“Я скоро повешусь из-за этой сессии”, — ради красного словца так заявляет каждый студент, пытающийся в жуткой спешке выучить огромные потоки формул, правил, цитат… Кто бы мог подумать, что привычная присказка о самоубийстве может превратиться в реальность? В последнее время в мире участились случаи суицидов во время сессий — веревка на шею из-за “двойки”, вскрытые вены из-за потерянной тетради… В чем реальная причина таких бессмысленных и трагичных смертей? Не подверглись ли студенты массовому психозу? “МК” узнал, как умирают из-за экзаменов и как с этим борются вузы.
Петля вместо оценки
“Недавно коллега рассказала душераздирающую историю: талантливый сосед — третьекурсник технического вуза, учившийся на одни “пятерки” и щелкающий любые задачки как орешки, потерял перед экзаменами тетрадь с конспектами. С повинной пришел вундеркинд к профессору: так, мол, и так, не смогу сдать. Но профессор не поверил, с конспектами не помог и отправил юношу готовиться своими силами. А в тот же вечер юный физик… выбросился из окна высотного дома”, — поведала в своем интернет-блоге одна студентка. Самое страшное в том, что этот случай нельзя назвать уникальным...
— Любые экзамены — это стресс, который на людей с неустойчивой психикой оказывает разное влияние, как положительное (они мобилизуются и решают поставленные задачи), так и отрицательное — вплоть до суицида, — комментирует ведущий психиатр МВД доктор Михаил Виноградов. — Для молодых людей провал в высшем учебном заведении означает уход в армию, а для девушек — потерю перспективы. Мнительным, ранимым и депрессивным людям кажется, что заваленный экзамен подводит под их жизнью определенную черту, теряется смысл всего существования.
Официальной статистики самоубийств из-за перенагрузки или несданной сессии не ведется. Однако известно, что за последний десяток лет количество молодежных суицидов выросло в три раза, а с 1960 года — аж на 265%, выведя Россию в лидеры по общему числу самоубийств. Каждый двенадцатый подросток от 15 до 19 лет в нашей стране предпринимает попытку покончить с собой, а действительно расстаются с жизнью более 2,5 тысячи несовершеннолетних в год.
Душа студента — потемки
Еще в советские времена в столичных вузах начала развиваться система психологической помощи студентам. Организовывались специальные центры, куда учащийся мог прийти со своими проблемами. Сейчас психологические службы также существуют во многих вузах. Изменился только принцип работы.
— Если психолог просто сядет в кабинете и будет ждать пациента, как было раньше, это никому не поможет, — уверен директор методического центра “Здоровьесберегающие технологии и профилактика наркомании в молодежной среде” при МГТУ им. Баумана Геннадий Семикин, — психолог должен быть знаком студенту, должен вызывать у него доверие. Поэтому наши специалисты специально совмещают работу в центре помощи и преподавание — они читают лекции о здоровом образе жизни, о профилактике наркомании.
Так, по словам Геннадия Семикина, убиваются сразу два зайца: преподаватель-психолог налаживает контакт с аудиторией, так что стеснительному парню или девушке уже не придется обращаться за помощью к незнакомому дядьке. С другой стороны, психолог, читающий лекции, может заранее отметить для себя ребят, которые входят в группу риска.
В психологической службе Бауманки работают 17 специалистов, причем кабинет психолога располагается в каждом здании общежития — ежегодно помощь в таких кабинетах получают около 500 студентов. В кризисные отделения НИИ психиатрии попадают около 40 из них, а многие отправляются в специальный санаторий-профилакторий.
Учебным стрессам более всего подвержены первокурсники — они-то в основном и обращаются в службу. У таких ребят возможны две проблемы, которые психолог обязан не допустить, — социально-психологическая дезадаптация и агрессия. В первом случае студент начинает путать день с ночью, пьет литрами кофе, от которого его только клонит в сон… В конце концов он перестает ориентироваться в действительности и у него случается срыв. А агрессия, особенно если она скрыта, направлена вовнутрь, как раз и может привести к попытке умереть.
— Чем раньше студент познает особенности вузовского образования, тем спокойнее ему будет сдавать сессию, — поведала “МК” профессор МГУ, доктор психологических наук Ольга Карабанова. — На мой взгляд, неплохо было бы ввести в первый год обучения профилактический курс, где студентам будут объяснять как планировать свое время, писать рефераты, грамотно и быстро готовить конспекты.
На базе психологического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова также существуют службы “душевной” помощи.
— В наш вуз поступают ребята, которые, учась в школе, привыкли быть во всем первыми. Однако обучение в университете имеет свои особенности и часто не совпадает с представлениями о нем новоиспеченного студента. Тем более что для наших учащихся характерны высокий уровень притязаний и высокая самооценка. Поэтому первые неудачи приводят молодых людей к не совсем правильным выводам, отчего и возникает стресс.
По словам Ольги Александровны, психологическая служба в вузах необходима, но если проблема приняла серьезный оборот, то студенту лучше все-таки обратиться в психологическую консультацию.
Куда звонить, если в вузе не помогут