Школа скоро аукнется

Зарплаты учителей будут зависеть от числа отличников в классе

27 июля 2008 в 16:38, просмотров: 488

В ближайшие два года наше среднее образование ждут кардинальные изменения. Школа лишится статуса бюджетной организации и станет самостоятельно хозяйствующим субъектом, а учителя и директора станут финансово заинтересованы в воспитании отличников. Эти перемены обсуждались на заседании Межведомственной рабочей группы при президентском совете по реализации нацпроекта “Образование”.

Эксперимент по внедрению вышеперечисленных изменений проводили в 31-м российском регионе, однако теперь настало время распространить этот опыт на всю страну. Сделать это будет непросто, признает главный оператор нацпроекта “Образование” и ректор Института проблем образовательной политики “Эврика” Александр Адамский. Некоторые преобразования носят крайне болезненный характер. Особенно непросто идет процесс закрытия нерентабельных школ и увязка учительских зарплат с результатами их работы. Учителя не просто волнуются — они морально не готовы к тому, что их работу будут контролировать и измерять, и прямо говорят — не надо нам повышения зарплат, лучше не вводите новую аттестацию.

Необходимость лишить средние школы статуса бюджетной организации Адамский объяснил так: “Финансирование общеобразовательных учреждений постоянно растет, а эффективно расходовать эти деньги никто так и не научился. Если ситуацию оставить без изменений, результатом станет падение качества образования”. Выход прост: статус срочно поменять и превратить школу в самостоятельно хозяйствующий субъект — АУ (автономное учреждение).

Идея эта не нова и крайне непопулярна в образовательном сообществе. Если ее воплотить в жизнь, считают оппоненты, то школа увлечется зарабатыванием денег, забыв об обучении детей. А возможно, это приведет к массовому банкротству и распродаже школьных зданий, что в условиях дикого капитализма и повсеместного рейдерства в России перспектива более чем реальная. Неудивительно, что даже в пилотных регионах, чью храбрость простимулировали крупные бюджетные вливания (только в 2008 году на нацпроект было выделено 5,25 млрд. руб.), охотников АУкнуться нашлось немного: чуть более половины школ в двух третях регионов-участников.

Увернуться, похоже, на этот раз школе не удастся. Уже в 2010 году реформаторы надеются завершить преобразования по всей стране. А чтобы процесс пошел быстрее, “автономным учреждениям” обещают разнообразные льготы, а бюджетные школы станут всячески прижимать.

Улучшат ли внедряемые меры образование, покажет время. Но вот оценки школьников, как свидетельствует опыт участников нацпроекта, улучшатся наверняка. В Псковской области, например, где величину учительских зарплат напрямую привязали к отметкам учеников, включая результаты ЕГЭ, “двоек” по математике в 2008 году было втрое меньше, чем в среднем по России (7,5% против 23,5%). А как только к оценкам привяжут и директорские зарплаты (в той же Псковской области, по словам губернатора Михаила Кузнецова, такие планы есть), можно не сомневаться: “двойки” по ЕГЭ исчезнут совсем.



Партнеры