можно купить и теперь, а вот производство и продажа “Куку-руку” налажены только в Греции.

ЧТО СЕЙЧАС?

Нынешнее поколение вафлями с наклейками не соблазнишь. Как когда-то вкладыши от жвачек, они ушли в небытие и теперь вызывают блеск в глазах лишь у эксцентричных коллекционеров. В какой-то степени обесценилась даже любовь к искусству, и все из-за того, что оно стало очень доступным. Раньше любимую песню можно было послушать, только купив кассету, а чтобы посмотреть мультфильм или сериал “Дикая роза”, вся семья собиралась в назначенное время перед телевизором. Сейчас все это пылится на DVD. А чтобы скачать все альбомы какого-нибудь музыканта, достаточно щелкнуть по ссылке в Интернете.

Лизуны и попрыгунчики

Еще одна новомодная фишка тех времен — лизун. Это такой шарик (или фигурка, например, в виде скалолаза) из некой субстанции, который можно кидать об стену, чтобы он к ней прилипал. Без него не обходилась ни одна школьная перемена! Вид липких ошметков, кусками свисающих с потолка кабинета по алгебре, долго не давал сосредоточиться на катетах и гипотенузах. А однажды ученики соседнего класса моей школы чуть не довели преподавателя биологии до слез: размазали вызывающий рвотный рефлекс пузырь по доске. Единственное, что плохо: со временем лизун переставал прилипать и становился непригодным для развлечений.

Противоположность лизуну — попрыгунчик. Прыгучие разноцветные мячики для чего только не использовались! Самое веселое занятие — бросить его с балкона, чтобы посмотреть до какого этажа он подскочит. Проверяли — если швырнуть с 11-го, подпрыгнет до 6-го. Другая забава: со всей силы запустить шарик в одну стену, чтобы он как можно больше раз отскакивал от противоположной и обратно. Правда, у родителей и преподавателей это вызывало бурю негодования.

ЧТО СЕЙЧАС?

“Ловкость рук и никакого мошенничества” — этот девиз свято чтят современные тинейджеры. Поэтому любимые игрушки школьников — йо-йо, астроджексы и волчки. Йо-йо — “чертик”, прикрепленный к веревке, астроджекс — два шарика на ниточке, а волчок — такой же, как и в детстве, приспособленный для трюков. Они не только позволяют занять руки, но и развивают координацию движений. Примитивные йо-йо существовали и раньше, но из-за недоработанной конструкции выполнять на них трюки было проблематично. Зато сейчас — крути не хочу! Кстати, все эти игрушки на веревочке и без — отличная замена курению. Вместо того чтобы мусолить в пальцах сигарету, лучше непрерывно вертеть астроджекс.

Коллекция игрушек из “Киндер-сюрприза”

Чем была занята как минимум одна полка в серванте у среднестатистической семьи с детьми в 90-е? Конечно, коллекцией фигурок из шоколадного яйца “Киндер-сюрприз”. Крокодильчики в костюмах и очках, пингвины и целое семейство львов, бегемоты (почему-то голубого цвета)… На городских ярмарках иногда даже устраивались аукционы и в обязательном порядке пункты обмена игрушечных зверей.

Задумка выпускать игрушки, спрятанные в шоколадное яйцо, пришла в голову швейцарскому дизайнеру Генри Роту. Именно он и является создателем большинства серий. Ключ к огромной популярности в том, что выпускается такое разнообразие игрушек, которое готово удовлетворить потребности даже самого ярого коллекционера. Кстати, коллекционеры фигурок из “Киндера” существуют и по сей день в интернет-портале. Там можно приобрести практически любого питомца из яйца от 200 рублей.

ЧТО СЕЙЧАС?

Набор кроликов с сигаретой в зубах, одноглазые виниловые мишки, — все эти творения новомодных дизайнеров прочно запали в сердца юному поколению. Они демонстрируются на выставках и продаются в культовых кафе. Фантазия их создателей не знает границ: например, недавно вышла в свет серия, призванная разрушить влияние иконы кукольного мира — Барби. Название говорит само за себя — Barbitch. Мягкие авторские игрушки напоминают пациентов кукольной больницы: у одних нет рук, у других глаза заклеены пластырем. К тому же, глядя на них, создается обманное впечатление, будто они сшиты вручную. Но это и придает им особую трогательность.

Фенечки из бисера

Умение плести фенечки из бисера или, на крайний случай, из мулине в 90-е приравнивалось к умелой игре на фортепьяно и исполнению русских романсов в XIX веке. Наденешь штук десять браслетов, чтобы до локтя, — и на дискотеку. Причем большинство юных мастериц и не догадывалось о том, что расписные феньки — непременные атрибуты хиппи. Главное, что красиво. Да еще и родители довольны: какое удовольствие смотреть, как дочь, вместо того чтобы пропадать в сомнительных компаниях, кропотливо нанизывает бусинки на нитку!

ЧТО СЕЙЧАС?

Хенд-мейд процветает по сей день. Браслеты, бусы, кольца и серьги — эксклюзив сейчас ценится на вес золота. Особо одаренные сами шьют игрушки. И не стандартных зайцев-мишек, а питомцев из своей головы, которых сразу зачисляют в штат друзей. Или валяют их из войлока — очень успокаивающее, кстати, занятие.

Леонардо Ди Каприо

Пожалуй, не было больше такого киногероя, образ которого будоражил бы сердца столичных школьниц так, как смазливое личико Лео. Вышедший на экраны “Титаник” определил кумира юной части женского населения как минимум на полтора года вперед. Самые преданные фанатки соревновались, кто посмотрит этот фильм больше раз, а в комнате каждой школьницы почетное место над кроватью занимал постер со звездной мордашкой. И долгом чести становилось прицепить значок с изображением Ди Каприо на китайскую футболку с его же портретом. В моей школе старшеклассницы подходили к малышам, щеголяющим в майке с портретом звезды, и угрожающим голосом вопрошали: “А ты еще не слишком маленькая для таких вещей?” Да что там, я сама в пятом классе вызвала маму на разговор и безапелляционно заявила, что мне требуется новый наряд, потому что на ЭТУ кофту нацепить значок с Лео — просто нонсенс. Через неделю у меня появилось новое платье, а кассета с “Титаником” таинственным образом исчезла. Так что неудивительно, что у большинства родителей физиономия звезды  никаких положительных эмоций не вызывала.

КТО СЕЙЧАС?

Что барышни-подростки нашли в женоподобном Билле — загадка похлеще восьмого чуда света. Но факт есть факт: мальчик с рваной челкой и жирно подведенными глазами остается самым популярным персонажем среди молодежи. Даже несмотря на то, что стиль эмо, пропагандируемый группой, давно изжил себя. “Я люблю Биллика, и мне по фигу на мнение других!”, “Моя мечта — выйти замуж за Билла Каулитца”, “Мой первый поцелуй будет только с Билли!” — подобными признаниями пестрят тысячи девичьих интернет-дневников. Папарацци в свою очередь следуют за эмо-идолом по пятам: “Билли боится операции на гортани!”, “Солист Tokio Hotel впервые выступит ненакрашенным!” 

Вы выросли в 90-е, если:

…пили растворимые напитки Zuko и Yupi (а кое-кто — спирт “Рояль”);
…мечтали о розовой мебели для Барби;
…собирали трансформеры;
…носили капоры и шапки-колпаки с эмблемой любимых групп;
…играли в разноцветную пружинку;
…прыгали в “резиночку” и “классики”;
…вас останавливали на улице с вопросами: “Ты кто по жизни? Обоснуй!”;
…вечером в среду после обеда смотрели передачу “Зов джунглей”;
…могли запросто зайти к друзьям и попросить: “Вынеси попить!”;
…заслушивали до дыр кассеты “На-На” и “Иванушек”;
…светили лазерными указками на лица актеров в кинотеатрах;
…играли на школьной перемене в “сотки”.



    Партнеры