Плюс-минус миллиард

Заработал или потерял Минфин на российских резервах

В июле, когда рухнули акции американских ипотечных агентств Fannie Mae и Freddie Mac, в долговые обязательства которых ранее была размещена значительная часть российских золотовалютных резервов (около $100 млрд.), Минфин выступил с разъяснениями: дескать, волноваться нечего, потому что наши деньги в облигациях, которые остаются надежными. На днях глава ведомства Алексей Кудрин на встрече с депутатами Госдумы заявил, что за полгода Россия заработала на таком размещении свыше 1 млрд. долларов.

“Наши деньги не только не обесценились, мы получили от них доход, — констатировал министр. — Наш фонд не потерял ни цента, потому что мы размещали в консервативный пакет. Мы получали на мировом рынке услугу по сохранению наших средств”. А с учетом того, что недавно первый зампред Банка России Алексей Улюкаев сообщил, что с начала года вложения в облигации американских ипотечных агентств сократились на 40% (до 50 млрд.), так и вовсе становится спокойно. Но, с другой стороны, поводов для радости не так уж много.

Доходность этих вложений за последние полгода составила примерно 3—4%. Надо понимать, номинальная и в годовом исчислении, а не в абсолютном по результатам размещения. Что же касается реальной доходности, то она явно ушла в минус. Грубо говоря, если вам к 100 долларам начислили еще три, а доллар за это время обесценился на 10%, то вы не заработали, а потеряли. Потому как по покупательской способности у вас на руках осталось 93 доллара по сравнению с началом периода. В начале года за 1 евро давали 1,47 доллара. А первое полугодие доллар завершил, подешевев до 1,59. То бишь доллар сам подешевел по отношению к евровалюте на 8%.

Не в восторге от инициатив нашего Минфина и представители банковского сообщества. Так, вице-президент Ассоциации “Россия” Олег Иванов сказал: “Алексей Кудрин совершенно прав как казначей и блюститель государственной казны. На сегодняшний день российский рынок акций отличается высокими рисками…

Беспокоясь исключительно за сохранность бюджета, министр финансов выбирает наименее рискованный западный рынок. Но с точки зрения российской экономики инициатива Минфина выглядит близоруко и, по сути, означает превращение Фонда Национального благосостояния России в Фонд Национального благосостояния зарубежных рынков… Как показал опыт последних 5 лет, Минфин не готов решать такие задачи и выбирает путь наименьшего сопротивления, практически игнорируя потребности российской экономики и интересы российского финансового сектора”.

Так что радоваться-то, по сути, и нечему. Разве тому, что потеряли не так много, как могли бы.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру