Есть ли жизнь за МКАДом?

Юрий Лужков выступил с идеей объединения усилий Москвы и области

5 мая 2008 в 17:17, просмотров: 340

Экономическое разнообразие российских регионов, а также их замкнутость как отдельных объектов административного управления стали тормозящим фактором в социально-экономическом развитии страны. И благополучной Москве эта диспропорция мешает не меньше, а даже больше, чем другим регионам.

Эту диспропорцию ежедневно ощущают на себе миллионы людей, вне зависимости от того, живут они в Москве или за городом. Ощущают, когда часами простаивают в многокилометровых пробках. Когда начинают задумываться о своем здоровье, качестве воздуха и воды, вообще о неблагополучной экологической ситуации в большом городе. Когда сталкиваются с невозможностью улучшить свои жилищные условия из-за дороговизны московских квартир.

Нехватка земли, транспортные и экологические проблемы — прямое следствие перегруженности столицы по сравнению с Московской областью. Следствие ежедневной миграции рабочей силы из Подмосковья в столицу и обратно, которая вызвана более высоким уровнем оплаты труда и социальной политики в городе по сравнению с областью.

Москва создает новые рабочие места, которых в области катастрофически не хватает, и обеспечивает социальные гарантии. Москва задыхается от переполнившего город количества автомобилей. Причем нагрузка подмосковного трафика на транспортную инфраструктуру столицы практически достигла критического значения.

Столица смогла бы справиться со своими транспортными проблемами, прокладывая новые магистрали и модернизируя дорожные пути, но с учетом нагрузки, которая идет на Москву из области, в недалеком будущем город застрянет в одной большой пробке.

Город приступил к строительству Четвертого транспортного кольца, расширяет Ленинградское и Дмитровское шоссе, Волгоградский проспект. Выводит новые и расширяет старые магистрали, “прорубил” Звенигородский проспект и готовит проекты новых трасс-дублеров. Но все эти усилия упираются в бутылочное горлышко областной узкоколейки.

С каждым годом увеличивается население не только Москвы, но и области, появляются целые мини-города, не обеспеченные собственным рынком труда и грозящие столице новыми потоками трудовой миграции по тем же узким дорогам.

Административные барьеры мешают модернизировать МКАД, где нужны новые развязки и въезды-выезды. Проблема в том, что внутренняя сторона МКАД — это Москва. А то, что за внешней кромкой кольцевой дороги, — уже другой субъект Федерации. Под ударом административных разногласий находится не только транспортная, но и коммунальная, инженерная и энергетическая инфраструктура, а также инфраструктура труда.

Тема объединения Москвы и Московской области в единый суперрегион обсуждается уже давно, но безрезультатно. А недавно Юрий Лужков опубликовал на эту тему статью в “Известиях”. В этой статье он обосновал необходимость объединения Москвы и области. Статья сразу же стала программной, а многочисленные аналитики заговорили о “новом большом задании Лужкова”, которое он получил из Кремля.

На этот раз столичный градоначальник не ставит вопрос об административном объединении. Он говорит о необходимости выработки единого плана территориального развития, объединении управленческих и инвестиционных возможностей. О создании равноценных условий для повышения качества жизни как москвичей, так и жителей Подмосковья.

Выработка единого плана территориального развития Москвы с областью и достижение на этом фоне сбалансированного роста — задача вполне выполнимая. Это доказывают существующие примеры таких городов, как Зеленоград, Троицк, Пущино, Дубна, со своей экономической специализацией и локальными рынками труда, выполняющих функции социально-экономической децентрализации.

Диспропорции в экономическом развитии регионов России — серьезная преграда на пути социально-экономического роста на многие годы вперед. Фактически своей статьей Лужков заявил о необходимости формирования макрорегиональных образований и экономики иного уровня. Сделал он это на примере московского региона.

Просто московский регион не заканчивается за пределами МКАД — и его дальнейшее развитие возможно только при комплексном взаимодействии столицы и области. А результатом должно стать повышение качества жизни москвичей и жителей Подмосковья.




Партнеры