Не буду давать оценки — “оригинальный”, “великий”, а просто расскажу, что знаю. А знаю точно, что за час до астрономического начала юбилея скульптора Николая Силиса (6 июня) мы расстались с ним на Вавилова, где юбиляр проживает.
А еще то, что по дороге (а до этого в его мастерской) мы о многом говорили, вспоминали знакомых, слушали Берковского, пили кофе (Силис — коньяк).
Силис не молчун, не бука. Ему не дашь этих самых 80 лет, записанных в паспорте (“не люблю его даже открывать”).
“Что будет в день вашего рождения?” Николай Андреевич растерялся: “Буду в мастерской, кто придет — не знаю, но точно, что за этим столом убирается не более 20 человек. Хотя теперь есть и “большой” стол: завезли 6,5 тонн (!) моих новых альбомов”. Дарит альбом: на обложке крупно на русском — “Силис” и скромненько — Silis. На этом столе — из стопок книг — он с друзьями уже отмечал выход издания. “Книгу сам безменом взвесил — получилось более двух килограммов”.
Сколько весит в масштабах искусства творчество Николая Силиса? “Не люблю слово “зачем?” — если оно адресовано мне как художнику. Искусство — оно “не зачем”. Вот и все — сколько весит, столько весит… Купите себе безмен и взвешивайте.
В предисловии к альбому его называют “первопроходцем, создателем уникального художественного языка”. А он пьет коньяк и рассказывает... про кино. Скульптор Силис сыграл и с Роланом Быковым в фильме “Улица Ньютона, дом 1”, и с Борисом Андреевым в “Острове сокровищ” (Андреев — Сильвер, художник — пират Том), в “Роднике для жаждущих”. А еще были “Бегущая по волнам”, “Любить человека”, “Москва, любовь моя” и др.
Конечно, он не мог не сказать… о геометрии — великом, но неустойчивом треугольнике “Лемпорт—Сидур—Силис”. 56 лет они прожили в одной мастерской: “Как мы не убили друг друга?”. Сказал, что он из семьи репрессированных: его отец, “враг народа”, расстрелян в 1941-м.
Что дальше? Силис и тут Силис: “Художник после 80 не имеет права делать ничего нового. Противопоказано. Разве что где-то в чем-то повторить себя”.
Живите долго, Мастер!