От старых бульваров не останется и крошки

Ее заменят на гранитную брусчатку

Бульварное кольцо хоть и не молодо, но в отличие, например, от Садового пока еще зелено. Благо, что московские архитекторы рассматривают его прежде всего не в качестве транспортной магистрали, а как садово-парковый ансамбль. Сейчас специалисты в поте лица реконструируют сразу три знаменитых столичных бульвара — Страстной, Рождественский и Никитский. Ко Дню города они должны предстать перед москвичами в лучшем виде.

Иметь в доме подкову — на счастье. А большую подкову — наверное, на большое счастье. Если это верно, то Москва и москвичи уже третий век купаются в радости, удовольствиях и несметных богатствах (впрочем, провинциалы в этом и не сомневаются).

Случайно или нет, но столичное Бульварное кольцо Екатерина Вторая решила сформировать именно в виде подковы (сейчас один конец упирается в Устьинский мост, другой — в Соймоновский проезд). В 1770—1780-е годы была разобрана Белая стена, потерявшая оборонительное значение, и на ее месте заложили бульвары. Их нынешнее название закрепилось уже в советское время, когда цепочку зеленых улиц действительно хотели закольцевать. Но не сложилось. А несколько лет назад к этой задумке снова вернулись. Столичные проектировщики предложили соединить Яузский бульвар с Гоголевским тоннелем под Москвой-рекой. Другой проект предусматривал прокладку подземной трассы в районе Большой Полянки, Пятницкой и Большой Ордынки. В итоге Лужков зарубил обе идеи — иначе пришлось бы снести десятки старинных зданий в центре. А ведь реконструкция должна быть настолько филигранной, чтобы горожане не заметили явных изменений.

Безусловно, после нынешнего капремонта на бульварах зажгутся новые фонари и появятся удобные скамейки, более современные. Но — у них такие же чугунные гнутые ножки с дырчатыми сиденьями из деревянных брусков. Разница в том, что раньше делали перекладины сосновые (они трескаются от времени), а сейчас используют либо клееный брус под сосну, либо хорошие дубовые рейки.

Спецы аккуратно меняют чугунное ограждение, кладут декоративную плитку и бордюры. Гранитная брусчатка, если относиться к ней бережно, должна пролежать лет 10—15.

Озеленители высаживают деревья и кустарники, приводят в порядок газоны. На Рождественском и Никитском бульварах рабочие реконструируют гранитные лестницы. За долгие годы ступени поистерлись от ног москвичей, скололись и приобрели опасный уклон.

На Страстном бульваре застаем рабочих за полировкой блоков. Пыль так и летит во все стороны.

— Работа идет круглые сутки. Ночью материалы отгружают, днем мы их укладываем, — рассказывает прораб Хачатуш Маргарян.

— Последний раз Страстной бульвар ремонтировали лет 15 назад, причем без применения долговечных материалов. Сами понимаете, в условиях движения автомобилей и аварийности ограждения практически все “битые”, и их надо менять, — комментирует руководитель Дирекции по ремонту и эксплуатации дорог, благоустройству и озеленению территории ЦАО Алексей Ларин.

Есть одно преобразование, прочувствовать которое сможет любой мало-мальски внимательный горожанин. С бульварных дорожек исчезнет покрывавшая их крошка — та самая, которая так приятно хрустит под ногами, перенося нас на несколько минут из города на природу.

— Москвичи буквально засыпали нас письмами, что из-за ходьбы по мягким дорожкам они пачкают и портят дорогую замшевую обувь, особенно в дождь. И попросили нас сделать обычное покрытие, — признается Ларин. — А ведь когда создавалось Бульварное кольцо, крошка была единственным материалом для дорожек — не известняком же мостить.

Сотрудники Москомнаследия подивились капризности горожан. И сказали, что бетонные плиты в качестве покрытия точно не подойдут — иначе о каком соблюдении исторической точности можно говорить? Скрепя сердце разрешили использовать гранитную брусчатку. Ее и положат на прогулочных дорожках.

На реконструкцию каждого бульвара требуется 3—4 месяца. За это время рабочие не просто приводят их в порядок, но и перекладывают коммуникации — чтобы потом не ломать мощение.

— В телевизионных новостях передавали, что во время перекладки коммуникации на Страстном бульваре рабочие откопали старинные монеты и ценные предметы. Не верьте, это самая настоящая “утка”! — смеется Алексей Ларин. — Помню, когда мы строили Интернациональный сквер на Верхнерадищевской, “желтая” пресса выдумала, что мы обнаружили воинские захоронения. Если при строительстве гостиницы “Москва” действительно нашли много интересного, так там открыли музей археологии. Нам постоянно приходится работать с Москомнаследием. Они сначала проводят археологические изыскания, смотрят, есть ли культурный слой. На бульварах его нет.

Последний раз масштабную реконструкцию “зеленой подковы” власти проводили в середине прошлого века. Что касается современной программы капремонта бульваров, ее реализация началась в прошлом году с Чистопрудного бульвара. К сентябрю, повторимся, рабочие закончат реконструкцию Никитского, Страстного и Рождественского. На очереди — Петровский (2009 год), затем — Покровский и Сретенский (2010-й). Последним в списке стоит Тверской бульвар, поскольку там будет строиться развязка и бытовой городок поставят аккурат на газоне. Так что восстанавливать “историю” на Тверском спецы будут после окончания дорожного строительства.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру