Модные консервы

Что такое “винтаж”, сколько стоит уникальное старье и почему нельзя купить свадебное платье 30-х годов — выяснил “МК”.

23 мая 2008 в 17:45, просмотров: 674

Цветастые крепдешиновые платья, сделанные в СССР в 40—50-е годы прошлого столетия, смешные накладные попы-турнюры конца XIX века, уникальная коллекция американских свадебных платьев 20-х, 30-х, 60-х годов… На фоне коллекционного великолепия свой драгоценный старый товар представили и немногочисленные салоны винтажной одежды.

За недорого или по баснословной цене на открывшейся выставке “Винтаж. История моды” можно купить платьишко от Gucci конца 80-х или изделия ателье “Смерть мужьям” начала 70-х, из ныне уже несуществующей тяжелой ткани. Что такое “винтаж”, сколько стоит уникальное старье и почему нельзя купить свадебное платье 30-х годов — выяснил “МК”.

В современной моде, столь быстротечной, уже несколько десятилетий главенствует перифраз: все новое — это хорошо поношенное старое. Винтажное стало тождественно эксклюзивному, а потому бесценно. Винтажные платья носят голливудские звезды, отечественные артистки и великосветские модницы.

Попытка собрать в одном месте в одно время истинных пассеистов (ярых коллекционеров винтажной одежды и аксессуаров) предпринята впервые. Такого скопления разного старого столица еще не видела.

Музейное, коллекционное, то, что не продается ни за какие коврижки, заняло центральное место на выставке — обозначая, так сказать, второе название мероприятия, отражая эпохи, эдакое наглядное пособие по истории моды.

Гордые безглавые манекены щеголяют в уникальных костюмах и платьях, под стеклом блестят стразы старой обувки, на стальных обручах старинных турнюров кокетливо висят  нижние юбки и панталоны на резинках. Панталоны — это уже антиквариат, потому что старше восьмидесяти лет; американские свадебные платья 30-х или 60-х —  винтаж.

Реставратор Ирина Черняховская с умилением оглядывает свои экспонаты — свадебные наряды (среди представленных на выставке — подвенечные платья как начала прошлого столетия, так и 30-х, 40-х, 50-х годов XX века). Она работала для “Метрополя”, а потом занялась коллекционированием: “Я ходила по развалам и смотрела на брошенные в пыли старинные свадебные фотографии. Такое это было зрелище… унылое”. Грусть переросла в азарт. Ирина стала скупать фотографии. “В Америке свадьба — исключительный ритуал. Поэтому платье, в котором прабабушка выходила замуж в начале XX века, могло храниться на чердаках в правильных коробках годами. Я их покупаю, реставрирую. Но мне трудно с ними расстаться, поэтому я их не продаю”. Она реставрирует то, что надо, и хранит с невероятным трепетом каждую вещицу. Она подходит к манекену, на котором висит желтоватая прозрачная ночная сорочка. “Посмотрите: это сшито руками. Я сама многое умею, но такое совершенно непостижимо”. Перед глазами — стройный ряд крохотных стежков, который так похож на самую простую машинную строчку. Ирина не чурается коммерции. Она совладелица бутика винтажной одежды, где тщательно отобраны старые платья haute couture таких мастеров, как Кристиан Диор, Юбер де Живанши, Валентино. Цена некоторых нарядов доходит до 3 тысяч условных единиц.

Мизерную часть своей уникальной коллекции винтажной обуви представил Назим Мустафаев, главный по башмакам на центральной столичной ежегодной выставке.

— Покажите самые дорогие экземпляры коллекции, — просит корреспондент “МК”.

— Из представленных на выставке — открытые туфли с верхом из красного бархата с отделкой из золотой кожи, некогда известной марки Israel Miller 30-х годов. А вообще у меня в коллекции есть 40 пар обуви XVIII века — вот они по-настоящему дорогие. Цена некоторых из них доходит до 80 тысяч долларов.

— Что все-таки определяет цену той или иной старой пары обуви?

— Редкость, имя производителя, состояние. Множество аспектов. Вот например, есть китайские туфли-лотосы. Да, до нас дошли действительно старинные экземпляры, но их очень-очень много. С другой стороны — пару туфель от Сальваторе Феррагамо тридцатых годов, тех, которые он шил еще сам, — вы так легко не найдете.

Впрочем, какое дело простому смертному до модной пары туфель, если ее нельзя купить? Вот винтажные шарфик, боты или платьишко, пусть не столь уникальные, зато вполне носибельные, — совсем другой разговор. Хозяйка питерского салона винтажной одежды и антикварных аксессуаров Нина тяжело вздыхает, показывая, так сказать, товар лицом: торговля на выставке идет не бойко. Притом что маленькую сумочку середины 40-х, прошедшую войну и голод, Нина готова отдать за две тысячи рублей, мужскую рубашку с набивным рисунком середины 70-х — за пять тысяч, сшитое в известном ателье “Смерть мужьям” платье — за 200 долларов. К слову, тогда оно стоило дороже.

Термин “винтаж” мода позаимствовала у виноделов. В переводе с французского vintage означает “урожай определенного года”, то есть высококлассное вино многолетней выдержки. Вещь из бабушкиного сундука только тогда может носить гордое имя “винтаж”, если ему не меньше двадцати лет,  действительно отражает эпоху, уникально и сохранилась в отличном состоянии. Мода на старое родилась в 60-х, когда производство одежды поставили на поток. Уже через 20 лет модницам надоело, что все вокруг выглядят одинаково. Стряхнуть пыль с бабушкиного палантина и надеть его — вот простой способ выделиться.

Самые “рыбные” места — развалы старья в Стамбуле, Берлине, Лондоне, Нью-Йорке. Отечественные коллекционеры потрепанного эксклюзива регулярно перерывают и знаменитые московские блошиные рынки, и дурно пахнущие комиссионки. Хорошо, если найденный артефакт в отличном состоянии. Чаще старинные вещички немало подпорчены временем и отношением, а потому требуют реставрации. Цена уникальной винтажной тряпки изначально может быть мизерной, а вот восстановительные работы обходятся недешево. В итоге сумма за винтажное платье легко доходит до десятков тысяч в иностранной валюте.

Среди тех, кто покупает и носит старые шмотки, немало известных людей. Рената Литвинова, Ингеборга Дапкунайте, Наталья Водянова, Сати Казанова.

— Почему вы носите винтаж?

— У винтажных платьев — особенный крой, который подчеркивает женственность силуэта. Мне такие платья очень идут. Я обожаю тенденции моды 50—60-х годов. Мне кажется, что наряды того времени мне даже снились. .




Партнеры