Поминальная разборка

Архитекторы сцепились из-за “русского Арлингтона” в Мытищах

Где будут лежать нынешние, пока еще здравствующие президенты?
9 мая 2010-го в Мытищинском районе Подмосковья должно открыться пафосное кладбище для VIP. Общая стоимость проекта больше ста миллионов долларов. Мест хватит не всем, а только Героям России, военачальникам, премьер-министрам, Верховным главнокомандующим и… Владимиру Ильичу с его Мавзолеем. Которых туда вроде бы тоже хотят переправить.

Но возведут ли российский Арлингтон точно в срок? Как стало известно “МК”, вокруг этого объекта сегодня кипят нешуточные страсти. Стройка главного кладбища страны началась 15 марта, но вот уже два года как создатели проекта обвиняют друг друга в плагиате.

Район живых — с административными зданиями. Район для мертвых — расчищенные аллеи геройских могил, амфитеатр-колумбарий, Вечный огонь. И объединяющий обе части мост, подсвеченный ночью прожекторами. Это великолепие возведут близ деревеньки Сгонники Мытищинского района. Как нам обещают, скоро здесь будет город-сад. Ну а пока — овраг, бывший военный полигон и бескрайние колхозные поля протяженнстью аж 53 гектара.

На днях рассмотрен иск. Государственное унитарное предприятие Моспроект-4 судилось с Государственным унитарным предприятием “20-й Загрантехстройпроект”. О защите своих авторских прав. Дескать, художественную составляющую кладбища на бумаге придумали одни граждане, а присвоили себе их лавры и, понятное дело, гонорар — совсем другие. А гонорар почти два десятка миллионов рублей, между прочим! В интеллигентном обществе это, наверное, называется плагиатом. В малоинтеллигентном, скорее всего, грабежом.

— У нас был партнер, художественное предприятие “КМДИ”, Комбинат Монументально-декоративного Искусства, через который мы для удобства проводили оплату труда художников и скульпторов, а также использовали цеха этого предприятия для работы над эскизами, — рассказывает Андрей Боков, руководитель авторского коллектива. — По просьбе руководства “КМДИ” мы взяли в наш авторский коллектив художника Сергея Горяева. Работа шла. В 2005-м году высшие чины из Минобороны в рабочем порядке приехали в Моспроект, чтобы оценить то, что у нас получилось. Проект в целом одобрили, хотя и указали на определенные недостатки, которые мы пообещали исправить.

Вообще-то, достаточно странно, что как должно выглядеть главное кладбище страны, решает не художественный совет, состоящий из художников и архитекторов, а военные.

Но да ладно в конце-концов — им же там лежать. Итак, вояки уехали. А вместе с генералами, как говорят в Моспроекте, убыл и Сергей Горяев.

Как выяснилось позже, со своей версией кладбищенского проекта. Для удобства названной им “Вариантом 2”.
Через несколько дней именитых художников поставили перед фактом: хоть вы и выиграли конкурс по формированию облика военного мемориала, но строить его будут по варианту Сергея Горяева. В обход тендеров.

Потому что его версия генералам понравился больше. И — как последний, самый весомый аргумент, подпись тогдашнего министра обороны Сергея Иванова. “Просто мне дали понять, что проект Моспроекта в Минобороны не примут, так как он противоречит их художественным вкусам, — объясняет народный художник России Сергей Горяев. — Ближе к массам надо быть, а не абстракцией заниматься. У нас по мосту героев расставлены бронзовые солдаты в формах разных времен, это реалистично и понятно каждому, а у них — сплошной минимализм и модернизм”.

“Очень странное, но многими другими своими идеями вариант №2 копировал наш вариант №1, — парирует Александр Тараненко, глава 4-й мастерской Моспроекта. — Например, и там, и там предусмотрен колумбарий в виде амфитеатра. Только у нас первоначальную работу делали мастера самого высокого класса — художник Иван Лубенников, реконструировавший станцию Маяковская (сейчас он строит парижское метро), скульпторы Лазарь Гадаев, Георгий Франгулян, Андрей Боков, делавший Дворец Спорта в Крылатском. А у Горяева эскизы монументов были выполнены коллективом неизвестных авторов.

— Не понимаю, почему в Моспроекте решили, что общий замысел украден у них — с таким же успехом я могу сказать, что они сами свой проект своровали у евреев, с “Яд ва-Шем” — Иерусалимского кладбища жертвам холокоста. Тоже очень похоже, — продолжает Сергей Горяев.

Ну что мы за люди такие, даже глав государств похоронить без драки не можем! Два года подряд авторский коллектив раздирали неразрешимые противоречия. За это время Генпроектировщик задания “20-й Загрантехстройпроект” успел положить в банк гонорар авторам варианта №2.

Но по закону Комбинат Монументально-декоративного Искусства может снять эту сумму только после того, как Моспроект подпишет им на это свое разрешение. “Ничего мы не станем подписывать, еще чего не хватало”, — заартачились архитекторы.

И вот несколько дней назад суд признал их право на авторство. “По нашей просьбе судом была проведена экспертиза и установлен факт заимствования, — говорят в Моспроекте. — А художникам, которых сначала позвали, а потом отодвинули в сторону, присудили компенсацию за нанесенный моральный ущерб!”

Пока суд да дело, так и непонятно по каким эскизам будут кладбище-то дальше строить. Моспроект на использование своей интеллектуальной собственности разрешение не даст. Сергей Горяев говорит, что это в принципе и необязательно: “Мы будем подавать аппеляцию. И уже начинаем отливать фигуры в бронзе, закончим их раньше срока, в 2009-м”.

Между тем, недавно “Дейли телеграф” охарактеризовал этот элитный кладбищенский комплекс как “первый идеологический проект новой России”.

Ох, не завидую тем, кто станет там лежать! С такой-то аурой…

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру