Лечить, нельзя помиловать!

“Какой-нибудь забег “Против наркотиков” — это тоже абсолютный блеф!”

Если верить всему, что говорят, то с 2009 года “здоровый образ жизни” будет финансироваться как отдельное направление вроде транспорта или образования. Потому как премьер-министр Владимир Путин назвал пьянство и курение в молодежной среде национальным бедствием.

— Считаю необходимым, — сказал он, — начиная с 2009 года начать финансирование мероприятий по пропаганде здорового образа жизни и отказу от вредных привычек.

— Таких, как наркомания! — подхватывает президент благотворительного фонда “Нарком” Александр Алексеев. — Потому как за последние 3 года число наркозависимых в стране выросло еще на 2 процента…


Так сколько вешать  в граммах?


— Откуда такие данные про 2% за три года? Как это вообще можно подсчитать?

— 2% — это “пол—потолок”, это я взял из доклада Путина. Никто в стране не знает, сколько у нас больных наркоманией. 

— По мнению ФСКН, 4 миллиона.

— Вот, смотрите. (Алексеев кладет перед собой лист с текстом. — Авт.) Это — заявление ФСКН. По их данным, в России до 6 млн. человек употребляют наркотики. Эти цифры мы все слышали. Но откуда она взялась, Наркоконтроль нам не ответил, хотя мы их прямо спрашивали. Так что оставим на совести заявителя. Сейчас стало 4 миллиона. Кладбище-то увеличивается… И дальше вот интересная фраза: “Хотя бы раз в жизни наркотики пробовали до 15 млн. российских граждан”. Фраза абсурдная. Вы что, со свечкой стояли? Кто один раз пробовал, кто два? 

— Они бы вам ответили, что это результат социологических исследований.

— Ни о каких серьезных исследованиях по этому вопросу мне неизвестно. Это все относительные цифры. Мониторинга в нашей стране никто никогда не проводил.

— А ваш фонд работает исходя из каких цифр?

— Два года тому назад мы провели исследование “Профилактика наркозависимости молодежи — это профилактика криминальных революций в России”. И мы дали логически обоснованное количество наркоманов. У нас были определенные данные, мы пригласили группу математиков, и они нам методом “золотого сечения” все посчитали. Наше мнение — в стране 15 миллионов наркозависимых. А так как у них есть родители, то надо добавить еще 30 миллионов созависимых. А конопля-то растет везде. И у нас есть такие случаи, что бабушку с дедушкой вводят в наркооборот…

Давайте теперь посмотрим Федеральную целевую программу по борьбе с наркотиками. Тут тоже сказано, что в РФ около 6 млн. человек допускают незаконное употребление наркотиков. Но тут же сказано, что реальное количество превышает эту цифру в 8—10 раз. То есть ФСКН допускает, что употребление психоактивных веществ может доходить до 48 млн.

— Вилка удивительная: у вас 15 миллионов, у ФСКН — 4—6.

— Можно назвать сколько угодно: 6, 15 — какая разница с точки зрения формальной логики. Но вот дальше, цифры из той же программы. Общая численность населения от 11 до 24 лет, которую намечена охватить программа, это 31 млн. (на 2005 год). На самом деле, как показывает общение с наркологами в федеральных округах, употребление психоактивных веществ и алкоголя начинается существенно раньше, с 6 лет. Но ФСКН сужает этот коридор и берет от 12 лет. Но к 12 годам уже массово получаются законченные алкоголики и наркоманы.

Ударим автопробегом!


— Хорошо, допустим. А как, на ваш взгляд, сейчас выглядит борьба с наркоманией?

— До сегодняшнего дня неизвестно, кто у нас занимается профилактикой наркомании. А сколько в России бесплатных реабилитационных центров, вы знаете? Официально, по-моему, 26 в системе Минобразования. На самом деле их буквально единицы, полагаю, не больше пяти. На реабилитационные центры нужны средства. Их нет.

Кроме того, благодаря 122-му Федеральному закону все государственные медицинские учреждения состоят на дотации из бюджета города или области, где они находятся. В связи с этим многие наркологические центры и кабинеты были ликвидированы. Москва — исключение. 

— А разные мероприятия “против наркотиков”?

— Я к ним отношусь скептически. Знаете, как лучше всего отмыть деньги в этой сфере? Купил полмиллиона шариков. И написал “Нет наркотикам”. И выпустил в воздух. Мероприятие? Конечно. Публичное? Да. Профилактическое? Да. И что с этого? Какой-нибудь забег “Против наркотиков” — это тоже абсолютный блеф. 

— То есть профилактики нет, лечения нет…

— Развалено полностью! Реабилитации никогда и не было. 

— А борьба?

— Это к Наркоконтролю. Те службы, которые находятся на местах, на земле, они работают. Как могут.

“Огласите весь список, пожалуйста!”


— А как надо?

— Возникает вопрос: почему же, собственно говоря, мы ничего не делаем? А ведь надо всего-навсего задать вопрос господину Путину: если существует список социально значимых заболеваний, почему мы до сих пор не внесли туда наркоманию? Тогда бы у нас по-другому развивалось законодательство, и мы бы могли, собственно, с этим заболеванием справиться. Мы бы имели какие-то рычаги.

— Такой пустяк — всего лишь внести в какой-то список? И что тогда можно будет сделать?

— Будет необходимо ввести стандарт диспансеризации учащихся. Как вы знаете, Юрий Михайлович выступил с инициативой проводить диспансеризацию студентов. На сегодняшний день это сделать юридически невозможно, потому что это будет нарушать Закон о психиатрической помощи.

— Диспансеризация — это тестирование. Протестируете, а дальше?

— Дальше этого молодого человека необходимо взять на учет и заставить принудительно лечиться. 

— Но если выяснится, что у 90% подростков — положительный тест на марихуану, что делать?

— Для начала необходимо введение в каждой школе психолога хотя бы. Дальше необходимо проводить по школам тренинги по выявлению молодых людей, которые входят в группу риска. И если мы не можем работать со всеми сразу, можно выявить определенных харизматических лидеров в этом вопросе и работать с ними. И только путем такой селекции возможны положительные результаты.

Мы должны обязательно работать с родителями. Не школьникам надо говорить: “Наркотик — это плохо”, — ни в коем случае! Нельзя говорить с подростками о наркотиках, потому что они слышат только то, что хотят услышать. И ни в коем случае нельзя вешать плакаты, которыми еще два года назад был увешан весь город: “Скажи “нет” наркотикам”. Потому что школьники опять же читают только то, что хотят, и это их завлекает. И когда приходишь к ним на беседу, то первый вопрос, который они задают: “А что будет?” И единственное, что их как-то останавливает, когда им говоришь не “что”, а “сколько” тебе за это будет. Все остальное — это хи-хи, ха-ха, и они абсолютно тебя не слышат. А говорить надо с родителями, преподавателями, воспитателями.

Родители — 80% — смотрят на тебя перепуганными квадратными глазами и вообще не хотят ничего слышать. У 98% страусиная позиция: “Мой ребенок не может употреблять, потому что не может, а все остальное — это наветы”. Возьмем элитные школы. Позиция их директоров следующая: “Если я приглашу родителей на беседу о наркотиках, они заберут у меня детей”. Мы собирали школы, из 17 пришло 2. 

— А кроме этого?

— На мой взгляд, профилактика посредством СМИ — это основное. Пока у нас модно культивировать употребление наркотиков как образ жизни, пока на эту тему создаются передачи и пишутся романы, одних ЛТП будет недостаточно. Кроме того, есть замечательный мировой опыт, его надо просто-напросто проанализировать. 

— А что, кто-то победил наркоманию?

— Наркоманию никто в настоящий момент не победил. Но у каждой страны есть свой позитивный опыт. Я анализировал законодательства Китая, Кубы, Голландии… 

— Таиланда?

— И Таиланда, и Египта. 

Мы готовы взять на себя этот труд, но у нас не хватит средств решить эту проблему. Посильно мы выполняем комплекс мероприятий, который не связан с диспансеризацией: профилактика через СМИ, комплекс мероприятий, направленных на здоровый образ жизни. Ведь система, которую мы предлагаем, достаточно жизнеспособна и не требует больших затрат. Дело не в затратах, люди просто не хотят этим заниматься.

МЕЖДУ ТЕМ

В 2001 году в Таиланде за 2 недели практически без суда было расстреляно около 30 тысяч человек, связанных с наркотиками: и потребителей, и наркоторговцев. Приняв новую правительственную программу по борьбе с наркотиками, журналистов стали приглашать на процедуры смертных казней, а сами казни начали транслировать по национальному телевидению. Сейчас Таиланд считают страной, свободной от наркотиков. Тем не менее и сегодня расстрела ожидают 451 человек, так или иначе причастные к наркотикам.

Китай отмечает свой День борьбы с наркоманией массовыми казнями людей, причастных к торговле наркотиками. Ежегодно в этот день расстреливают от 50 до 60 человек. Но, по некоторым оценкам, количество китайских наркоманов все равно превышает более 12 миллионов.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру