NASA выдало наших

“Военную тайну” гибели российского спутника раскрыли американцы.

“Военную тайну” России раскрыло в понедельник NАSА. На сайте американского аэрокосмического агентства появилось сообщение, что российская военная орбитальная группировка лишилась одного спутника. Примечательно, что космический аппарат военного назначения “Космос-2421”, запущенный в июне 2006 года, прекратил существование еще в марте. Однако наши военные предпочитали об этом не распространяться.

“Корабль распался на 300 фрагментов”, — говорится в докладе NASA об обнаружении осколков космических аппаратов на орбите. Специалисты NASA выяснили, что миссия этого корабля завершилась в середине февраля и на момент крушения он по плану сходил с орбиты. “Правительство Российской Федерации не раскрывает причин многочисленных разрушений, которым подвергаются корабли этого класса”, — добавляется в документе.

Триста фрагментов, 65 из которых относятся к крупным, — это, по мнению специалистов, очень много. Обломки спутника в настоящее время находятся на высоте от 400 до 420 км над поверхностью Земли.

Про аппарат “Космос-2421” (условное наименование УС-ПУ) известно, что он был запущен 25 июня 2006 года с космодрома Байконур с помощью ракеты-носителя “Союз-У”. Спутник к тому времени 15 лет хранился в арсенале. Запуск осуществляли расчеты Космических войск. Спутник входил в космическую систему разведки и целеуказания российского ВМФ. Вскоре после запуска сообщалось, что его солнечные батареи раскрылись не полностью. В течение недели по команде с Земли спутник предпринимал попытки раскрыть вторую батарею. Но все было тщетно. Тем не менее специалисты питерского КБ “Арсенал” надеялись устранить неисправность. Поэтому аппарат, бесцельно летающий в космосе, решено было не исключать из числа действующих объектов.

В Космических войсках к официальному комментарию информации о том, что случилось с “Космосом”, были не готовы. В пресс-службе Космических войск “МК” сказали: “Пока не можем ни опровергнуть, ни подтвердить. Нужно выяснить, что это за информация и насколько она соответствует действительности. Нужна детальная консультация специалистов”.

Зато ситуацию частично прояснил официальный представитель НАСА Сергей Пузанов. Он рассказал “МК”:

— В космическом центре имени Джонсона NASA есть офис, занимающийся вопросами орбитального мусора. Вместе с космической службой военной организации, имеющей свои станции слежения, они выявляют появление нового космического мусора на орбите, оценивают его влияние на работу космических систем, динамику и необходимые меры к снижению загрязнения. Доклады об этом вывешивают на сайте НАСА. Этот аппарат, “Космос-2421”, прекратил свое существование, став мусором, именно поэтому он и попал в новый реестр космического мусора. Почему он прекратил существование — это вопрос не к НАСА.

СПРАВКА "МК"

Военный спутник-разведчик УС-ПУ — аппарат космической системы “Легенда” для ВМФ. Систему морской космической разведки и целеуказаний (СМКРЦ) начали создавать 30 лет назад. В 1978 году СМКРЦ была принята на вооружение. Система позволяла определять с высокой точностью координаты авианосных и корабельных групп ВМФ вероятного противника и выдавать необходимые целеуказания на противокорабельные ракеты, размещенные на российских атомных подлодках, построенных по проекту 949А (в том числе на погибшем “Курске”) и боевых кораблях.

Наличие у России этой системы вызывало озабоченность в США, и именно спутники из состава “Легенды” были объявлены главными мишенями для создававшейся Пентагоном в 80-е годы противоспутниковой системы ASAT. Систему противодействия американцы так и не создали, но “Легенда” умирает своей смертью: ранее на орбитах одновременно работало четыре-пять аппаратов УС-ПУ, а в конце 90-х годов — лишь один. В настоящее время завод “Арсенал” прекратил их выпуск.